Основная образовательная программа подготовки специалистов (горных инженеров) предусматривает изучение следующих учебных циклов (Табл. 2):
- гуманитарный, социальный и экономический цикл;
- математический и естественнонаучный цикл;
- профессиональный цикл
и разделов:
- физическая культура,
- практика и научно-исследовательская работа.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. В рамках вариативной части подготовки специалистов проектируется реализация специализаций.
Таблица 2 Структура ООП подготовки специалистов (горных инженеров)
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы) | Перечень дисциплин дляразработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций | ||
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | |||||
Базовая часть | ||||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: уметь: владеть: | История, Философия, Иностранный язык и др. | |||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||||
С.2**) | Математический и естественнонаучный цикл | |||||
Базовая часть | ||||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать уметь владеть | ||||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||||
С.3 | Профессиональный цикл | |||||
Базовая (общепрофессиональная) часть | Безопасность жизнедеятельности | |||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать уметь владеть | ||||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||||
С.4 | Физическая культура | 2(400 часов аудиторных занятий) | ||||
С.5 | Практика и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза | |||||
С.6 | Итоговая государственная аттестация | |||||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
Объем базовой части учебных циклов не должен превышать 70% всего объема циклов(30% - академическая свобода вуза). Формирование вариативной части является компетенцией вуза и направлено на формирование специализаций.
|
|
Таким образом, макет ФГОС ВПО не придерживается жесткой дисциплинарной структуры федерального образовательного стандарта, давая вузу возможность создавать разные дисциплинарные модули для формирования у выпускников востребованных на рынке труда компетенций. Однозначно в стандарте прописываются только четыре дисциплины: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура.
Структурой основной образовательной программы подготовки горных инженеров должно предусматриваться определение соответствия между компетентностной моделью выпускника и соответствующим дисциплинарным модулем (дисциплиной).
При формализации структуры основных образовательных программ подготовки горных инженеров опять необходимо обратить внимание на необходимость определения универсальной части в подготовке горных инженеров всех специальностей. Несмотря на то, что в макете ФГОС федерального уровня нет возможности выделения универсальных дисциплинарных модулей в базовой части профессионального цикла, УМО считает целесообразным ввести такой модуль, содержание которого будет определяться перечнем дисциплин, необходимых для предоставления горному инженеру права руководства горными работами и работами со взрывчатыми материалами.
В содержании стандарта это отражается следующей формулировкой «…. Базовая часть «Профессионального цикла» должна включать дисциплины, обеспечивающие выполнение требований федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, в части предоставления права технического руководства горными и взрывными работами в т.ч. работами со взрывчатыми материалами…».
Таким образом, в представляемой публикации раскрыты главные аспекты структуры и содержания ФГОС ВПО по горным специальностям. Ограниченный объем одной публикации не дают возможности раскрыть содержание всех остальных разделов стандарта: требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов; оценку качества освоения основных образовательных программ; требования к итоговой государственной аттестации выпускников. Все это предстоит сделать в последующих публикациях. Предстоит раскрыть методологические аспекты новых технологий организации учебного процесса в подготовке горных инженеров: переход на кредиты (зачетные единицы); модульные технологии, планирование самостоятельной работы. УМО также будет освещать эти вопросы, призывая вузы представлять свои лучшие практики или обзоры зарубежных образовательных систем [16, 17,19,20].
Библиографический список
1. Петров, В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №5
2. Пучков, Л.А. Развитие горного дела и высшего горного образования на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке России/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2005.- №4.- С.125…147.
3. Пучков, Л.А. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2005.- №2.- С.107…115.
4. Пучков, Л.А. Тенденции развития высшего горного образования России/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2006.- №4.- С.145…148.
5. Пучков, Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогнозов развития/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №1.- С.128…145.
6. Петров, В.Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №9.
7. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных процессов (ред. 2006 г.)//www.consultant.ru
|
|
8. Федеральный закон «О недрах» (ред.2008 г.).)//www.consultant.ru
9. Розина, Н.М. В поисках универсального языка: госстандарты третьего поколения/ Н. М. Розина// Платное образование,- 2006, - № 9, С.4…11.
10. Байденко, В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты/ В.И. Байденко // Высшее образование сегодня, - 2007, - № 5, С.4…9.
11. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Перспективы развития: монография. /Колл. авт. Под ред. Е.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2004. – 328 с.
12. Чучалин, А. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ/ А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России, -2007, - №9, С.25…29.
13. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста/ Татур Ю.Г.// Высшее образование сегодня,- 2004, - №3.
14. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект)/ Зимняя И.А.// Высшее образование сегодня, 2006, №8, С.20…26.
15. В.И. Байденко Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -М.: 2006 г.
16. http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm
17. http://www. relint. deusto.es/TuningProject/index.htm
18. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (освоению компетентностного подхода)/В. Байденко//Высшее образование в России, - 2006, - №11, С.4…17.
19. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко и д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой. Изд. 2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 206 с.
20. Лукас, В.А. Организационные аспекты учебного процесса в университетах Германии /В. А. Лукас//Изв. вузов. Горный журнал, - 2008, - №2, С.130…143.
[1] Проект ФГОС ВПО по специальности «Открытые горные работы» представлен УМК по специальности «Открытые горные работы» (проф. Хронин В.В., проф. Коваленко В.С, доц. Пастихин Д.В.). Структура и содержание ФГОС будут представлены в отдельных публикациях
|
|
[2] Проект ФГОС ВПО по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» представлен УМК по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (проф. Мельник В.В., проф. Кузнецов Ю.Н.). Структура и содержание ФГОС по этой специальности будут представлены в отдельных публикациях