Взаимоотношения между звеньями бюджетной системы

Каждое звено бюджетной системы является относительно отделенным фондом денежных средств, который формируется и используется на основании отдельно утвержденного плана. Вместе с тем между звеньями бюджетной системы происходит движение денежных потоков, которое характеризует взаимоотношения между бюджетами.

1. По формам движения средств возможны следующие взаимоотношения между бюджетами:

— бюджетное субсидирование;

— изъятие средств;

— взаимные расчеты бюджетов;

— бюджетные ссуды.

Бюджетное субсидирование — это выделение средств из бюджета высшего уровня бюджетам низшего уровня.

Видами бюджетного субсидирования являются: бюджетные субсидии, бюджетные субвенции, бюджетные дотации.

Изъятие средств является формой взаимоотношений, противоположной по смыслу и по направлению движения средств бюджетному субсидированию, а именно такому его виду, как дотации.

Взаимные расчеты между бюджетами возникают во время перераспределения доходов и расходов между бюджетами после их утверждения.

Бюджетные ссуды — это взаимоотношения между бюджетами по поводу временной передачи средств из одного бюджета в другой.

2. По стадиям бюджетного процесса, на которых выявляется потребность во взаимоотношениях между бюджетами, они (денежные потоки) делятся на две группы.

К первой относятся те, необходимость в которых определяется в процессе бюджетного планирования. Это бюджетное субсидирование и изъятия средств.

Ко второй группе относятся те взаимоотношения между бюджетами, потребность в которых определяется уже во время исполнения бюджета.

3. По направлению движения средств различают вертикальные и горизонтальные взаимоотношения бюджетов. Вертикальные характеризуют движение средств между бюджетами разных уровней, а горизонтальные - между бюджетами, которые относятся к одному уровню. Более распространенными и развитыми являются вертикальные взаимоотношения, поскольку они контролируются органами власти и управления высшего уровня.

4. По правовому регламентированию взаимоотношения между бюджетами делятся на две группы: регламентированные законодательными актами и инструктивными документами и договорные. Это условная классификация, поскольку в некоторых формах взаимоотношений имеются элементы и правового регламентирования, и договорные отношения.

ЛЕКЦИЯ 2

Сущность и назначение бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - это единая систематизированная группировка доходов, расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам в соответствии с законодательством и международными стандартами. Бюджетная классификация позволяет систематизировать доходы и расходы бюджетов всех уровней как в процессе их формирования, так и в процессе их исполнения.

В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Украины бюджетная классификация включает такие составные части:

- классификация доходов бюджета;

- классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;

- классификация финансирования бюджета;

- классификация долга.

А) Классификация доходов бюджета

В первом разделе бюджетной классификации Украины "Классификация доходов бюджета" отражена кодификация всех видов поступлений, которые подлежат зачислению в государственный и местный бюджеты. В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета сгруппированы в зависимости от источников и форм собственности налогоплательщиков.

Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) трансферты.

В совокупности налоговые и неналоговые поступления составляют текущие доходы. Если к текущим доходам приплюсовать сумму доходов от операций с капиталом, то получим совокупные доходы.

Для каждого вида поступлений, которые зачисляются в бюджеты, коду бюджетной классификации Национальным банком Украины присваивается только ему соответствующий трехзначный символ банковской отчетности. Это связано со спецификой зачисления платежей в местные бюджеты, которая сложилась с переходом их на казначейское обслуживание (на один счет местного бюджета может зачисляться много разных платежей).

Б) Классификация расходов бюджета

Соответственно требованиям международного сопоставления расходы бюджета классифицируются по четырем признакам:

1) Функциональная классификация расходов - складывается соответственно основным функциям государства;

2)      Экономическая классификация расходов - определяет группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

По экономической классификациирасходы бюджета делятся на:

а) текущие расходы;

б) капитальные расходы;

в) нераспределенные расходы;

г) кредитование за вычетом погашения.

3) Ведомственная классификация расходов - определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственная казначейская служба и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

Ведомственная классификация расходов бюджета утверждается:

1) для государственного бюджета – определяется Министерством финансов в  соответствии с законом о Государственном бюджете;

2) для местных бюджетов – определяется руководителем местного финансового органа и соответственно решением о местном бюджете.

4) Программная классификация расходов - применяется при формировании бюджета по программно целевому методу и ежегодно определяется в законе о Государственном бюджете Украины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: