Характеристика автомобильного транспорта, используемого для медицинской эвакуации

 

Марка автомобиля

Количество мест

Максимальная скорость движения, км/ч

Запас хода по топливу

На носилках, сидя Только сидя
Автомобиль санитарный УАЗ-452А 4+ 1 7 95 530
Автомобиль санитарный АС-66 9 + 4 22 85 530
Автобус ПАЗ-65 1 (КАВЗ-6П) 9 + 4 12 70 500
Автобус ПАЗ-652 (ПАЗ-672) 14 + 4 16 80 400
Автобус РАФ-977Д (РАФ-982) 4 + 2 11 110 330
Автобус ЛИАЗ-677 24 + 5 25 70 550
Грузовой автомобиль ГАЗ-53А 6 + 9 18 80 300
Грузовой автомобиль ГАЗ-66 5** 21 95 645
Грузовой автомобиль ЗИЛ- 130 6** 21 90 445
Грузовой автомобиль ЗИЛ- 131 6** 21 80 645
Грузовой автомобиль Урал-375Д 6** 21 75 480
Грузовой автомобиль Камаз-5320 8** 27 80 500

* Средняя скорость движения автомобиля с пораженными по грунтовым дорогам —15-20 км/ч

** Только на носилках.

 

При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне (кузове) автомобиля:

тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условияхтранспортировки, размещают на носилках преимущественно не выше второго яруса;

носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта.

легкопораженные (сидячие) размещаются в эвакотранспортных средствах, в последнюю очередь, на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях - на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами.

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру (хирургический, терапевтический профиль и т.д.) и локализации поражения пострадавшими. Это значительно облегчает их эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращает до минимума межбольничные  перевозки. Скоростьдвижения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т.п.

 

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда). Переоборудование этих судов производится в минимальном объеме.

 

Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации, специально оборудованные для транспортировки пораженных (больных). В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Эвакуационные возможности летательных аппаратов, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в таблице 2 «Эвакуационные возможности воздушных судов».

При возникновении массовых санитарных потерь невозможно переоценить использование для транспортировки пораженных тяжелых самолетов и вертолетов. Так, тяжелый грузовой самолет ИЛ-76 может одним рейсом эвакуировать более 100 носилочных пораженных. Этим же самолетом можно доставить в район катастрофы 3 санитарных автомобиля или 50 тонн медицинского груза.

Проведена опытно-конструкторская работа по созданию многоцелевого самолета-амфибии БЕ-200 ЧС. Он предназначен для выполнения ряда задач, включающих: пожаротушение, поисково-спасательные, медико-эвакуационные работы, пассажирские и грузовые перевозки и др. Может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с длиной полосы 1800 м., внутренних водоемов и морских акваторий глубиной не менее 2 м. при волнении до 1,2 м., а при установке лыжного шасси - и с заснеженных площадок. Самолет рассчитан на 68 пассажиров.

Хорошо себя зарекомендовали санитарные вертолеты МИ-17-1В (на 12 носилочных мест) и МИ-17-1ВЛ. Для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в городе применяется вертолет БО-105.

В настоящее время разработан медицинский вертолет КА-226, который может быть использован при проведении спасательных работ в городских условиях, горной местности и при дорожно-транспортных происшествиях. Вертолет имеет 2 носилочных места и 9 сидений. Он призван обеспечить оперативную доставку к месту ЧС квалифицированного медицинского персонала и оказание квалифицированной медицинской помощи как на месте поражения, так и при транспортировке.

 

При массовой эвакуации пораженных транспортом большой емкости (воздушным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) обычно за счет формирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений - развертывается эвакуационный приемник, перед которым ставятся следующие задачи:

сортировка, размещение пораженных и больных, подлежащих эвакуации (выгруженных изтранспортных средств, прибывших в данный пункт);

оказание им необходимой медицинской помощи для подготовки к эвакуации;

обслуживание (бытовое и др.);

погрузка в транспортные средства (выгрузка из транспортных средств);

эвакуация до назначенных им лечебных учреждений.

 

В пунктах погрузки (выгрузки) пораженных и больных оборудуются подъездные пути, приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) – сходни, мостики. Для этих целей используют платформы, трапы, пристани.

До погрузки пораженных на транспорт необходимо составить в двух экземплярах пофамильный список эвакуируемых (один экземпляр – с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй – следует с пораженными до пункта назначения). Особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовике и индивидуальном транспорте.

При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения (фиксация к носилкамлямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними другихпораженных, выделение сопровождающих).

С целью равномерной и одномоментной загрузки лечебно-профилактических учреждений (этапов медицинской эвакуации), а также обеспечения доставки пораженных в назначенные им лечебные учреждения соответствующего профиля необходимо организовать четкое управление эвакуацией, сократив до минимума переводы пораженных по назначению между лечебными учреждениями.

Эвакуацию осуществляют по принципу:

- «на себя»: пострадавших (больных) эвакуируют транспортом лечебно - профилактических учреждений, региональных или территориальных центров медицины катастроф, скорой медицинской помощи;

- «от себя»: пострадавших (больных) эвакуируют транспортом с пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.

        Общее правило при транспортировке тяжело пораженных на носилках – несменяемость носилок с целью предотвращения их перекладывания (с носилок на носилки) с заменой занятых тяжелобольными носилок–свободными носилками из обменного фонда.

Рассмотренные выше принципы и положения лечебно – эвакуационного обеспечения населения не могут быть обязательными и безусловными для каждого вида ЧС (землетрясения, химические и радиационные аварии и др.), имеющего свои особенности, различную величину и структуру санитарных потерь. В связи с этим, при организации лечебно – эвакуационных мероприятий, следует ориентироваться на конкретную обстановку, внося необходимые коррективы в принципиальную схему лечебно – эвакуационного обеспечения населения в ЧС.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: