В советский период. Деятели марксистской педагогики: Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.
Педагогическая теория и практика
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского
Многообразие педагогических течений в отечественной педагогике как фактор становления педагогической теории на рубеже XIX и XX веков. Антрополого-гуманистическое обоснование идей воспитания в трудах П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова. Дальнейшее развитие теории «свободного воспитания» в трудах и деятельности Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля.
Разработка П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.Т. Шацким идей «школы труда и реализация концепции трудовой школы в первое послереволюционное десятилетие». «Основные принципы единой трудовой школы» как манифест новой образовательной парадигмы.
С.Т. Шацкий о воспитании как о создании наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития ребенка. Школа как культурный центр, педагогизирующий окружающую ребенка среду.
Развитие отечественной педологии как науки о всестороннем изучении ребенка. Педологические взгляды П.П. Блонского.
Проблемы взаимодействия коллектива и личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
Воспитательная система Павлышской школы как образец гуманистической педагогики.
Задания для самостоятельной работы:
1. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке России на рубеже ХIX-ХХ в.в.?
2. Концепция свободного воспитания в отечественной педагогике. Что в ней привлекало и привлекает сегодня педагогов-практиков?
3. Были ли реализованы в педагогической практике гуманистические идеb, провозглашённые в «Основных принципах единой трудовой школы»?
4. Что позитивного было в педологии, которая в 1936 году была объявлена лженаукой, а П. П. Блонский - лжеученым?
Основная литература
1. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998, ч. 2. – С. 230-238, 242-251, 266-288.
2. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с.163-179, 185-198, 199-210.
3. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХ в. -М.,1990,
4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Составитель С.Ф. Егоров. М..1986.
5. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.,1972.
Дополнительная литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М.,1993.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994.
4. Пряникова В.Г. Анторополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30-е г.г. XX века). / Педагогика, 1995, №2.
5. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М.,1991.
6. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999.
7. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М.,1993.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994.
9. Пряникова В.Г. Анторополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30-е г.г. XX века). / Педагогика, 1995, №2.
10. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М.,1991.
Тема 13. Ведущие тенденции современного развития
Мирового образовательного процесса. Российская