Раздел II. Проведение государственной информационной политики

Глава 6. Основные направления реализации государственной информационной политики: подходы и решения

Реализация государственной информационной политики - многомерная задача; ее полное решение должно включать следующие компоненты: нормативно-правовые, организационно-технологические, технико-экономические, социальные (в том числе, образовательные)

Ясно, что эффективность государственной информационной политики можно обеспечить лишь при условии, если к задачам ее реализации будет применен системный, комплексный подход. Это означает, что реализация государственной информационной политики включает набор существенно взаимосвязанных компонентов, объединенных в системы и структуры, стягивающие информационное пространство страны в единое целое. Нарушение единства и целостности даже одного из перечисленных компонентов (систем) приведет к нарушению единства и целостности информационного пространства страны. Ниже эти компоненты кратко рассматриваются в указанной последовательности.    

Правовой основой регулирования информационных процессов и их технологического обеспечения в демократическом государстве является информационное законодательство. Российское информационное законодательство включает соответствующие положения Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе указы Президента, и нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации. Это законодательство меняется, естественно, по мере изменения информационных потребностей общества и власти. В нем фиксируются принципиальные решения функциональных задач государственной информационной политики в едином правовом поле. Последнее, в частности, означает, что, как и в любой правовой сфере, нормы информационного законодательства должны быть непротиворечивыми и взаимоувязанными. Именно совокупность норм информационного законодательства определяет общие для всех правила деятельности в информационной сфере. Таким образом, формирование и развитие информационного законодательства федерального и регионального уровней служит своего рода интегрирующим фактором реализации государственной информационной политики.

Организационно-технологические компоненты реализации задач информационной политики можно рассматривать как комплекс информационных процессов, включающих:

1. Сбор, накопление, хранение, первичную обработку (фильтрацию) и актуализацию исходной информации.

2. Комплексирование, статистическую и аналитическую обработку, создание новой (производной) информации.

3. Использование массивов информации для принятия решений, формирования специальным образом подготовленных информационных и управляющих воздействий в форме документированной информации.

4. Распространение информации, информационных воздействий, документированной информации о принятых управленческих решениях.

В результате сбора и накопления первичной информации, а также создания новой информации путем ее комплексирования, статистической и аналитической переработки формируются национальные информационные ресурсы. Специфическая особенность информационных ресурсов, отличающая их от иных видов ресурсов, состоит в том, что эти ресурсы по мере их использования не расходуются безвозвратно, а, наоборот, расширенно воспроизводятся.

Информационные ресурсы страны создаются как системой органов власти и государственными институтами, так и институциональными структурами гражданского общества и отдельными гражданами. Национальные информационные ресурсы принято разделять на государственные, формируемые непосредственно органами государственной власти, либо за государственный счет, и негосударственные, формируемые иными субъектами информационных и правовых отношений - за счет частного сектора экономики.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сегодня во многом определяют уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и станут определяющим показателем этого статуса по мере перехода к открытому информационному обществу. Информационные ресурсы России потенциально занимают одно из ведущих мест в мире и являются большим по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. В частности, уже в 1996 году по данным Государственного комитета по статистике России 30 тысяч российских предприятий имели в общей сложности около 400 тысяч баз данных общим объемом 160 терабайт. В стране насчитывается более 1 миллиона архивных фондов и 150 тысяч библиотек.

От состояния, доступности, эффективности использования и соответствия потребностям общества всех информационных ресурсов, включая государственные и негосударственные, зависит не только развитие информационной сферы, но и государства как такового. При этом существенны два обстоятельства. Во-первых, значимым источником пополнения национальных информационных ресурсов является трансграничный обмен информацией с мировом сообществом, причем сами национальные информационные ресурсы являются источниками информации для других государств и межгосударственных организаций. Во-вторых, не только прямая защита информации, содержащейся в национальных информационных ресурсах, но и организационно-технологическое построение и управление этими ресурсами являются важнейшими составляющими обеспечения информационной безопасности: дезорганизация информационных ресурсов способна нанести не меньший ущерб безопасности страны, чем преднамеренное или непреднамеренное искажение содержания их информационных массивов.

Необходимым условием обеспечения единства и целостности национального информационного пространства является единство национальных информационных ресурсов. Национальные информационные ресурсы должны образовывать единую систему, представляющую собой важнейший объект государственной информационной политики, направленной на интеграцию информационного пространства государства в единое целое. Такая система, с одной стороны, позволит предотвратить возникновение информационного хаоса вследствие стремления к информационному “суверенитету”, порождающему неоправданное дублирование информации, избыточное разрастание информационных массивов и затрат на их содержание, а с другой - возможную потерю информации из-за отсутствия четкого распределения обязанностей и ответственности за формирование и актуализацию отдельных информационных массивов. Последнее связано, в частности, с тем, что информационные ресурсы – это на 90% зеркальная, т.е. снятая информация, и качество “снятия” информации заметно сказывается на качестве ее использования.

Полнота, достоверность, актуализация, своевременность, непротиворечивость, уровень защищенности информационных ресурсов, их рациональная организация и структурированность - все это обуславливает качество информационного обеспечения общества и органов власти. Однако, качество информационного обеспечения определяется не только этими показателями, но и возможностями свободного доступа к информационным ресурсам, использования и распространения содержащейся в них информации. Кроме того, эффективное развитие самой системы национальных информационных ресурсов невозможно без широкого взаимного обмена информацией между депозитариями информационных ресурсов (библиотеками, архивами, фондами, банками данных, иными информационными системами), как отечественных, так и зарубежных.

Информационно-коммуникационная инфраструктура государства занимает особое место среди укрупненных инфраструктур жизнедеятельности современного общества. Под информационно-коммуникационной инфраструктурой следует понимать комплекс организационных и технологических средств поиска, хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Этот комплекс включает территориально распределенные депозитарии информационных ресурсов, государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, линии связи, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками, организационные структуры управления и контроля. Традиционные средства массовой информации также являются неотъемлемой составляющей этой инфраструктуры. Задачу массового информирования, массового информационного обмена и массовых коммуникаций следует признать одной из важнейших задач, решение которой на организационно-технологическом уровне также должна обеспечивать информационно-коммуникационная инфраструктура.

Именно эта инфраструктуры играет определяющую роль в организационно-технологическом обеспечении как единства и целостности информационного пространства страны, так и его успешной интеграции в мировое информационное пространство, основу которой составляет именно включение национальной информационно-коммуникационной инфраструктуру в глобальную мировую. При этом для России создание единой информационно-коммуникационной инфраструктуры - необходимое условие обеспечения территориальной целостности и единства федеративного государства, вовлечения всех российских регионов в общую социально-экономическую, политическую и культурную жизнь. Наряду с системой национальных информационных ресурсов важным объектом государственной информационной политики является формирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры страны.

Современные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий свидетельствуют, что в достаточно близком будущем традиционные СМИ будут полностью интегрированы современными компьютерными системами и сетями массового информационного обмена и массовых коммуникаций, обеспечивающими пользователю прямой индивидуальный доступ к любым информационным ресурсам общего пользования в реальном времени с применением единого комплексного канала передачи аудио-видеоинформации и цифровых данных. К подобным системам и сетям постепенно перейдет та особая роль, которую традиционные СМИ выполняют сегодня в общественной жизни, обеспечивая формирование массового сознания, информирование общества о деятельности власти и ее институтов, отражение реакции общества на решения и действия власти, распространение политических, социально-экономических и культурных идей и знаний. При таком переходе некоторые проблемы, стоящие сегодня перед традиционными СМИ, несколько упростятся. Это относится, в частности, к проблемам сохранения и расширения независимых источников информации, обеспечения плюрализма мнений, свободы доступа к информации, монополизации средств массового информирования, конъюнктурного влияния в информационной сфере властных элит и корпоративных сообществ, недоверия общества к массовой информации. Другие проблемы существенно усложнятся. Прежде всего это касается баланса интересов национальной безопасности в информационной сфере и свободы распространения информации, в том числе трансграничного, защиты от распространения предумышленной или непредумышленной дезинформации, а также информации, подрывающей основы конституционного строя, нравственные и духовные основы общества. В целом такой переход существенно усложняет весь комплекс проблем обеспечения информационной безопасности, являющийся одной из важнейших составляющих решения задачи формирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры государства.

Все без исключения информационные процессы обработки требуют соответствующего технологического обеспечения - использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Эти технологии представляют собой совокупность программных, аппаратных и организационных средств, объединенных в функциональную структуру для переработки информации; к ним относятся технологии: компьютерной обработки и передачи информации; связи и коммутации; построения и эксплуатации информационных систем и сетей; интеграции различных видов информации, технических устройств и технологий в единый функциональный комплекс (технологии открытых систем) и технические средства их реализации.

Разработка и производство информационных и телекоммуникационных технологий, средств и комплексов компьютеризации и информатизации, телекоммуникационных систем и средств связи, программного обеспечения, информационных массивов и баз данных представляет собой один из наиболее динамично развивающихся и высокорентабельных секторов общественного производства, в котором период обновления продукции уже сегодня составляет 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3 лет. Этот сектор общественного производства следует рассматривать как самостоятельную отрасль экономики – информационную индустрию, которая составляет технико-экономическую базу информационного пространства страны, обеспечивает его единство и защиту национальных интересов в информационной сфере. Информационная индустрия требует организации и регулирования как единой территориально распределенной системы. При системном подходе научно-технический и производственный потенциал и рынок продукции и услуг информационной индустрии должны быть объектом государственного управления именно в рамках проводимой информационной политики.

 Научно-технический и производственный потенциал информационной индустрии России составляют научно-исследовательские, научно-производственные, опытно-конструкторские организации, высшие учебные заведения соответствующего профиля и предприятия, занимающиеся проектированием, разработкой и производством технологий, систем, программного обеспечения, технических средств информатизации, вычислительной и телекоммуникационной техники и средств связи, внедрением, эксплуатацией и научно-техническим сопровождением таких систем и техники.

Известны два крайних подхода к формированию и развитию научно-производственного потенциала информационной индустрии.

Первый подход заключается в ориентации на максимальное использование зарубежных научных разработок, технологий, систем и производственной продукции. При таком подходе национальный научно-технический потенциал резко сокращается, научные исследования, проектные и опытно-конструкторские работы проводятся в минимальных объемах, ассигнования государства в информационную сферу, в основном, используются на закупку технических систем и средств зарубежного производства. Фактически национальная информационная индустрия сводится к сервисному обслуживанию и производству продукции массового потребления по иностранным лицензиям. Хотя при таком подходе информационная сфера страны формируется с использованием информационных и коммуникационных технологий мирового уровня, а ее интеграция в мировое информационное пространство упрощается, но страна попадает в жесткую технологическую и экономическую зависимость от иностранных производителей.

Второй крайний подход заключается в ориентации исключительно на научные разработки, технологии, системы, оборудование и аппаратуру собственного производства. При этом даже если страна способна отвлечь из других секторов экономики и расходовать на развитие информационной индустрии значительные финансовые и материально-технические средства, это не гарантирует ее от существенного отставания от мирового уровня. В современных условиях создание национальной информационной индустрии, продукция которой по всем направлениям соответствует передовым достижениям науки и техники в информационной сфере, без международной интеграции практически невозможно. Это может привести лишь к самоизоляции, к снижению влияния страны на геополитические процессы, ее научному и технологическому отставанию не только в информационной сфере, существенному усложнению интеграции в мировое информационное пространство и при этом отнюдь не снижает угрозы национальной информационной безопасности.

Государственная информационная политика в сфере формирования и развития научно-технического и производственного потенциала информационной индустрии должна быть гибкой и учитывать как необходимость обеспечения технологической и экономической независимости и информационной безопасности, так и необходимость международной интеграции в этой сфере. Российским научным школам, разработчикам и производителям информационных и коммуникационных технологий и средств их реализации, способным получить качественные результаты и производить конкурентоспособную продукцию мирового уровня, должна оказываться государственная поддержка независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Необходима также помощь в адаптации их деятельности к условиям рыночной экономики. Одновременно должны создаваться благоприятные экономические и политические условия для привлечения в российскую информационную индустрию иностранных инвестиций как в виде финансовых ассигнований, так и в виде новейших технологий, научных и опытно-конструкторских разработок для дальнейшего совместного развития и использования. Существенными для формирования и развития научно-производственного потенциала российской информационной индустрии являются проблема выравнивания территориального размещения этого потенциала и проблема конверсии оборонной промышленности, в том числе использования технологий и продукции двойного применения.

В настоящее время рынок информационной продукции и услуг - один из наиболее рентабельных и динамично развивающихся секторов мирового рынка. Экономическое и геополитическое значение этого рынка по мере перехода к информационному обществу будет неуклонно возрастать; развитые страны ведут за него активную конкурентную борьбу, ясно понимая, что от положения и роли именно на этом рынке во многом зависит их статус в мировом сообществе.

Есть основания полагать, что российский рынок информационной продукции и услуг вполне успешно интегрировался в мировой. Характерным признаком этого служат новейшие информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства, появляющиеся на российском рынке практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Сегодня российский рынок достаточно эффективно удовлетворяет потребности страны в программном обеспечении и технических средствах информатизации и развития телекоммуникаций. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов его объем к 2000 году составит до 8 - 9 миллиардов долларов. При этом только по персональным компьютерам предельная оценка его емкости составляет 20 – 30 миллионов штук с возрастанием доли компьютеров домашнего потребления в общем объеме их парка до 40-70%.

Однако пока российский рынок информационной продукции и услуг нестабилен из-за недостаточно четкой организации и структурирования, а также наличия ряда существенных деформаций. Прежде всего этому рынку, так же как и рынкам других видов продукции и услуг в России для достижения стабильности и устойчивого развития требуется законодательное регулирование, обеспечивающее обязательные для всех участников рынка равные условия и правила их деятельности и при этом стимулирующее развитие и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. В этом смысле информационный рынок не составляет исключения, и его регулирование должно осуществляться в рамках общегосударственной экономической политики, включая налоговую, инвестиционную и таможенную.

Существенной особенностью российского рынка информационной продукции и услуг является то, что до последнего времени основным потребителем на этом рынке выступает государственная власть в лице ее органов, организаций и учреждений. Лишь в секторе индивидуальных информационных технологий наблюдается тенденция опережения государственной власти крупными корпоративными заказчиками, обладающими существенными финансовыми ресурсами; прежде всего, это относится к банковским структурам. При этом слабо развит сектор личного потребления и предоставления услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей: рынок в существенно меньшей степени ориентирован на удовлетворение информационных потребностей общества. Такая потребительская ориентация рынка серьезно ограничивает возможности его развития и приводит к деформации информационного пространства - опережающими темпами развивается информационная сфера государственной власти по сравнению с информационной сферой общества. Объективными причинами подобной деформации являются недостаточный уровень благосостояния населения и отсутствие в России практических навыков и опыта быстрого внедрения в массовое пользование новейших достижений в области высоких технологий.

Другая существенная особенность российского информационного рынка - неоднородность по регионом вследствие традиционного для России развития от центра к регионам и преимущественного развития крупных научно-промышленных центров. Такая неоднородность рынка порождает территориальную неравномерность информационного пространства, деформирующую это пространство и создающую угрозу его целостности.

Несмотря на то, что уже сегодня российское законодательство признает право не только интеллектуальной, но и вещной собственности на информацию, товарные отношения, объектом которых она является, отрегулированы в наименьшей степени. Поэтому этот сектор информационного рынка является наименее развитым и организованным, а решение проблемы легального предоставления населению и институциональным структурам различных информационных услуг находится на крайне низком уровне. При этом на теневом рынке информация признается значимым, стратегически важным товаром и на ее приобретение расходуются значительные финансовые средства. Подобная деформация рынка существенно ограничивает возможности его развития и порождает реальные угрозы информационной безопасности страны.

Для российского информационного рынка характерно также широкое распространение нелицензированных и несертифицированных продуктов и услуг, особенно нелегальное копирование и использование программ. Это не только приносит серьезные убытки отечественным и зарубежным производителям, но существенно влияет на снижение качества различных видов информационной деятельности, от которого в значительной мере зависит, в частности, уровень безопасности в информационной сфере.

Таким образом, устранение деформаций рынка информационной продукции и услуг и его цивилизованное развитие должны стать объектом государственного управления при системном подходе к проведению государственной информационной политики.

Переход к открытому информационному обществу приведет к возникновению качественно новых условий во всех сферах жизнедеятельности государства и граждан: существенно расширятся информационные возможности личности, институциональных структур, органов и институтов государственной власти и местного самоуправления. Процессы внедрения информационных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь, массового использования компьютерной техники и информационных и телекоммуникационных систем и сетей для личного, домашнего потребления, расширения спектра и объема информационных услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей, будут постоянно нарастать. При этом радикально изменится вся социальная сфера, образование, наука и культура, а, следовательно, и характер процессов формирования и развития личности, формирования личностных мировоззренческих установок и субъективных ценностей, отношения к действительности, мотивации и регуляции поступков, взаимодействия с другими людьми, обществом и властью. В новой информационной обстановке человек окажется под более мощными и разнообразными информационными воздействиями и для сохранения и повышения своего социального статуса столкнется с необходимостью осваивать новые информационные технологии и технические устройства как в профессиональной деятельности, так и в быту. При отсутствии необходимой профессиональной и социально-психологической подготовки это может создавать эмоциональный дискомфорт, приводить к стрессам, нарушать физическую, социальную и духовную целостность личности, вызывать неприятие окружающей действительности.

Переход к открытому информационному обществу, внедрение современных информационных и коммуникационных технологий несет новые огромные возможности для духовного и культурного развития человека, взаимного проникновения и обогащения культурно-исторических традиций разных стран и народов, повышения качества, открытости и доступности образования, интенсификации научных исследований. Но в этом таятся серьезные угрозы разрушения накопленных за многовековую историю человечества духовных, культурных ценностей и нравственных идеалов - в результате их подавления сиюминутными идеалами и ценностями массовой культуры, усиления социального неравенства людей, в частности, из-за различий в информационной квалификации, возможностях использования информационных технологий и ресурсов, социальной маргинализации и специфического разрушения личности при постоянном уходе от действительности в виртуальную реальность. Для того, чтобы эффективно использовать во благо открывающиеся информационные возможности и избежать порождаемые ими угрозы, необходима упреждающая социально-образовательная адаптация к этим возможностям людей и общества в целом.              

Государственная информационная политика должна в полной мере учитывать “человеческий фактор”. В стране должно быть достаточное количество профессионально подготовленных специалистов для работы в информационных сферах власти и общества, способных обеспечивать освоение и эффективную эксплуатацию современных информационных и коммуникационных технологий и систем, а все граждане должны быть подготовлены к тому, чтобы стать их индивидуальными пользователями как в своей профессиональной деятельности, так и в домашнем потреблении. При этом и специалист-профессионал, и массовый пользователь должны хорошо знать и четко соблюдать правовые нормы информационной сферы.

Отметим два существенно важных обстоятельства в социально-образовательной адаптации, необходимой для перехода к открытому информационному обществу. Во-первых, только при наличии в стране массовых индивидуальных пользователей информационных и коммуникационных технологий и систем, знающих и соблюдающих правовые нормы информационной деятельности, возможна действенная практическая реализация одного из основных прав и свобод личности - конституционного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию и реальное обеспечение массового информационного обмена и массовых коммуникаций, включая трансграничные. Во-вторых, внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в школьное, среднее специальное и высшее образование и в профессиональную подготовку и переподготовку кадров позволяет радикально изменить сущность и организацию самих процессов обучения и развития человека, формировать системы непрерывного, дистанционного, открытого и широко доступного образования и обеспечить уже в процессе обучения массовое информационное образование и просвещение, являющиеся основой адаптации к открытому информационному обществу. Иными словами, формирование и развитие единой общегосударственной системы массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для информационной сферы является важнейшим объектом государственной информационной политики.

Таким образом, системный подход к государственной информационной политике как многофункциональной комплексной задаче государственного управления диктует формирование и развитие в качестве единой общегосударственной структуры:

· системы информационного законодательства

· системы информационных ресурсов

· информационно-коммуникационной инфраструктуры

· научно-технического и производственного потенциала информационной индустрии

· рынка информационной продукции и услуг

· системы массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для информационной сферы.

Только при этих условиях можно обеспечить единство и целостность информационного пространства страны, его интеграцию в мировое информационное пространство.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: