Кассовое исполнение бюджета

Кассовое обслуживание бюджета государства является самостоятельной сферой процесса исполнения бюджета.

Под кассовым обслуживанием бюджета понимают:

- организацию и порядок осуществления операций с бюджетными средствами;

- расчетно-кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств (прием, сохранность и выдача бюджетных средств);

- учет и контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня.

Существует три системы кассового исполнения бюджета в зависимости от схемы обобщения и учета доходов Государственного бюджета (рис.): банковская, казначейская, смешанная.

 

 

 


При банковской системе счета по исполнению бюджета открываются в учреждениях банков, вся информация о движении бюджетных средств централизуется непосредственно банковской системой.

Смешанная система предусматривает возможность открытия и ведение счетов для исполнения бюджета, как в учреждениях банковской системы, так и в органах казначейства.

Банковская система исполнения бюджета действовала в России с1918 года.

Система прохождения государственных средств через банковскую систему имела ряд существенных недостатков:

а) наличие множества счетов не давало возможности осуществлять предыдущий контроль за использованием средств;

б) рассредоточение средств на текущих счетах министерств, ведомств, учреждениях, коммерческих банков привело к несвоевременному их поступлению к адресату;

в) в условиях острого дефицита Государственного бюджета на текущих счетах бюджетных учреждений каждый день сохранялись значительные остатки бюджетных средств;

г) банковское обслуживание не имело четкой системы использования средств, управление доходами и расходами, контроля за прохождением средств через банковскую систему.

Такая система исполнения бюджета существовала в Украине до 1993 года. Указом Президента Украины «Про порядок исполнения Государственного бюджета Украины» и методическими указаниями «Про порядок кассового исполнения Государственного бюджета Украины по доходам и расходам» с 1 июля 1993 года кассовое исполнение бюджета стал осуществлять Национальный Банк через свои региональные управления и уполномоченные коммерческие банки. Соответственно Положению НБУ были созданы региональные управления Национального банка Украины, на которые была возложена функция организации ведения операций относительно кассового исполнения государственного бюджета.

Новый порядок кассового обслуживания означал, что Министерство финансов осуществляло финансирование расходов в пределах доходов, которые реально поступили в Государственный бюджет, а также полученных в НБУ кредитов.

Этот порядок кассового исполнения бюджета должен был усилить контроль за поступлением, целевым и экономным использованиям государственных средств, но как показала практика эта система имела ряд недостатков:

а) значительные средства находились «в дороге» и взаимно зачислялись;

б) коммерческие банки нарушали сроки перечисления средств;

в) ежемесячная отчетность НБУ о доходах и ежедневная информация об остатках средств на едином счете «Средства Государственного бюджета Украины, предоставленная Министерству финансов, была единым источником данных для контроля за процессом исполнения бюджета.

Были начаты шаги относительно устранения нарушений коммерческими банками операций, связанных с кассовым исполнением бюджета.

Несмотря на многочисленные мероприятия по повышению эффективности формирования и использование бюджетных средств, существующая система выполнения бюджета не могла их обеспечить.

Для эффективного управления бюджетными средствами и повышения оперативности в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов необходимо было создать новую финансовую структуру с налаженным механизмом исполнения бюджета. С этой целью Указом Президента в апреле 1995 года было создано Государственное казначейство, на которое и была возложена функция кассового обслуживания Государственного бюджета. Отличие казначейской системы исполнения бюджета прежде всего в том, что казначейство концентрирует оба денежных потока: доходный и расходный на едином казначейском счете.

Кабинет Министров и Национальный банк  приняли 14 января 1997 года постановление № 13 «Про внедрение казначейской системы исполнения государственного бюджета», соответственно которой с 1 февраля 1997 года вводится поэтапное кассовое выполнение государственного бюджета по расходам через территориальные органы Государственного казначейства.

С 1998 года на казначейское обслуживание были переведены все министерства и ведомства. В этом же году была принята новая бюджетная классификация и План счетов бухгалтерского учета выполнения бюджета.

Таким образом, переход от банковской к казначейской системы не означает полный отказ от услуг коммерческих банков. Они выполняют посреднические функции, выступающие в качестве агентов Национального банка, так как НБУ не может иметь множество мелких отделений во всей стране для обработки операций по исполнению бюджета.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: