Искусство эпохи Бронзы

Одно из самых крупных археологических явлений на территории Евразии, начиная с 18 в. до н.э. – андроновская культурно-историческая общность. Сходство памятников этой культуры свидетельствует о родственности племен, населявших огромную территорию. Андроновцы занимались земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Несмотря на то, что очень сложно установить реальный масштаб и объем горнометаллургической индустрии первобытного человека, по всей вероятности, район Северного Прибалхашья являлся промышленным центром и поставщиком меди племенам, занимавшим центральную и северную часть Сары-Арка.

Все виды искусства, сложившиеся в Каменном веке, развиваются и совершенствуются. Совершенствуется и усложняется также обработка материалов, формируются новые технологии. Самым важным новшеством, появившимся в эпоху Бронзы в области искусства стало формирование нового вида искусства, требующего больших затрат энергии материала, а также высокого уровня знаний и технологий – архитектуры.

В эпоху Бронзы продолжается развитие петроглифических комплексов. В южной оконечности Чу-Илийских гор в урочище Тамгалы, расположены наиболее значительные произведения наскальной графики эпохи Бронзы, отражающие эволюцию этого вида первобытного искусства. Это знаменитые изображения солярного божества. Они выполнены в технике прочерчивания – сделаны сплошной и равномерной выбивкой всей площади силуэта или контура в виде широкой полосы. Высеченная гравюра, оставаясь на грани перехода в контррельеф, не вторгается глубоко в массу плоскости, но в то же время, не скользит по ней.

В урочище Арпаузень, в горах Кара-Тау Южного Казахстана находится еще одна наскальная композиция, типичная для эпохи Бронзы. Это сюжетная сцена, достаточно крупная для петроглифов, расположена на лежащей горизонтально плите. Изображения грозных колесниц служат вехами захватнических и оборонительных рейдов племен эпохи Бронзы. Солнцеликие боги и другие персонажи петроглифических картин, созданные древними мастерами, жившими на территории Казахстана в 3-2 тыс. до н.э., находятся в удивительном соответствии с персонажами индийского древнего эпоса «Ригведа».

Повсеместно в 3-2 тыс. до н.э. в Казахстане продолжает развиваться керамический промысел. Несмотря на то, что в начале бронзового века посуду продолжают лепить вручную, форма кувшинов становится более разнообразной и совершенной. Практически исчезает посуда с коническим и округлым дном. Верхнюю часть кувшинов - «венчик» - отгибают наружу, что делает посуду более удобной в употреблении.

Орнаменты, которыми украшали керамику в эпоху Бронзы, в основном относятся к геометрическому типу. Для геометрических узоров, украшающих кувшины характерно равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию узора. Наиболее распространены были круговые элементы – они были связаны с культом поклонения Солнцу. Геометрический орнамент усложняется, приобретая более сакральный смысл – ярким примером подобных орнаментальных мотивов является свастика, наиболее распространенный в украшении керамики эпохи Бронзы. Она связана с Солярным культом и расшифровывается как колесо – символ бесконечного движения Солнца по небосклону. Еще один распространенный мотив украшения керамики этого периода археологи назвали меандром. Это сложные, очень эффектные переплетения ломаных линий или полос, покрывающие все тулово кувшина или располагающиеся лентой-фризом.

В женских захоронениях находят украшения – височные кольца из золота и бронзы, кольца, браслеты пастовые бусы, подвески из камней, бронзовые зеркала. Некоторые золотые изделия украшены символическими геометрическими узорами, распространенными в украшении андроновской керамики – меандрами и полосами треугольников. В мужских захоронениях часто встречается оружие из бронзы, украшения-обереги, символы мужества и стойкости – подвески из когтей и зубов хищных животных. В некоторых захоронениях археологи находят фрагменты конской упряжи. Украшения свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства во 2 тыс. до н.э. В мужских и женских захоронениях встречаются также шейные или нагрудные украшения в виде разомкнутых колец – гривны, выполненные из меди, обтянутой золотом. Прием плакировки позволял экономить ценный металл. Они немногочисленны и найдены в относительно богатых захоронениях. Это может указывать на то, что обладание золотыми вещами было показателем определенного положения в обществе.

В эпоху Бронзы начинает складываться основа наиболее сложного вида функционально-пространственного искусства – архитектуры.

Формируется традиция мегалитической архитектуры эпохи Бронзы, в которой ведущее место принадлежит созданию монументальных погребальных и сакральных памятников из «вечного» материала – камня.

Наиболее древние культовые сооружения, менгиры – каменные глыбы, которые устанавливали на возвышенностях. Менгиры становятся основой для первых архитектурных конструкций – дольменов, которые представляют собой на территории Казахстана каменные ящики, врытые в землю, составленные из четырех вертикальных плит-менгиров, перекрытых пятой, положенной горизонтально и засыпанных сверху невысокой насыпью. Назначение дольменов связано с погребальным культом. 

На территории Казахстана встречаются также и другие сложные мегалитические погребальные сооружения, аналогичные дольменам – цисты, представляющие собой подземные камеры-колодцы, выложенные горизонтальной кладкой камней и окруженные концентрическими кольцами каменной ограды. К концу Бронзового века цисты увеличиваются в размерах. Кольцевая выкладка вокруг них заменяется мощной прямоугольной или квадратной оградой, сложенной из квадров – каменных плит прямоугольной или квадратной формы, врытых вертикально в землю. Во многих районах Казахстана сохранились погребальные сооружения эпохи Бронзы, представляющие собой небольшого размера насыпные курганы с достаточно сложной внутренней структурой. В урочище Темиркаш открыто также уникальное поле захоронений бронзового века - камни, венчающие погребения, расположены правильными кругами. Возможно, общая круговая композиция захоронений связана с древнейшим культом Солнца. Своеобразными «визитными карточками» бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные сооружения не менее трех метров высотой, получившие название «скальные мавзолеи», в которых хоронили вождей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: