Характеристика профессиональной деятельности специалистов (горных инженеров)

 

Характеристика профессиональной деятельности специалиста (горного инженера) в соответствии с макетом ФГОС включает в себя:

· определение объектов профессиональной деятельности горного инженера по специальности;

· определение видов профессиональной деятельности горного инженера по специальности;

· определение задач профессиональной деятельности горного инженера по специальности.

Определяя объекты, виды и задачи профессиональной деятельности горного инженера, разработчикам стандарта предлагается придерживаться принципа гармоничного сочетания универсальной компоненты, характерной для всех горных специальностей, и прикладной, определяющей конкретную специальность. При этом позиции второй компоненты с точки зрения содержательности должны быть значительней.

Очевидно, что универсальная компонента должна учитывать общие характеристики объектов горного дела, формализованных в официальных нормативно-правовых актах. Одним из источников такой информации, является отечественное законодательство. Так Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных процессов» очень четко дает характеристику опасных объектов в промышленности.

В табл. 1 приведены результаты анализа характеристик опасных промышленных объектов, а также представлены специальности современного направления Горное дело, выпускники которых, в своей профессиональной деятельности напрямую будут иметь дело с опасными объектами или процессами [7].

 

№ п.п.     Характеристика опасных производственных процессов (в ред. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных процессов: «… К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:…») Перечень горных специальностей, выпускники которых в профессиональной деятельности работают с опасными объектами с соответствующей характеристикой
  1.     1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели… …е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели… …ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды…

Маркшейдерское дело.

 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.

 Открытые горные работы.

 Физические процессы горного или нефтегазового производства.

Шахтное и подземное строительство.

Обогащение полезных ископаемых.

Взрывное дело.

Горные машины и оборудование.

Горноспасательное дело

2. 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
3. 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
4. 4) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях
5. 5) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов. нет

 

 

Таким образом, фактически профессиональная деятельность горных инженеров всех специальностей связана с опасными производственными объектами, определенными на уровне федерального законодательства (за исключением металлургических процессов – п. 5).

Ценная для разработчиков ФГОС ВПО горных специальностей информация содержится и в действующем Федеральном законе «О недрах», где представляются четкие формулировки по обязанностям пользователя недр в Российской Федерации (статья 22 ФЗ «О недрах» [8]).

Пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются особые требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами [8].

В указанном законе приводятся также однозначные формулировки в части требований к рациональному использованию и охране недр; геолого-экономической и стоимостной оценке месторождений полезных ископаемых и участков недр; порядку разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; первичной переработке минерального сырья пользователями недр; по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; использованию геологической информации о недрах; государственному учету и государственной регистрации и др.

Очевидно, что горный инженер по любой специальности должен быть подготовлен к решению профессиональных задач на горном производстве по указанным направлениям, тем более, что об этом говорится в этом же Федеральном законе «О недрах» в статье 24:

«…Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование…» [8].

Кроме законодательных актов федерального уровня значительное количество подзаконных актов, в том числе утвержденных на уровне Правительства страны, определяют требования к квалификации персонала, работающего на горных предприятиях. Разработчики стандартов и основных образовательных программ подготовки горных инженеров обязательно должны использовать эти материалы, но с учетом динамики и ключевых тенденций их изменения. Очевидно, что нет необходимости вводить устаревшие или отживающие свой век нормы и правила. Целесообразно на уровне федерального стандарта использовать элементы требований документов только федерального уровня (федеральных законов и постановлений Правительства).

Дав общий подход к характеристике объектов профессиональной деятельности, Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела (УМО) предлагает всему заинтересованному сообществу представить свои предложения по формулировкам указанных объектов в разрезе каждой специальности. Первые приближения формулировок, предложенные Учебно-методическими комиссиями УМО, будут представляться отдельно в публикациях, в которых будет приводиться содержание стандартов по специальностям.

Виды профессиональной деятельности выпускника – горного инженера предлагаются в универсальной формулировке ФГОС ВПО в следующем составе:

· производственно-технологической;

· проектной;

· научно-исследовательской;

· организационно-управленческой.

В ходе предварительного обсуждения этого вопроса в рамках УМК по специальностям и на заседании Совета УМО в г. Шахты выдвигались варианты включения других видов деятельности, например, педагогический. Однако, учитывая, что макет ФГОС ВПО дает возможность вузам в рамках свих основных образовательных программ, разработанных на основе ФГОС ВПО, использовать вузам свою академическую свободу в части развития других видов деятельности выпускников, академическое сообщество остановилось на приведенном перечне и определило его в качестве базового.

Задачи профессиональной деятельности в соответствии с макетом ФГОС ВПО должны определяться на основепрофессиональных (квалификационных) стандартов в соответствующей области профессиональной деятельности. Если они отсутствуют,  перечень задач профессиональной деятельности должен быть сформирован разработчиком проекта ФГОС ВПО при обязательном участии работодателей.

Задачи профессиональной деятельности должны давать адекватное представление о необходимости непрерывной подготовки специалистов по заявляемой специальности.

В качестве примера приведем формулировки из проекта ФГОС ВПО подготовки горного инженера по специальности «Открытые горные работы».[1]

Задачи в области производственно-технологической деятельности («Открытые горные работы»):

- техническое руководство открытыми горными и взрывными работами

- разработка, согласование и утверждение технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения открытых горных и взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами

- контроль над выполнением требований технической документации на производство открытых горных работ, действующих норм, правил, стандартов.

Задачи в области организационно-управленческой деятельности («Открытые горные работы»):

- организация труда коллектива, принятие управленческих решений;

- проведение технико-экономического анализа выполняемых работ, комплексное обоснование планируемых мероприятий, вскрытие резервов производства и подготовка предложений по их эффективному использованию;

- разработка проектов и программы работы отдельных подразделений (участков) и предприятия в целом;

- организация постоянно действующей системы по повышению научно-технических знаний подчиненных исполнителей, их обучение и аттестация в установленном правилами безопасности порядке.

Задачи в области научно-исследовательской деятельности («Открытые горные работы»):

- выполнение экспериментальных и лабораторных исследований;

- обработка и оценка результатов исследований;

- моделирование процессов и технологии открытых горных работ;

- подготовка отчетов по результатам научно-исследовательских работ.

Задачи в области проектной деятельности («Открытые горные работы»):

- проектирование процессов и технологии открытых горных работ;

- выбор главных параметров горного предприятия;

- технико-экономическая и экологическая оценка проектных решений;

- разработка технической документации.

Очевидно, что задачи профессиональной деятельности горных инженеров должны согласовываться с видами профессиональной их деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: