Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалистов (горных инженеров)

 

Основная образовательная программа подготовки специалистов (горных инженеров) предусматривает изучение следующих учебных циклов (Табл. 2):

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл

и разделов:

- физическая культура,

- практика и научно-исследовательская работа.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. В рамках вариативной части подготовки специалистов проектируется реализация специализаций.

 

Таблица 2 Структура ООП подготовки специалистов (горных инженеров)

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (Зачетные единицы) Перечень дисциплин дляразработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций

 

 

С.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл    
Базовая часть    
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: уметь: владеть:   История, Философия, Иностранный язык и др.  
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      

 

С.2**)

Математический и естественнонаучный цикл    
Базовая часть    
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать уметь владеть      
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      

 

 

С.3

Профессиональный цикл    
Базовая (общепрофессиональная) часть Безопасность жизнедеятельности  
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать уметь владеть      
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
С.4 Физическая культура 2(400 часов аудиторных занятий)    
С.5 Практика и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза    
С.6 Итоговая государственная аттестация                  
  Общая трудоемкость основной образовательной программы 300      

Объем базовой части учебных циклов не должен превышать 70% всего объема циклов(30% - академическая свобода вуза). Формирование вариативной части является компетенцией вуза и направлено на формирование специализаций.

Таким образом, макет ФГОС ВПО не придерживается жесткой дисциплинарной структуры федерального образовательного стандарта, давая вузу возможность создавать разные дисциплинарные модули для формирования у выпускников востребованных на рынке труда компетенций. Однозначно в стандарте прописываются только четыре дисциплины: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

Структурой основной образовательной программы подготовки горных инженеров должно предусматриваться определение соответствия между компетентностной моделью выпускника и соответствующим дисциплинарным модулем (дисциплиной).

При формализации структуры основных образовательных программ подготовки горных инженеров опять необходимо обратить внимание на необходимость определения универсальной части в подготовке горных инженеров всех специальностей. Несмотря на то, что в макете ФГОС федерального уровня нет возможности выделения универсальных дисциплинарных модулей в базовой части профессионального цикла, УМО считает целесообразным ввести такой модуль, содержание которого будет определяться перечнем дисциплин, необходимых для предоставления горному инженеру права руководства горными работами и работами со взрывчатыми материалами.

В содержании стандарта это отражается следующей формулировкой «…. Базовая часть «Профессионального цикла» должна включать дисциплины, обеспечивающие выполнение требований федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, в части предоставления права технического руководства горными и взрывными работами в т.ч. работами со взрывчатыми материалами…».

Таким образом, в представляемой публикации раскрыты главные аспекты структуры и содержания ФГОС ВПО по горным специальностям. Ограниченный объем одной публикации не дают возможности раскрыть содержание всех остальных разделов стандарта: требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов; оценку качества освоения основных образовательных программ; требования к итоговой государственной аттестации выпускников. Все это предстоит сделать в последующих публикациях. Предстоит раскрыть методологические аспекты новых технологий организации учебного процесса в подготовке горных инженеров: переход на кредиты (зачетные единицы); модульные технологии, планирование самостоятельной работы. УМО также будет освещать эти вопросы, призывая вузы представлять свои лучшие практики или обзоры зарубежных образовательных систем [16, 17,19,20].

 

 

Библиографический список

1. Петров, В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №5

2. Пучков, Л.А. Развитие горного дела и высшего горного образования на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке России/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2005.- №4.- С.125…147.

3. Пучков, Л.А. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2005.- №2.- С.107…115.

4. Пучков, Л.А. Тенденции развития высшего горного образования России/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2006.- №4.- С.145…148.

5. Пучков, Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогнозов развития/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №1.- С.128…145.

6. Петров, В.Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №9.

7. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных процессов (ред. 2006 г.)//www.consultant.ru

8. Федеральный закон «О недрах» (ред.2008 г.).)//www.consultant.ru

9. Розина, Н.М. В поисках универсального языка: госстандарты третьего поколения/ Н. М. Розина// Платное образование,- 2006, - № 9, С.4…11.

10. Байденко, В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты/ В.И. Байденко // Высшее образование сегодня, - 2007, - № 5, С.4…9.

11. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Перспективы развития: монография. /Колл. авт. Под ред. Е.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2004. – 328 с.

12. Чучалин, А. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ/ А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России, -2007, - №9, С.25…29.

13. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста/ Татур Ю.Г.// Высшее образование сегодня,- 2004, - №3.

14. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект)/ Зимняя И.А.// Высшее образование сегодня, 2006, №8, С.20…26.

15. В.И. Байденко Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -М.: 2006 г.

16. http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm

17. http://www. relint. deusto.es/TuningProject/index.htm

18. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (освоению компетентностного подхода)/В. Байденко//Высшее образование в России, - 2006, - №11, С.4…17.

19. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко и д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой. Изд. 2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 206 с.

20. Лукас, В.А. Организационные аспекты учебного процесса в университетах Германии /В. А. Лукас//Изв. вузов. Горный журнал, - 2008, - №2, С.130…143.


[1] Проект ФГОС ВПО по специальности «Открытые горные работы» представлен УМК по специальности «Открытые горные работы» (проф. Хронин В.В., проф. Коваленко В.С, доц. Пастихин Д.В.). Структура и содержание ФГОС будут представлены в отдельных публикациях

[2] Проект ФГОС ВПО по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» представлен УМК по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (проф. Мельник В.В., проф. Кузнецов Ю.Н.). Структура и содержание ФГОС по этой специальности будут представлены в отдельных публикациях



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: