АлтГУ, ауд. 310; 25.01.03 БГПУ, ауд. 509

 

Сопредседатели: к.ф.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования БГПУ Никитина Любовь Андреевна, учитель начальных классов школы-лицея “София” Петухова Ольга Евгеньевна.

 

Секретарь: к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы БГПУ Крайник Ольга Михайловна.

 

1.   «Моделирование процесса понимания письменной речи» Блазнова Наталья Анатольевна – к.ф.н., ст. преподаватель кафедры русского языка БПГУ (Бийск).

В докладе рассматриваются вопросы экспериментального изучения восприятия текста как динамического процесса, а также исследуются факторы, обеспечивающие интерпретацию реципиентом (читателем) авторских эмоций.

 

2. “Роль практической письменной деятельности при освоении орфографических норм” Бринев Константин Иванович – к.ф.н., ст. преп. кафедры общего и русского языкознания БГПУ (Барнаул).

В докладе предлагается переориентировать господствующую в современной школе теоретико-грамматическую (или аналитическую) лингводидактику на коммуникативно-деятельностный аспект.

3. “Изложение с продолжением текста для среднего звена на основе комплексного лингвистического анализа” Волошко Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы лицея № 73 (Барнаул).

В докладе предлагается методика подготовки к изложению на основе предварительного системно-комплексного лингвистического анализа текста, как он понимается Н.Д. Голевым.

4. “Алгоритмический подход в формировании пунктуационной грамотности” Галлямова Нурия Шайхразиевна – к.п.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Башкирского ГУ (Уфа).

В докладе предлагается рассмотреть особенности формального варьирования (графического и орфографического) иноязычных неологизмов в письменной русской речи, а также представить типологию вариантов иноязычных слов, основанную на характере различий между варьирующимися единицами.

5. “Орфографоцентризм школьного преподавания русского языка и восприятие звучащей речи учащимися” Галущинская Людмила Григорьевна – аспирант кафедры исторического языкознания ОмГУ (Омск).

Доклад содержит результаты эксперимента, отражающие различие в восприятии звучания слов, содержащих орфограммы, учащимися разного возраста (3-10 кл.).

6. “Как учить письму в школе?” Ким Игорь Ефимович – доцент кафедры общего языкознания и риторики Красноярского ГУ (Красноярск).

В докладе рассматриваются проблемы, связанные с обучением детей письму, в русле современных концепций лингводидактики и риторики.

7. “Русский язык: проблема предмета” Киселева Оксана Анатольевна – к.ф.н., ассистент кафедры теории и методики начального образования БГПУ (Барнаул).

В докладе рассматриваются вопросы содержания школьного курса русского языка в связи с коммуникативным подходом к современной орфографии.

8. “Репродуктивная и продуктивная деятельность школьников при работе с текстом” Крайник Ольга Михайловна – к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы БГПУ (Барнаул).

Взаимосвязь восприятия и порождения текста в процессе обучения пониманию и созданию художественных произведений. Формирование аналитических и продуктивных текстовых умений с опорой на понимание языковой личности и трехуровневой структуры художественного текста. Анализ традиционной методики работы с текстом в школьном курсе русского языка.

9. “К вопросу о формировании естественной письменной речи школьников на уроках развития речи” Курашева Светлана Викторовна ‑ доцент кафедры русского языка филиала ОмГПУ (Тара).

В докладе доказывается мысль о том, что естественная письменная речь адресна, приводится система работы над сочинением-описанием на уроках по развитию речи, а также уделяется внимание в подготовке будущих учителей к проведению подобного вида работ.

10. “Научно-популярные книги как разновидность научно-познавательной литературы для детей и подростков” Кутейникова Наталья Евгеньевна ‑ к.п.н., доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ им. В.И. Ленина (Москва).

В докладе рассматривается ряд научно-популярных изданий для детей и подростков в аспекте познавательной и речевой деятельности школьников младшего и среднего звена современной школы.

11. “Диагностика состояния семантического уровня языковой способности современного школьника” Лукашевич Елена Васильевна – к.ф.н., доцент кафедры современного русского языка АлтГУ (Барнаул).

Одной из важнейших задач лингвистики является диагностика состояния языковой способности школьника. В докладе представлены отдельные фрагменты, которые иллюстрируют необходимость планомерного и последовательного изучения данного феномена объединенными усилиями лингвистов, психологов, педагогов.

12. “Вступительные и дополнительные занятия как средство речевого развития старшеклассников” Манышева Наталия Юрьевна ‑ к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы БГПУ (Барнаул).

В докладе рассматриваются проблемы речевого развития в современной методике преподавания литературы.

13. “Характер читательской деятельности одиннадцатиклассников – участников краевой олимпиады школьников по литературе (Всероссийский тур)” Мусаева Валентина Ивановна – к.ф.н., доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы БГПУ (Барнаул).

Данная статья выполнена в рамках исследовательской работы лаборатории речевого и литературного развитая школьников Барнаульского педагогического университета. Объектом рассмотрения являются городские и сельские школьники Алтайского края как читатели рассказа А. Куприна «Куст сирени».

14. “Анализ речевых ошибок как средство повышения речевой грамотности” Никитина Любовь Андреевна – к.ф.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования БГПУ (Барнаул).

В докладе ставиться вопрос о необходимости развивать у младших школьников умение анализировать продукт собственной речевой деятельности (высказывание).

15. “Индивидуальные способы определения членов предложения, предъявленные в письменных работах третьеклассников” Петухова Ольга Евгеньевна – учитель начальных классов школы-лицея «София» (Новосибирск).

В докладе представлены как индивидуальные способы определения членов предложения учащимися, так и типы затруднений, испытываемых третьеклассниками при использовании письменной речи.

16. “К технологии развития языкового чувства на уроке русского языка” Пильникова Светлана Витальевна – учитель русского языка и литературы лицея № 73 (Барнаул).

Технология – это специально организованный процесс обучения, состоящий из некоторого представления о планируемых результатах обучения; набор методов обучения и форм организации урока, средств и приемов, которые позволяют увеличить количество изучаемой информации на единицу учебного времени.

17. “Лингворечевой анализ на уроке литературы” Пранцова Галина Васильевна ‑ к.п.н., профессор Пензенского ГПУ (Пенза).

Доклад посвящен лингворечевому анализу эпических произведений на уроке литературы, приемам и методам работы с текстом, активизирующим речевую деятельность учеников-читателей.

18. “О двух подходах к развитию механизмов пунктуационной деятельности: формально-аксиоматическом и коммуникативно-деятельностном” Скаредова Светлана Витальевна – аспирант кафедры современного русского языка АлтГУ (Барнаул).

В докладе проводится разграничение орфографоцентристского и коммуникативно-деятельностного подходов к преподаванию русского языка.

19. “Деловая игра как эффективный прием обучения деловой письменной речи” Сологуб Ольга Павловна – доцент кафедры филологии Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск).

Предлагаемое сообщение посвящено описанию технологий проведения деловой игры как наиболее эффективного приема при обучении деловой письменной речи. Представлены основные этапы проведения таких занятий, методы, приемы и ожидаемые результаты.

20. “Способы трансформации текста-описания в письменных пересказах школьников 1-11 классов” Солодянкина Наталья Владимировна – аспирант кафедры русского языка БПГУ (Бийск).

Анализируется текст-описание как особый жанр письменных работ по русскому языку в средней школе.

21.. “Рисунок как форма опорного конспекта на уроках литературы в 5-6 классах” Уразова Ирина Алексеевна – учитель русского языка и литературы средней школы № 11 (Барнаул).

Рисунок помогает детям не только как-то конкретизировать, уточнить их представления о прочитанном, но и в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить свое отношение к изображаемому.

22. “Из опыта преподавания русской словесности” Чекмарева Татьяна Яковлевна – учитель русского языка и литературы средней школы № 44 (Барнаул).

Рассматриваются проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе сквозь призму личного практического опыта.

23. “ Системный комплексный анализ текста как основа для сочинения-подражанияЧернущенко Ирина Алексеевна – зав. кафедрой русского языка и литературы лицея № 73 (Барнаул).

Предлагаемая система работы с текстом – попытка найти способ формирования письменно-речевых способностей учащихся на основе знакомства с образцами художественной, публицистической и научно-популярной речи (чувственного и логического изучения), затем воспроизведения (изложения) и далее – сочинения-подражания.

24. "К вопросу о повышении орфографической грамотности учащихся" Шнипа Наталья Геннадьевна – ст. преп. кафедры методики преподавания русского языка и литературы БГПУ (Барнаул).

Причины (объективные, субъективные) безграмотной письменной речи, пути преодоления (способы, приемы работы) орфографической безграмотности школьников.

 

 

Секция 6. ЕСТЕСТВЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.       24.01.03 АлтГУ, ауд. 516; 25.01.03 БГПУ, ауд. 534.

 

Сопредседатели: - д.ф.н. зав. кафедрой русской и зарубежной литературы БГПУ Козубовская Галина Петровна, к.ф.н., доцент, декан филол. факультета Лесосибирского пед. ин-та Красноярского ГУ Лузгина Татьяна Александровна.

Секретарь: к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы БГПУ Абузова Наталья Юрьевна.

 

1. “Игра как способ бытия в пространстве письменной культуры (на примере «Клуб Дюма, или тень Ришелье» А. Переса-Реферте)” Абузова Наталья Юрьевна -к.ф.н., доцент кафедры рус. и заруб. литературы БГПУ (Барнаул).

В статье рассматриваются основные функции игры как способа организации постмодернистского художественного текста.

2. “К проблеме речевой естественности (из опыта перевода трагедии Гете «Фауст»)” Васильева Галина Михайловна – к.ф.н., доцент Института международных отношений и права Академии экономики и управления (Новосибирск).

Согласно Гете, перевод должен отвечать каким-то интуитивно ощутимым реальным особенностям фраз естественного языка. Всякая специальная, особая, отдельная от создания образа забота о стиле является соблазном эстетства. Переводчик, вынужденный восстанавливать поэтическую мысль Гете в чуждой ему языковой среде, невольно «разнообразит» его, искажая смыслы.

3. “Концепт «сладкий» в немецкой поэзии и поэзии А. Фета” Жердева Оксана Николаевна – аспирант кафедры рус. и заруб. лит-ры АлтГУ (Барнаул).

4. “Использование стиховедческих данных в школьном курсе русской литературы” Ковалев Олег Александрович – к.ф.н., зав. кафедрой теории литературы АГУ (Барнаул).

5. “Эпистолярные диалоги А. Фета и «усадебный» текст” Козубовская Галина Петровна - д.ф.н. зав. кафедрой рус. и заруб. литературы БГПУ (Барнаул).

В работе исследуется фетовская философия как «усадебный» текст, реализующийся в оппозиции природа/культура, в сопряжении органики и «книжности», созидаемого мифа и «разрушения органики».

6. “Эволюция жанра «признание в любви» (на материале частной переписки)” Лузгина Татьяна Александровна – к.ф.н., доцент, декан филологического факультета Лесосибирского пед. ин-та Красноярского ГУ (Лесосибирск).

7. “Переписка Арсения Тарковского с Евдокией Ольшанской” Мансков Сергей Анатольевич - к.ф.н., доцент кафедры рус. и заруб. литературы БГПУ (Барнаул).

В докладе рассматриваются исторические и культурные коды поэтики А.Тарковского в эпистолярном наследии.

8. “Из переписки братьев Одоевских” Стрельникова Инна Александровна - к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литератур БГПУ (Барнаул).

На материале юношеских писем декабриста А.И. Одоевского к любомудру В.Ф. Одоевскому (1821-1824 г.г.) рассматриваются стилевые традиции арзамасской переписки: «болтовня», историко-психологический, поведенческий аспект, игровое начало, проблема жизнетворчества. Диалогичность исследуется на отношении к философии Шеллинга.

9. “Воспоминания А.П. Керн как диалог с читателем и временем” Шкляева Елена Леонидовна – доцент кафедры рус. языка и литературы БГПУ (Барнаул).

Цикл воспоминаний А.П. Керн о А.С. Пушкине, А.А. Дельвиге и М.И. Глинке объединяет преобладание эпистолярной формы. Обращение к читателю, диалогичность свидетельствуют о свойственном Керн понимании процесса воспоминания как разговора с собеседником, проговаривания их слушателю.

 

 

Секция 7. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА.            24.01.03 АлтГУ, ауд. 304; 25.01.03 БГПУ, ауд. 504.

 

Сопредседатели: к.ф.н., профессор кафедры теории и русской литературы ХХ века, декан филологического факультета БГПУ Хомич Эмилия Петровна, к.ф.н., доцент кафедры теории, истории и методики преподавания литературы АлтГУ Десятов Вячеслав Владимирович.

 

Секретарь: – к.ф.н., доцент кафедры теории и русской литературы ХХ века БГПУ Синельникова Галина Ивановна.

 

1. “Театрализация языка в романе «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина” Баумтрог Наталья Николаевна – аспирант кафедры теории и русской литературы ХХ века БГПУ (Барнаул).

2. “ «Открытые письма» В. Шершеневича: «естественное» и «письменное»” Богумил Татьяна Александровна – ассистент кафедры теории и русской литературы ХХ в. БГПУ (Барнаул).

Стиль «письма другу», как правило, ориентирован на «естественную» речь. «Открытость» письма «взрывает» жанровую установку изнутри: это письмо для всех, подделка под «естественное», интимное, непосредственное. Балансировка на грани быта и искусства (литературы), полифоничность речи – предмет рассмотрения в настоящей работе.

3. “Рождение языка в романе «Между собакой и волком» С. Соколова” Воробьева Елена Петровна – ассистент кафедры теории и русской литературы ХХ века БГПУ (Барнаул).

Роман «Между собакой и волком» создан «на границе» модернизма и постмодернизма и совмещает в себе приемы письма и построения текстов, бытующие в обеих художественных системах. Факт «пограничности» определяет межжанровую природу текста (письма, записки, послания, лирические жанры и пр.) и повышенный интерес к области текстопорождения.

4. "Жанр письма в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского” Габдулина Валентина Ивановна – доцент кафедры рус. и заруб. литературы БГПУ (Барнаул).

Полифоническая структура «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского органично включает в себя жанр письма в различных его вариантах: письма читателей к автору «Дневника», письма и записки современников, «случайно» попавшие в руки издателю, письма-ответы оппонентам.

5. “Каламбуры Владимира Набокова и Саши Соколова” Десятов Вячеслав Владимирович – к.ф.н., доцент кафедры теории, истории и методики преподавания литературы АлтГУ (Барнаул).

Сообщение посвящено Саше Соколову как наследнику набоковской традиции игрового отношения к слову. Предпринят сопоставительный анализ соколовских и набоковских каламбуров.

6. “Бытования и функции ЕПРР в прозе начала ХХ века” Дубровская Виктория Васильевна – доцент кафедры теории и истории рус. лит-ры ХХ в. БГПУ (Барнаул).

ЕПРР в художественном произведении – это изображенная речь, или, если угодно, – «существенное подобие» (образ) такой речи. Некоторые особенности бытования и функции имитации ЕПРР в тексте литературного произведения рассматриваются на примере произведений А.И. Куприна.

7. “Шахматная партия М. Павича (опыт реконструкции записи)” Завгородняя Наталья Ивановна – к.ф.н., доцент кафедры теории и рус. лит-ры ХХ в. БГПУ (Барнаул).

В статье производится текстовый анализ рассказа Павича «Шахматная партия с живыми фигурами» из его сборника «Русская борзая». Актуальным является выявление жанровой функциональности «записей», «надписей», «писем», «графических схем», «монограмм» и других форм «письменной речи» в структуре текста, а также их «инвентаризация».

8. “ Стратегии передачи пресуппозитивных смыслов в процессе интерпретации текста” Карпухина Виктория Николаевна – к.ф.н., ст. преп. кафедры иностранных языков для специального обучения филологического факультета АГУ (Барнаул).

Перевод текста с английского языка на русский рассматривается в докладе как один из способов интерпретации письменного текста. При этом отмечается важность передачи пресуппозитивных смыслов текста оригинала для русскоязычного воспринимающего и рассматриваются аксиологические стратегии, которыми руководствуется переводчик.

9. “ЕПРР в структуре персонажа” Синельникова Галина Ивановна – к.ф.н., доцент кафедры теории и рус. лит-ры ХХ века БГПУ (Барнаул).

Исследуется ЕПРР как средство раскрытия характера, косвенной оценки правоты или неправоты его выбора и жизненной позиции.

10.. “Письменный язык петровской эпохи (современный взгляд на проблему)” Синельникова Галина Петровна - к.ф.н., доцент кафедры теории и русской литературы ХХ века БГПУ (Барнаул).

Петровская эпоха, как известно, эпоха долитературного языка. Этот период (примерно до 1730 г.) характеризуется фантастическим смешением разнородных элементов языка. «Языковая смесь» («славянизмы», канцелярско-деловая речь, иностранные слова, латынь, просторечие) – это письменный язык петровской эпохи, отразившийся в различных изданиях.

11. “Письма В. Гаршина (исследовательский аспект)” Фролова Оксана – аспирант кафедры теории и рус. литературы ХХ века БГПУ (Барнаул).

Рассматриваются письма в контексте творчества В. Гаршина, в частности, выделяется принцип взаимодействия эпистолярия и творчества и раскрываются автобиографические акценты, объясняющие мотивы собственно художественной концепции В. Гаршина.

12. “Ф.М. Достоевский и В. Ерофеев: «записки» и записки” Хомич Эмилия Петровна – к.ф.н., профессор кафедры теории и рус. лит-ры ХХ века, декан филологического факультета БГПУ (Барнаул), Семыкина Роза Николаевна - к.ф.н., доцент кафедры теории и русской литературы ХХ века БГПУ (Барнаул).

Попытка рассмотреть ЕПРР как один из элементов в структуре жанра записок. Исследуется два типа записок в жанровой динамике.

13. “Эпистолярный жанр в прозе И. Бабеля” Юровская Лариса Алексеевна – ст. преподаватель кафедры теории и русской литературы ХХ века БГПУ (Барнаул).

Эпистолярный жанр как отражение деформации сознания в переломный исторический момент.

 

 

Секция 8. ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: