Отдельные аспекты правового регулирования ВЭД

К правовому регулированию ВЭД относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции мерами нетарифного характера, в числе которых, в первую очередь, - механизм квотирования и лицензирования. В России он распространяется на товары, экспорт которых осуществляет­ся согласно международным обязательствам Российской Феде­рации и на специфические товары.

При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и возможном возникновении споров стороны сталкиваются с «применимым правом», т.е. правом, которое должно регулиро­вать отношения сторон по указанным операциям. Стороны мо­гут указать в контракте применяемое право, но оно не гаранти­рует достижения договоренности в случае возникновения спо­ра. В этом случае через решение арбитражного суда на основе коллизионной нормы используется право или российской сто­роны, или иностранного государства, но в этом случае возможна неоднозначная трактовка и регламентация одних и тех же вопро­сов. Для унификации процесса урегулирования правовых вопро­сов стали разрабатываться и заключаться разнообразные дву- и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствую­щих субъектов различных стран. При этом международные дого­воры отклассифицированы и по принципу нормативного (обя­зательного) и факультативного (добровольного) характера, их можно сгруппировать и по предмету регулирования. К числу международных договоров нормативного характера к операци­ям купли-продажи товаров относятся:

Конвенция ООН о договорах международной купли-прода­жи товаров (Венская Конвенция, 1980 г.). Применима для дого­воров между коммерческими предприятиями из различных Стран-участниц Конвенции и тогда, когда согласно нормам международного частного права применимо право Договарива­ющегося государства. Ее положения легко адаптируются к раз­личным потребностям сторон. Она не применяется к реализации товаров личного пользования, с аукциона, в порядке испол­нительного производства, к продаже фондовых бумаг, акций, Iсудов водного и воздушного транспорта и на воздушной подушке и продаже электроэнергии. Россия присоединилась к Конвен­ции 1 сентября 1991 г.

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йоркская Конвенция, 1974 г.). Срок ис­ковой давности установлен в 4 года. СССР подписал эту кон­венцию, но Россия ее пока не ратифицировала.

Прокол oб изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол, 1980 г.) Цель его – привести в соответствие Нью-Йоркской Конвенции Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на момент его заключения находились в Договаривающихся государствах или было применимо право Договаривающегося государства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему не присоединялась.

Конвенция о праве, применимом к договорам купли-прода­жи товаров от 15 июля 1955 г. (Гаагская Конвенция, 1955 г.). В состав участников Конвенции Россия не входит. Применяется

Право продавца.

Соглашение об общих условиях поставок товаров между ор­ганизациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Участницы Со­глашения - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Мол­дова, Россия, Таджикистан и Украина. Применима для компа­ний всех форм хозяйственной собственности, стороны свобод­ны в выборе предмета сделки, определения обязательств, других условий, за исключением поставок товаров по межгосудар­ственным соглашениям.

Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР (ОУП СССР-КНР, 1990 г.). Вступили в силу с 1 июля 1990г., Россия является правоприемником СССР. ОУП СССР-КНР подробно регламентируют условия поставок, в том числе базис­ные условия, сроки, качество и количество, техдокументацию, гарантии, платежи, санкции, претензии и арбитраж. Международные договоры о лизинге и факторинге: Конвенция о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. (Оттавская Конвенция, 1988 г.) Разработана в рамках Международного института унификации частного права (УНИДРУА), подписана 13 государствами, вступила в силу 1 мая 1995 г. лишь в отношениях между Италией, Францией и Нигерией. Поручение президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 г. о присоединение России к этой Конвенции не ре­ализовано до настоящего времени;

 Конвенция о международном финансовом представительстве (факторинге) от 28 мая 1988 г. подписана 15 странами, из которых лишь Франция ее ратифицировала, а для вступления Конвенции в силу необходима ратификация минимум трех стран. Представитель СССР участвовал в разработке ее положе­ний.

Международные договоры по промышленной собственнос­ти:

Парижская конвенция по охране прав промышленной

собственности, 1983 г. В ее состав входят 106 стран, СССР при­соединился с 1 июля 1965 г., а ее Стокгольмский текст ратифици­ровал 19 сентября 1968 г. Принцип Конвенции состоит в том, что она предусматривает национальный режим охраны прав про­мышленной собственности, а также «конвенционный приори­тет» (например, заявка на патент в одном из государств дает пра­во подачи аналогичной заявки в других странах - участницах Конвенции) для патентов - 12 мес., для товарных знаков -6 мес.;

Мадридское Соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. Всего участ­ниц 25 стран, СССР присоединился в 1976 г.;

а также перечень конвенций по международному арбитражу.

 К числу факультативных документов относятся общие усло­вия поставок стран-членов СЭВ, Общие условия поставок, раз­работанные в рамках Европейской экономической комиссии, принципы международных коммерческих договоров (Les Mercatoria), международные правила толкования международ­ных терминов (ИНКАТЕРМС), унифицированные правила по договорным гарантиям, унифицированные правила по инкассо и по документарным аккредитивам, а также целый ряд специ­альных договоренностей, среди которых наиболее значимыми являются Руководство по составлению Договоров на сооруже­ние промышленных объектов (ЕЭК, Женева, 1973 г.), руковод­ство по составлению договоров о промышленном сотрудничест­ве, договоров по передаче ноу-хау в машиностроении и т.д.

Особое значение в регулировании внешнеэкономической де­ятельности международные и российские правила налогообло­жения внешнеторговых сделок. Следует обратить внимание на наличие ратифицированных соглашений об избежании двойно­го налогообложения, на наличие изменений в связи со вступле­нием в силу второй части Налогового кодекса (в части экспорт-гной деятельности) и возникновении ответственности бюджета перед налогоплательщиком за несвоевременный возврат сумм налога (НДС).

Говоря о правовом регулировании ВЭД. следует особо подчеркнуть необходимость снижения технических барьеров на участие в ней российских регионов и развития внешнеэкономического сотрудничества на межрегиональном уровне. Этому призван содействовать Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 1999 г. Он четко регламентирует право и обязанности регионов, органов власти на местах, учитывает стремление к повышению региональной самостоятельности в сфере ВЭД. но одновременно - и назревшую необходимость усиления коорди­нации ее в масштабе всей страны в интересах государства в це­лом. В связи с этим признана целесообразность усиления ин­формационно-аналитического обслуживания межрегионально­го сотрудничества, формирования сети деловых бизнес-центров, способствующих на правовой основе реализации всего цикла внешнеэкономической сделки, активизации роли торговых представительств за рубежом в части информационного обслу­живания и оказания непосредственного содействия в развитии кооперационных связей, учреждению совместных предприятий на основе непосредственного участия в их работе представите­лей регионов.

 

Выводы

1. Государственное регулирование ВЭД - это деятельность государства в лице его органов, нацеленная на формирование рамочно благоприятных условий для хозяйствующих субъектов, реализующих операции на внешних рынках товаров, услуг, ка­питалов и прав интеллектуальной собственности.

2 Механизм государственного регулирования ВЭД, со сути, можно свести к сочетанию инструментов таможенно-тарифно­го характера, а также экономических и неэкономических мер.

3. Принципами государственного регулирования ВЭД выступают: единство внешнеторговой политики как составной части ВЭП; единство системы госрегулирования и контроля ВЭД, включая политику экспортного контроля; единство таможен­ной территории; приоритет экономических мер государственного регулирования над прочими; равенство участников ВЭД и их недискриминация; защита прав и законных интересов участников ВЭД; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в деятельность хозяйствующих субъектов ВЭД.

 

Содержание       

 

I.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 1.Сущность и цели внешнеэкономической политики

2. Структурные звенья внешнеэкономической политики

3. Реализация внешнеэкономической политики на федеральном и региональном уровнях в России.

Выводы

II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕ­ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и характеристика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

3. Механизм государственного регулирования внешней торговли в России.

4. Валютное регулирование внешнеторговых операций

5. Отдельные аспекты правового регулирования ВЭД

Выводы

Список используемой литературы

 

 

Список используемой литературы

1.Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. В.И.Кушлина, М.А.Волгина, М., 2007

2.Орешин В.П. Гос. регулирование национальной экономики, 2005

3.Лившиц А.Я. и др. Введение в рыночную экономику, М., 1994

4.Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия/учебник, 2000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: