Искусство Казахстана XY - ХIХ веков

В15-19 вв. искусство продолжало развиваться в русле, которое характерно для феодального средневекового общества. Сохранялась структура видов искусства, обусловленная религиозными мусульманскими требованиями. Но, несмотря на мусульманские запреты, существовали и развивались изобразительные виды искусства. Это было связано с тем, что в Казахстане наряду с мусульманским вероисповеданием в народной среде сохранились древние верования. В урочищах, издревле почитаемых как святые места, рядом с древними и средневековыми изображениями, появляются новые петроглифы. Можно выделить петроглифы «адаевской традиции», созданные в 18-19 вв. практически все они выполнены в технике линейной гравюры. Сюжеты изображений знакомы – они повторяют сюжеты эпохи поздних кочевников средневековья, эпохи ранних кочевников 1 тыс. до н.э. Это изображения почитаемых животных и всадников-воинов, изображение сложных многофигурных многоплановых композиций, которые отражают представления о миропорядке в сознании кочевников. Петроглифы, созданные в 18-19 вв. в большинстве случаев найдены на полуострове Мангышлак. Они встречаются там как на открытых поверхностях скал – в частности, в горах Айракты, так и в рукотворных сооружениях: в пещерных мечетях и некрополях-беитах. Художественный образ наскальных произведений этой эпохи имеет характерные черты, разительно отличные от наскальных изображений предыдущих веков – стилизация достигает предела и зачастую превращается в схему.

Монументальная и гражданская архитектура Казахстана XY - ХIХ веков. В этот период на территории Казахстана сохраняются и развиваются градостроительные традиции, сформированные в эпоху средневековья, в некоторых регионах Казахстана продолжается довольно масштабное мемориальное строительство. 

В 16-17 вв. крупнейшим центром Южного Казахстана становится Ясы (современный Туркестан). Источники сообщают также о других крупных торговых и культурных городских центрах в Казахстане – это городища Сыгнак, Джубан-Ана, Сарайлы, Турайлы, Белян-ана, Тагатай, Кумкент, Саудакент, Сузак. Но в период опустошительных набегов джунгар на территорию Казахстана в начале 18 в. многие города были вновь разрушены, строительство других приостановилось. В годы «Великого бедствия» Казахстан нуждался в сильной военной помощи против джунгар. В начале 1731 года был подписан международно-правовой акт о добровольном присоединении Казахстана к России [26, с.15-16]. 

Этот период ознаменовался развитием городов-крепостей. Были построена крепости Яик, Гурьев, Омская, Семипалатинская и Усть-Каменогороская крепости. В целом в течение 18-19 вв. на территории Казахстана возникло более 300 городов и 400 казачьих поселков, многие из которых появились и росли как военно-административные центры. Но с середины 19 в. города в большинстве случаев постепенно превратились в центры торговли и промышленности. В градостроительном отношении оставался связанным как с Россией, так и со Средней Азией –  города южных районов напоминали среднеазиатские города с улицами, радиально сходящимися к базарной площади, а города западных и северо-западных районов – типично русские провинциальные города с прямоугольной регулярной планировкой.

В мемориально-монументальном зодчестве 15-17 вв. наиболее распространенным становится портально-купольный тип мавзолея, к которому относятся мавзолеи 15 в. Кок-Кесене, Рабиги Султан-бегум и Суюниш-ходжа-хана у мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, Окши-Ата и Жунус-Ата (15-17 вв.). Строятся мавзолеи с шатровыми куполами – Кара-Батыр, Торе-Там, Шик-Нияза. В районе Мангышлака и Устюрта сохранилось свыше 600 некрополей, относящихся к периоду средневековья и более позднему времени (18-20 вв.), среди которых несколько сотен купольных мавзолеев, тысячи бескупольных мавзолеев, десятки тысяч кой-тасов (стилизованных каменных изваяний баранов) и кулпы-тасов (каменных вертикальных стел). Значение этого комплекса огромно, так как другого такого средоточия памятников монументального искусства и архитектуры кочевников больше нигде нет. Строительный материал мемориальной архитектуры Мангышлака – известняк-ракушечник.

Мемориальные сооружения Мангышлака просты по композиции, лаконичны по декоративно-скульптурному оформлению. Но несмотря на внешнюю простоту, они, как и более древние погребальные комплексы представляют собой модель мира, в которой четыре или восемь равнозначных архитектурных элементов располагаются симметрично по сторонам от центрального – кургана, стелы, мавзолея. Квадратные или круглые в плане, они соотносятся с образами земли и неба, а углы указывают стороны света.

Монументальная живопись и скульптура. Монументальная живописьне получила большого развития в искусстве Казахстане. Однако, в некоторых мавзолеях, была открыта фресковая живопись. Росписями украшены стены и своды мавзолеев Наурзбая (Улутауский район, Торткара), Кулсары (низовья Эмбы), Сырлы-там, Сырлы-там II в долине Джиланчик Тургайской степи, на некрополе Коркут-Ата (Сырдарья). Соответствие формы подвижного жилища и купольно-центрического сооружения позволяло художникам воссоздать в архитектурном декоре убранство кочевой юрты. Верхнюю часть свода украшает узкая полоса, украшенная геометрическим сетчатым орнаментом. Так украшены мавзолеи Байымбета и Джантая, мавзолей Ак-Тепе. Стилистика росписей мавзолеев и петроглифов адаевской традиции сходна – в обоих случаях художники предельно стилизуют и схематизируют изображения. Композиции, разбросанные по стенам, имеют четкую структуру, сходную с орнаментальной – фигуры располагают фризом, последовательно, одна за другой, или в квадрате, или следуя ломаным линиям. В сюжетных композициях прослеживается преемственность традиции – художники 19 века повторяют сюжет, характерный для древнего и средневекового наскального искусства, изображая конных всадников-копьеносцев. Встречаются также изображения священных баранов-архаров, издревле связанные с солярным культом.

Произведения монументальной скульптуры связаны с мемориально-погребальными комплексами Мангышлака – кой-тасы и кулпы-тасы. Кой-тас представляет собой декорированный резьбой монолитный каменный блок. Символически кой-тас отражает представление людей о воплощении удачи, благодати, которые не исчезают вместе с умершим человеком, а остаются в каменном изваянии на его могиле. Вертикаль, которую устанавливали на вершинах древних курганов, превратилась в погребальных комплексах 18-19 вв. в вертикальную стелу – кулпы-тас, небольшой (2,5-3м) каменный обелиск, покрытый резьбой и росписями. На задней плоскости обелиска обычно изображали оружие, если захоронение было мужское или предметы быта и женские украшения, если женское. Передняя и боковые плоскости декорировались орнаментами или красивой арабской вязью. Орнаменты чаще всего были растительными и геометрическими (ромбовидные мотивы). Переход к верхней части выделялся «шейкой», украшенной узором «рога барана» - орнаментом в виде парных спиральных завитков. Выше изображали вихревые розетки, кресты, круги и другие элементы космогонического орнамента. Силуэт кулпы-таса отдаленно напоминает стилизованное до предела изображение фигуры человека. Верхняя часть напоминает головной убор, а расположение оружия на стеле подобно военному снаряжению [17, с.133-134].

Мобильная архитектура кочевников. До начала 20 века, до тех пор, пока сохранялись традиционные формы хозяйствования и жизни, основным жилищем казахов были стационарные юртообразные шошала на зимовках-кыстау и сборно-разборные юрты в летнее время. На территории Казахстана закрепились две устойчивые формы юрт:

кипчакская (казахская) – с полусферической крышей, которая получила распространение в Центральном, Северном и Северо-Западном Казахстане; монгольская (калмыцко-торгоутская) – с конической крышей, распространенная в Семиречье [6, с. 22]. 

К 19 веку кристаллизуются четыре группы юрт:

1. ставка – ак-орда

2. летняя юрта (ак уй или улкен уй), гостевая юрта (конак уй), юрта семьи (отау), свадебная юрта (отау) и кюйме – повозка на колесах, как правило, выкрашенная в голубой цвет

3. военная, перекочевочная – жолым уй (джуламейка) состоящая всего из трех решеток, с короткими купольными жердями и небольшим шаныраком, кос, курке, аблайша

4. юрта для приготовления пищи, хранения продуктов (ас-уй) дословно «дом пищи» [21, с. 97]. 

За многие века использования кочевой юрты были выработаны ее четкие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и обстановки. Размеры юрты соответствуют росту человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает возможность хозяйственно-бытовой деятельности. Общий вес юрты с обстановкой – 300-400кг (грузоподъемность одного верблюда); диаметр жилой юрты от 4,5 до 8м, высота ее в центре 4-5м. Время, за которое ее можно собрать и разобрать, – в пределах часа [17, с. 74]. 

Конструкция юрты проста и экономична, ее составляют раздвижная решетка (кереге), составленная из нескольких элементов (канат – крыло), в развилки решеток которой вставляются купольные жерди (уыки), их вершины сходятся к круговому навершию – шаныраку. Вход в юрту – створчатая дверь (есик)

Для юрты средней величины используется 6-8 решеток-канатов. Для больших юрт – 12 или 15 или 18 решеток. Известны даже 30-канатные юрты. Деревянные решетки изготавливали из березы, тополя, но чаще из ивы, тала. Решетки скрепляли эластичным материалом (ремешками из верблюжьей, воловьей или конской кожи), что позволяло ее легко раздвигать и сдвигать. Решетки юрт были двух типов – тяжелая решетка из массивных планок с мелкой сеткой (устойчивая при сильных порывах ветра), и легкая решетка из тонких планок с крупной сеткой (не промокает в продолжительные дожди). Устойчивое число планок в конструкции решетки-канат – не более 20 пар. Купольные жерди уыки имеют длину 240-250см. Основание их (карын) имеет изгиб, длина которого 1/3 от общего размера жерди (проявление «золотого сечения»). Вверху уык суживается и заостряется (калам – перо), для вставления в гнездо на окружности шанырака (кез - глаз). Для юрты среднего размера необходимо около 60 жердей-уыков.

Шанырак - навершие юрты, состоит из двух частей: круга и распорно-крепежных реек. Шанырак 6-канатной (обычной) юрты имеет диаметр до 140см. Он изготавливается из двух березовых гнутых планок, скрепленных сквозными железными стержнями с заклепанными концами. Распорно-крепежные рейки располагаются под прямым углом друг к другу, они тоже выгнутые, скрепляются ремешками. Ромбические скрещения планок шанырака (гнезда) служили упором для шеста бакана, при сборке юрты.

Шанырак – самая символическая часть юрты. Это семейная реликвия, передаваемая по наследству, символ продолжения рода, покровительства предков - олицетворение связи поколений. По обычаям наследовал отцовский шанырак и его юрту младший сын (кенже), который оставался с родителями. Его называли шанырак иеси – владелец шанырака, что давало ему моральное превосходство над старшими братьями, так как он являлся хранителем семейной реликвии. Все части юрты могли быть заменены, но только не шанырак. Со временем от дыма он темнел, становился почти черным, поэтому древние шаныраки называли кара шанырак.

Установка юрты начиналась с установки косяка двери (есик). Как правило, вход в юрту был с южной или юго-восточной стороны. С двух сторон косяка устанавливали решетки, связывая их между собой узкой тканой или плетеной лентой. В центре юрты на шесте-бакане с развилкой поднимали шанырак. Одновременно заостренные концы уыков (калам) вставляли в гнезда шанырака и привязывали в развилки планок кереге. Эту работу выполняли в строгой последовательности – постепенно с противоположных сторон, двигаясь от перекрестья к перекрестью. Затем каркас юрты стягивали узорной тканой полосой (баскуром) по окружности, концы завязывали у косяка юрты. Кереге покрывают циновками. В косяк вставляют створки дверей. Поверх кереге накладывают войлок до 1/3 уыков. Купол также закрывают войлоком, его крепят поверх войлока цилиндра юрты с помощью узорных клапанов. Завершается сборка юрты накидыванием куска войлока (тундик) на шанырак.

Внутренняя планировка юрты, функционально соответствовала 12-месячному циклу восточного «звериного» календаря. Отсчет времени суток, месяца, года у кочевников велся обычно по солнцу, а именно по углу падения солнечного луча через вернее отверстие юрты. Каждая часть юрты была связана с определенным месяцем, имела свою окраску и орнаменты [17, с. 75]. 

Организация интерьера обусловлена ограниченностью площади – предметы должны занимать как можно меньше поверхности пола. Вещи расположены по кругу вдоль стены и подвешены. Внутреннее помещение, не разделенное на секции, все же, имеет четкие ячейки, каждая из которых имеет свое назначение: центр юрты – очаг. Место приготовления пищи, обогрева – святое место; почетное место – напротив входа (тор). За почетным местом – богатство дома: сундуки. Спальные места в юрте располагались следующим образом: направо кровать под пологом хозяев юрты, в левой части – спальные места детей, молодых членов семьи, стариков. Внутренние стороны косяков двери назывались босага. Их украшали тонкой резьбой, инкрустацией костью или росписью. Направо от двери женская половина, где размещены обиходные предметы. Налево – мужская половина, там находятся конская сбруя, оружие [24, с. 98]. 

Казахское прикладное искусство. Прикладное искусство – это создание предметов быта по законам красоты. К произведениям народного прикладного искусства относится керамика, мебель, изделия из кожи, войлока, ковры, одежда, обувь. Мебельное убранство юрты состояло из небольшого числа предметов. Это сундуки, поставленные друг на друга, высокие шкафчики-поставцы для посуды, кровати, высокие вешалки. Невысокий деревянный стол располагали ближе к центру юрты. Люди сидели вокруг него либо на низких табуретах, либо на подушках. Характерной чертой национальной мебели является богатое украшение орнаментами.

Высокого уровня достигла художественная обработка дерева и кожи. Из дерева изготавливали не только мебель, но и посуду. Деревянная посуда была очень удобна в быту, так как она не бьется, что немаловажно при перекочевках. Из дерева изготавливали массивные астау – удлиненные корытца для мяса, плоские круглые блюда-табак, пиалы и большие чаши-кебеже для кумыса, с большими, особой формы черпаками-ожау. Деревянная посуда украшалась резьбой. Посуда, выполненная из кожи, также соответствовала условиям кочевого образа жизни – легкая, пластичная и небьющаяся. Из кожи выделывали всевозможные емкости для жидкости – торсыки разных размеров, в форме которых повторяется узор «рога барана» и большие, высотой до 1м саба, имеющие трехгранную пирамидальную форму.

Народная одежда у всех народов отличается простотой и функциональностью покроя. Как правило, покрой повседневной и нарядной одежды не отличаются друг от друга. Нарядность костюму придают дополнения и украшения, надеваемые поверх костюма, а также использование более ярких по цвету тканей. Также характерно то, что одежда всех социальных слоев одинакова по покрою. Отличие только в богатстве отделки и тканей, и богатстве украшений.

Один из древних видов верхней одежды и мужчин и женщин является прямой широкий халат с длинными рукавами – шапан. Покрой шапанов не изменялся при пошиве летней или зимней одежды, менялась только ткань. Другой вид женской одежды – платье. Оно появилось позже – в 18-19 вв. Покрой платьев вначале был очень прост – прямого Т-образного силуэта. Только в конце 19 в. появился новое по крою отрезное платье с широкой присборенной по талии юбкой. Широкую юбку и низ рукавов стали украшать по краю воланами или оборками. Вид верхней одежды, который женщины носили поверх платья – камзол. Камзолы шили на одинарной подкладке из ткани. Они могли быть с рукавами или без рукавов. Безрукавки в основном носили молодые девушки. Девичьи камзолы были богато украшены самым различным образом – монетами, серебряными нашивками-амулетами, позументом, вышивкой золотным шитьем. Женщины постарше носили камзолы с рукавами, длиной до середины бедра, иногда ниже линии бедер. Неотъемлемой частью казахского женского костюма были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти. Они были богато украшены накладками из серебра, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Самым нарядным был костюм невесты. Каждая семья старалась подготовить его как можно более богатым. Отличие свадебного костюма от повседневного в великолепном богатом украшении его орнаментами, а покрой платья и камзола оставались неизменными. Орнаменты символизировали счастье, благополучие, пожелание вечной молодости и цветения, большого потомства. Важной частью свадебного наряда невесты были головной убор и покрывало. Высокий конусообразный головной убор – саукеле выполнялся из плотного войлока, который обтягивали сверху дорогой тканью, обшивали узорами и металлическими накладками. Высота саукеле могла быть до 60-70см в высоту. Богатые саукеле 19, начала 20 вв., расшитые шелком украшены подвесками из кораллов, бирюзы, жемчуга, серебра.

В казахской женской одежде характерны возрастные особенности покроя верхней одежды – камзолов и головных уборов. Замужние женщины носили более закрытые камзолы темных расцветок и покрывали голову особым головным убором кимешеком, состоящим из скроенной длинной накидки с вырезом для лица, скрывающей волосы и повязанным особым образом поверх накидки платком.

Важным и эффектным дополнением казахского народного женского костюма были украшения. Казахские женщины носили браслеты, браслеты, соединенные цепочками с кольцами, кольца, накосные украшения, серьги. По народному обычаю руки женщины должны быть украшены кольцами и браслетами из серебра – очищающего металла. Наиболее распространенная форма колец – с плоским камнем, иногда с вырезанным изречением или символом.

Казахская мужская одежда не менялась на протяжении многих столетий. Она имеет сходство с одеждой других народов Средней и Центральной Азии – узбекской, киргизской, туркменской, таджикской. Это распашная одежда, на которой нет застежек-пуговиц. Она закрепляется с помощью ремней-поясов или завязок-поясов из ткани. Карманов на старинной распашной одежде также не было. Поэтому все необходимое (кошелек, нож, рог для пороха и другое) мужчины носили в специальных карманах-сумках на широком кожаном поясе. Мужские пояса в основном шили из тисненой кожи и богато украшали накладками из металла.

Комплект мужского костюма состоял из нательного белья – «жейде», состоявшего из рубахи «койлек» и штанов «дамбал». К верхней плечевой одежде относятся «бешмет», «шекпен», «шапан», шаровары – «шалбар», которые заправляли в кожаные сапоги. Верхняя мужская одежда – шапан, прямой широкий халат с длинными рукавами. Для теплого времени года халаты шили без подкладки, для холодного времени – с шерстяной прокладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные туникообразные прямого покроя халаты шили с отложным воротом, часто окаймляли тканью другого цвета. Праздничные шапаны шили из дорогой ткани и богато украшали орнаментами. Особенно богатым декором отличалась одежда степных властителей и певцов-акынов.

Особое значение в мужском костюме имел головной убор. Некоторые головные уборы делали из войлока. Из них наиболее традиционный и старинный – островерхий калпак, прообраз которого относится еще к сакскому периоду. Парадные войлочные шляпы ак-калпак вышивали шелком, обшивали серебряным галуном по тулье и украшали по краю шнуровым швом. Зимний головной убор в казахском мужском костюме – шапка-борик: круглой формы, с высоким конусообразным верхом или из нескольких клиньев, отороченная по краю мехом. Часто также носили зимние головные уборы в виде треуха – малахаи или тымаки. Повседневный мужской головной убор – тюбетейка-такия, которую шили из плотной ткани и богато расшивали поверху узорами. Она имела заостренный конический верх.

Орнамент в казахском прикладном и декоративном искусстве. Декоративно-прикладное искусство казахов – сложное и многообразное явление народного художественного творчества. Казахский орнамент сформировался на основе орнаментального искусства эпохи Бронзы, а также орнаментального искусства древних скотоводческих племен – саков, усуней, гуннов. В кочевой культуре он представляет собой едва ли не единственное художественное отражение мира, поскольку воспринятые традиции мусульманства запрещают изображение человека и вообще всего живого, созданного Богом.

Самые простые геометрические орнаменты появились в эпоху каменного века. Они дошли до наших дней в украшении керамики, ритуальных предметов и предметов быта. В эпоху Медного века и в эпоху Бронзы геометрический орнамент усложнялся, принимая в себя стилизованные изображения космических объектов (звезд, планет), а также стилизованные изображения растений и животных. В этот период практический любой элемент в орнаменте имеет символическое космогоническое значение. В эпоху Железного века орнаментальные мотивы стали очень сложными и стилизованными. Основной смысл этих орнаментов, украшавших оружие, предметы быта саков, населявших территорию Казахстана в 1 тыс. до н.э. – обрести защиту у тотема-покровителя. Поэтому очень часто стилизовали такие элементы, как когти, клювы, зубы хищных птиц и животных. Космогонические орнаменты эпохи Бронзы, которые украшают керамику - свастики, круги, ломаные линии, меандры и стилизованные орнаменты эпохи Железа сходны по ритму и принципам стилизации форм. Это сходство обусловлено сходными условиями и образом жизни племен, которые последовательно сменяли друг друга на территории Казахстана в древности.

К древнейшим казахским орнаментам, корни которых уходят в глубину тысячелетий относятся космогонические узоры: солярный круг; вихревые розетки – также связанные с солярным культом (они являются аналогией свастик, отражая движение солнца по небу); глаз солнца; солнечные лучи; восход солнца; лунный цветок – один из древнейших, связан с поклонением женским божествам плодородия; звезда.

Узоры, украшавшие мужские и женские вещи имели отличия, так как социальные роли мужчины и женщины в кочевом обществе различались. Мужские узоры символизировали силу, выносливость, мужество. Женские узоры были связаны с древнейшим культом плодородия и символизировали красоту, молодость, большое потомство. Узор цветок «гул» служил пожеланием красоты и вечного цветения, неувядания. Обычно им украшали девичьи костюмы и костюм невесты. В украшении женской одежды и украшений наиболее часто применялись зооморфные узоры «шея верблюжонка» - бота мойын; узор, производный от «бота мойын» - кос алка (пара ожерелий); журекше – сердцевидные узоры. Узор спиральной формы «шимай» символизировал долголетие и большое потомство. В основном его наносили на женские ювелирные украшения – кольца, серьги, браслеты. Узор, стилизованно изображающий крылья птицы: «кус канат» олицетворяет свободу и независимость, а узор птичий клюв «кус тунсык» - свободу, независимость, счастье. Зигзаг «ирек» также символизирует свободу и долголетие.

Наиболее многочисленные в казахском декоративном искусстве зооморфные узоры: в основном они представляют собой стилизованные изображения голов, рогов, копыт животных, лапок птиц. Они появились как тотемные изображения животных-покровителей - барана, оленя, волка, быка, лошади, ястреба, архара, верблюда, беркута и др. Узор в виде рогов и следов животных имел значение в ритуалах охотничьей и скотоводческой магии. Происхождение и значение зооморфных орнаментов в казахском декоративном искусстве восходит к традициям сакского искусства эпохи Железного века. Зооморфными узорами часто украшали одежду – например, войлочные халаты и меховые шубы, которые надевали, отправляясь в дальнюю дорогу, расшивали орнаментами, в которых преобладал узор «верблюжий след». В украшении мужской и женской одежды также очень часто применяются растительные узоры: цветы, листья, трилистники, вязь и др.

Особую роль в украшении мужского костюма играют символические космогонические орнаменты, связанные с поклонением Солнцу. Солярные круги, вихревые розетки, концентрические круги часто украшали парадные халаты представителей высшей степной знати и одежду певцов-сказителей, подчеркивая их роль в кочевом обществе.

Круглые розетки орнамента встречаются везде – ими украшали одежду, особенно парадную, мебель, ножны оружия, кожаную посуду, подвесные сумки-калта. Орнаментированный солярный круг (заполненный внутри орнаментом) – становится еще более могущественным, так как включение орнаментов внутри круга усиливает оберег за счет своих значений (например, орнамент рог барана, расположенный внутри круглой розетки означает оберег от недорода скота – пожелание богатства).

Важную роль в казахском орнаменте играет цвет. Характерна цветовая симметрия – ритмическое чередование и сочетание различных тонов. Варьируются несколько локальных цветов. Наиболее распространенные сочетания цветов: черное и белое – в основном в войлочных изделиях, черное и малиновое, голубое и зеленое, голубое и желтое, многокрасочные узоры – шим. Основной тон предмета и тон орнаментального украшения всегда контрастны друг другу по тону или по цвету. Наиболее часто встречающееся цветовое решение в верхней одежде (шапанах, камзолах) – красное поле и золотой орнамент и синее или зеленое поле и орнамент золотого или белого цвета. Цвет в казахском народном искусстве представляет собой отражение понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий:

Синий – цвет неба – символ высоты, величия, божественного, поклонения небу

Красный – цвет огня, солнца – символ жизни и смерти

Белый – цвет истины – символ радости, счастья

Желтый – цвет разума

Черный – цвет земли – поклонение земле, Родине

Зеленый – цвет весны – символ молодости и возрождения жизни [21, с.87].

Многообразие основных исходных компонентов давало народным мастерам широкие возможности в составлении производных узоров, фигур, различных орнаментальных композиций путем сочетания и комбинации их с простейшими мотивами, спиральными и волнистыми завитками, зигзагами, кругами, ромбами и т.д. Многое из древнего искусства, отвечающее вкусам народа, удовлетворяющее его потребностям в украшении одежды, жилища, домашней утвари, сохранилось и по сей день. Богатое художественное наследие, веками развивавшееся орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство и неповторимый колорит, - все это находит самое широкое развитие в современном декоративном и прикладном искусстве. Можно с уверенностью утверждать, что это древнее искусство сегодня существует, но преобразованное, и приобретшее современную форму.

Ковры в казахском прикладном искусстве. Казахские войлочные и тканые ковры разнообразны. Войлочные ковры – текеметы, сырмаки, тускиизы. Текеметы представляют собой постилочные ковры с вваленными узорами. Центральное поле текемета обычно строится из квадратных или ромбических розеток, заполненных узорами. Техника изготовления текеметов восходит к временам кипчаков. Сырмак – постилочный ковер, сшитый из выкроенных узорных фигур, обычно черного и белого войлока. Прочность изделия достигается простегиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Иногда для прочности и красоты по краю узоров прокладывают цветной шнурок. Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете составлена из розеток в виде квадрата или ромба. Разновидность сырмака – ковер «битпес», что в переводе означает недостижимый, бесконечный, передающий сложный характер орнамента. Настенный войлочный ковер – тускииз. Его выполняют из белого войлока, который служит фоном для аппликаций из цветного войлока ткани и сукна. Орнаментальные мотивы, которые преобладают в войлочных коврах – всевозможные вариации узора «бараний рог» и растительные узоры

Вышитые ковры из ткани также называют тускиизами. Основная техника вышивки – тамбурный петельный шов-кесте. В основном вышивали растительные мотивы, расположенные в квадратах, ромбах или в розетках. Встречались и постилочные лоскутные мозаичные ковры из ткани. Лоскуты вырезались в виде ромбов, квадратов, треугольников. Их центр делится на квадратную сетку, в которую вписаны крестовины с парными завитками бараньих рогов. Композиция имеет две или одну ось, всегда симметрична, площади фона и узоров примерно одинаковы.

Тканые ковры в казахском прикладном искусстве можно разделить на два вида – безворсовые и ворсовые. Все ковровые изделия производят на вертикальных и горизонтальных станках простой формы – ормек. К безворсовым относятся алаша и такыр килем. Алаша – это узкие узорчатые тканые полосы шириной 30-40см, которые сшивают в одно полотно размером 3х4м. Такыр килем – безворсовые ковры, вытканные одним полотном.

Ворсовые ковры ценились очень высоко. Обычный ворсовый ковер получил название «килем». Наиболее богатый, больших размеров ворсовый ковер назывался «орда килем». В композициях ворсовых ковров используются самые различные орнаментальные мотивы. Композиция их, как и в войлочных коврах всегда симметрична, площади фона и узоров примерно одинаковы. Характерной чертой казахских ворсовых ковров является включение в их декор не только орнаментов, но и стилизованных изображений. Среди них – горы, деревья, мотив «девять холмов», изображения птиц, животных, сцен охоты и др [21, с.145-148].   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: