Задания для самостоятельной работы

1. Осмыслите влияние христианства на развитие отечественного образования и педагогической мысли.

2. Когда и кем была организована первая государственная школа на Руси? Почему матери плакали по отданным в школу детям «акн по мертвецы»?

3. Почему на Руси человека, достигшего полной зрелости, называли «матёрый»?

4. Какие нравственные «заповеди», имеющие значение и сегодня, содержатся в произведении «Поучение князя Владимира Мономаха детям»? Дайте оценку школьных реформ XVIII столетия. В чьих интересах они осуществлялись?

5. Какие духовно-нравственные и педагогические ценности утверждались отечественными представителями XVIII века?

6. Какая основная гуманистическая идея выражена Н.А. Добролюбовым в статье «О значении авторитета в воспитании»?

7.Какобъяснить высокий общественный интерес к статье Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»? Созвучны ли гуманистические идеи Н.И. Пирогова нашему времени?

 

Тема 8. Научно-педагогическая деятельность

К.Д. Ушинского и Л.Н.Толстого

 

Великий русский педагог К.Д. Ушинский и материалистические традиции передовой общественной мысли России. Народность как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Роль родного языка, народных традиций в воспитании личности ребенка. Выдающийся труд «Человек как предмет воспитания» в развитии научной педаго­гики.

Учение о народной школе. К.Д. Ушинский о содержании и ме­тодах нравственного воспитания, о роли труда в воспитании ребенка. Взгляд К.Д. Ушинского на дидактику.Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса. Учебные и методические пособия К.Д. Ушинского: «Родное слово», «Детский мир», «О пользе педагогической литературы» и другие. К.Д. Ушинский о семейном и общественном воспитании.

Педагогическая теория К.Д.Ушинского

План

1. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

2. Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д. Ушинского.

3. К.Д. Ушинский о труде как факторе формирования личности человека.

4. Дидактические принципы К.Д. Ушинского.

5. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке.

6. К.Д. Ушинский о просвещении народов России.

 

Примерная тематика докладов и рефератов

1. К.Д. Ушинский о формальном и материальном образовании.

2. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании.

3. Проблема национального и общечеловеческого в педагогической теории великого русского педагога.

4. Дидактика начальной школы в свете разработанной К.Д.Ушинским теории народности воспитания.

5. Учебники и учебные пособия К.Д. Ушинского.

6. К.Д. Ушинский и просвещение нерусских народов России.

Методические указания

Идея народности – основа всей педагогической системы великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). В ее разработке наиболее ярко проявился его патриотизм, демократизм, вера в могучие силы родного народа. По оценке Л. Модзалевского, «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов, – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор»1.

Разработку темы нужно начать с раскрытия понимания К.Д. Ушинским принципа народности. Зависимость воспитательно-образовательных систем от особенностей и духа каждого народа, необходимость их соответствия были аксиомой для педагога. Выяснить, как понимал К.Д. Ушинский сочетание общечеловеческого и национального элементов в формировании личности (чтобы патриотизм не превращался в национализм, а уважение к другим народам – в презрение к своему собственному).

Изучая указанные в списке работы К.Д. Ушинского, раскрыть внутреннее содержание принципа народности: родной язык, обычаи, знание отечественной истории, географии и т.д.

Большая заслуга принадлежала К.Д. Ушинскому в разработке учебных планов народной школы, воплотивших в себе основные положения принципа народности. Следует ознакомиться с учебниками педагога “Родное слово” и “Детский мир”. Указать, какие его материалы вошли в современные детские книги для первоначального чтения.

В творчестве К.Д. Ушинского проблема нравственности тесно связана с воспитанием трудолюбия. Изучая статью “Труд в его психическом и воспитательном значении”, обратить внимание, как автор рассматривает общие и частные вопросы о значении труда, как от определения труда в жизни общества он переходит к роли труда в жизни отдельного человека.

Многие положения К.Д. Ушинского, относящиеся к теории обучения, остаются актуальными и для современной школы. Раскрывая вопрос о формальном и материальном образовании, обратить внимание, как он показал необходимость соединения цели и средств реального и формального образования.

Обращать внимание на определение содержания общего образования, установление принципов отбора учебного материала К.Д. Ушинским в работе “О первоначальном преподавании русского языка”. Раскрыть значение определения психолого-педагогической основы обучения, рассмотреть его дидактические положения (о наглядности, посильности, прочности знаний), которые давали учителю возможность овладевать вниманием учеников, развивать их мышление и познавательную активность.

По вопросу «К.Д. Ушинский и просвещение народов России» предлагается внимательно изучить сборник “К.Д. Ушинский и проблемы современной национальной школы” (Чебоксары, 1994), раскрыть влияние идей К.Д. Ушинского на развитие образования народов России.

Обязательная литература

1. Ушинский К.Д. Гимнастика / Избр. пед. соч. – М., 1968. – С.514 (для студентов ФФК).

2. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Соч. – Т.5. – С.333–356 (для студентов ФРФ, ФЧФ).

3. Ушинский К.Д. О первоначальном обучении счету / Избр. пед. произведения. – М., 1968. – С.147–150 (для студентов ФМФ).

4. Ушинский К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии. – М., 1968. – С.512–513 (для студентов ФМФ).

5. Ушинский К.Д. О первоначальном рисовании. – М., 1968. – С.150–151 (для студентов ХГФ).

6. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Соч. – Т.2. – С.333–361 или “Хрестоматия по истории школы и педагогики в России”. – М., 1974. – С.295–304.

7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Соч. – Т.2. – С.129–135 или “Избр. пед. произведения”. – М., 1968. – С.268–269.

8. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / Соч. – Т.2. – С.15–41 или “Хрестоматия по истории школы и педагогики в России”. – М., 1974. – С.245–257.

Дополнительная литература

1. Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д.Ушинского. – Л., 1973.

2. Волков Г.Н. Влияние идей К.Д.Ушинского на просвещение народов Поволжья, Северного Кавказа, Дальнего Востока и Сибири // Сов. педагогика. – 1974. – № 2.

3.Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974. – Гл. 3–6.

4. Данилов М.Н. Дидактика К.Д. Ушинского. – М.–Л., 1948.

5. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974. – С.126–145 (“Принцип народности в воспитании”, “Труд – основа воспитания”, “Родной язык как средство воспитания”).

6. Пискунов А.И. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России // Советская педагогика. – 1974. – № 2.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. – М., 1976. – С.274–302.

8. К.Д. Ушинский и проблемы современной национальной школы. – Чебоксары, 1994.

9. К.Д. Ушинский и современность. – Л., 1975. – С.25–39.

 

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого

Этапы его педагогиче­ской деятельности. Первый период деятельности Л.Н.Толстого: яснополянская школа и свободное воспитание (осуществление в ней идеи свободы и ненасилия в воспитании). Второй период деятельности Л.Н.Толстого: взгляд на соотношение воспитания и образования. Третий период деятельности Л.Н.Толстого: ориентация на религиозно-нравственное воспитание. 

Критика русской и зарубежной педагогики. Сво­бода в воспитании, учет детских интересов, развитие творчества и инициативы. Содержание и методы работы в Яснополянской школе. Особенности учебных книг Л.Н. Толстого «Азбука», «Рассказы для детей», их значение для развития педагоги­ки. Толстой о семейном воспитании.

 

Литература

    1. Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д.Ушинского. – Л., 1973.

    2. Волков Г.Н. Влияние идей К.Д.Ушинского на просвещение народов Поволжья, Северного Кавказа, Дальнего Востока и Сибири // Сов. педагогика. – 1974. – № 2.

3. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974. – Гл. 3–6.

4. Данилов М.Н. Дидактика К.Д. Ушинского. – М.–Л., 1948.

5. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974. – С.126–145 (“Принцип народности в воспитании”, “Труд – основа воспитания”, “Родной язык как средство воспитания”).

6. Пискунов А.И. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России // Советская педагогика. – 1974. – № 2.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. – М., 1976. – С.274–302.

8. К.Д. Ушинский и проблемы современной национальной школы. – Чебоксары, 1994.

9. К.Д. Ушинский и современность. – Л., 1975. – С.25–39.

  

 

 

Тема 9. Школа и педагогическая мысль

в России в ХIХ столетии (до 90-х годов)

 

Развитие школы и становление школьной системы. Принятие «Устава учебных заведений, подводимого университетом» и «Предварительных правил народного просвещения (1804 г.). Поделение России на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский – с университетом во главе каждого округа.

Приходские и уездные училища, гимназии, университеты.

Распространение идеи европейского просвещения. Создание школ для крестьянских детей. Открытие специальных высших школ – Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения.

Царскосельский лицей – элитарное закрытое учебное заведение для детей дворян.

Комитет по устройству учебных заведений. «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828 г.). Обучение мальчиков и девочек самых низших сословий в приходских училищах.

Различные типы школ в первой половине XIX в. и содержание образования в них. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века.       Тенденции реформирования отечественного образования. Уставы учебных заведений первой трети XIX века. Декабризм как общественное движение. Религиозно-нравственное воспитание как основание образовательной политики государства. Реформы 60-х и контрреформы 70-80-х гг. Взаимодействие образовательной политики государства и общественно-педагогического движения.

Реформа системы начального и среднего образования. «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.). Утверждение в народе религиозных и нравственных понятий.

Принятие нового «Устава гимназий и прогимназий» (1864 г.). Установление двух типов гимназий: классическая и реальная и соответственно им – прогимназии.

Поиск «самобытного» просвещения и общечеловеческих основ воспитания. Разделение русской интеллигенции на 2 лагеря: 1) славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, С.П.Шевырев) – отстаивание идеи воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности как народно-православных черт характера, так и то, что присуще человеку вообще; 2) западники (А.И.Герцен, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский) – развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. Общественно-педагогическое движение в 60-х г. XIX в. и представители прогрессивной педагогической мысли. Многообразие типов школ во второй половине XIX и начале XX вв. и характеристика содержания образования в них. Рассуждения В.Г.Белинского о разумном и добром воспитании. Идея «климатологического» воспитания А.И.Герцена.

Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова, В.Я.Стоюнина, Л.Н.Толстого и др. за реформу школьного дела в России.

 

Рекомендуемая литература

1. Алешинцев И. История гимназического образования в России (ХVIII и ХIХ вв.) – СПб.,1912.-346 с.

2. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. – М., 1987.-559 с.

3. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ-начала ХХ в. – М., 1990.-605 с.

4. Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1912.-519 с.

5. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1915.- 746 с.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХVIII-начало ХIХ в. /Под ред. М.Ф.Шабаевой. – М., 1973.-605 с.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-ая половина ХIХ в.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1974.-Т.1.-534 с.; - Т.2.-440 с.

 

Тема 10. Школа и педагогика в России

в конце ХIХ и начале ХХ века до 1917 года

 

Народное образование в России в конце ХIХ-начале ХХ в. и проблемы его преобразования. Сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища. Школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

«Инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» (1875). «Положение о церковных школах ведомства православного исследования» (1902). Распространение в народе образования в духе православной веры и церкви. Утверждение христианской нравственности и сообщение детям необходимых полезных знаний. «Положение о высших начальных училищах» (1912). Классическая гимназия как главный тип средней школы в России в конце ХIХ-начале ХХ в. Воспитание социальной элиты, занимающие должности в государственном аппарате. Изучение классических языков (латинского и древнегреческого, закона Божьего, математики, естествознания, географии, истории и рисования).

Кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров, их деятельность на основании «Положения о кадетских корпусах» (1886).

Проблема создания национальной школы. Развитие женского образования. Расширение сети женских воскресных школ, женских гимназий.

Организация загородной летней колонии для приютских детей (1906). Роль С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко в создании общества «Сетлемент». Система детских учреждений: детский сад, начальная школа, детский клуб, различные мастерские.

Общество «Детский труд и отдых». Детская колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого. Эксперимент по созданию детского коллектива в процессе совместного производительного труда. Эстетическое и нравственное воспитание детей.

Педагогическая мысль в России в конце ХIХ-начале ХХ в. Гуманистическая направленность и демократизм русской педагогики. Концепция свободного воспитания. Теоретико-методическое значение принципа самоценности личности. Признание ребенка исходным моментом и главной целью воспитательно-образовательного процесса. Яркие представители концепции свободного воспитания – К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий.

Обоснование экспериментально-психологического метода в педагогике (А.П.Нечаев, В.М.Бехтеров, А.Ф.Лазурский).

Дифференциация педагогического знания. Выделение самостоятельных отраслей теории образования, теории воспитания, дошкольной педагогики, профессионально-технической. Осмысление накопленных педагогических знаний и проведение в систему взаимосвязанных идей, положений, принципов, взглядов (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, Н.Х.Вессель).

Роль П.Ф.Лесгафта, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.И.Гессен, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, И.А.Ильина в развитии отечественной педагогики.

 

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ-начало ХХ в. – М., 1990.-608 с.

2. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.С.Аранский. – М., 1986.-480 с.

3. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982.-703 с.

4. Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции.- М., 1938.-512 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ-начало ХХ в. /Отв. Э.Д.Днепров. – М., 1991.-447 с.

6. Рязанов В.В. Сумерки просвещения /Сост. В.Н.Щербаков. – М., 1990.-624 с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост.С.Ф.Егоров.-М., 1986.

8. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980.-304с.

 

Тема 11. Развитие школы и педагогики в России

после Октябрьской революции (1917 г.).

Единая трудовая школа

 

Проблема коренной перестройки всей системы народного образования. Издание документов «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917), «Основные принципы Единой Трудовой школы» (1918), «Положение о Единой Трудовой школе РСФСР (1918). Утверждение в них целей, задач и программ школьного образования. Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания максимально благоприятных условий для его всестороннего развития. Совместное обучение детей обоего пола – требование прогрессивной демократической педагогики.

А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.Н.Покровский – деятели народного просвещения.

Деление школы на две ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет; II ступень для подростков и юношей 14-17 лет.

Идеи гуманизации и демократизации образования. Содержание новых форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Восстановление низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой Трудовой школы.

Создание профессиональных школ-техникумов. Организация девятилетней общеобразовательной школы. Принятие учебных планов и программ. Политехническое обучение и трудовое воспитание в школах II ступени.

Существование двух типов школ I ступени: ФЗС, ШКМ (1926-1934 г.).

Постановление СНК и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934). Установление единых типов общеобразовательных школ: начальная с четырехлетним сроком обучения, неполная средняя (семилетняя) и средняя с общим сроком обучения десять лет. Преобразование ФЗС и ШКМ в неполные средние школы.

 

Рекомендуемая литература

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения /Под ред. А.В.Петровского.: В 2-х т. - М., 1979.-Т.1.-303 с.;-Т.2.-309 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.-448 с.

3. Зеньковский В.В. Педагогика. – М., 1996.-154 с.

4. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 11-ти т.-М., 1953-1963.

6. Луначарский А.В. О воспитании и образовании /Под ред. А.М.Арсеньева и др. – М., 1976-636 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: