Тема 6. Принципы и методы воспитания

    Понятие принципов воспитания. Общепедагогические принципы осуществления воспитательного процесса: природосообразности, культуросообразности, социосообразности, свободосообразности, целостности. Принципы организации воспитывающего общения: контекста в воспитании, глубинного общения, приоритета духовной поддержки над коррекцией в воспитании, ценности творческого непослушания, права на ошибку, ориентации на саморазвитие. Принципы построения воспитывающих взаимоотношений в воспитательном процессе: любви, безоценочного и безусловного принятия, взаимной открытости, эмпатийности, взаимного воспитывающего влияния педагога и воспитанника.

    Методы воспитания как способ действия воспитателя, направленный на реализацию определенной педагогической цели и задач. Проблема классификации методов воспитания. Структура метода гуманистического воспитания: конкретная воспитательная задача; деятельность воспитателя по оказанию влияния на воспитанника; деятельность воспитанника под воздействием воспитателя; деятельность нового уровня; достигнутый результат. Методы организации деятельности. Методы формирования сознания, методы стимулирования.

 

Модуль III Теория обучения (дидактика)

Тема 8. Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории

Процесс обучения и его значение для личностного роста субъекта. Вклад в развитие дидактики Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского. Дидактика как педагогическая теория обучения, дающая обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности как предмет дидактики. Общая и частные дидактики (методики). Основные дидактические вопросы.

    Основные дидактические категории: обучение, преподавание, учение. Ключевое дидактическое отношение.

Материалистическая теория познания как гносеологическая основа процесса обучения. Этапы и ход познания. Учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова и И.М. Сеченова как естественно-научная основа процесса обучения.

Движущие силы и закономерности процесса обучения. Противоречия процесса обучения: между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями; между известным и неизвестным; между фронтальностью изложения учебного материала и индивидуальностью восприятия; между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Закономерности обучения: социальная необходимость и историческая изменчивость, единство преподавания и учения, единство содержательного и процессуального аспектов, единство личностного и операционального, гностического и коммуникативного компонентов учебной деятельности. Функции и структура процесса обучения.

Тема 10. Основные дидактические теории и концепции обучения

Философские основания различных педагогических систем (гуманизм, теософия, антропософия, педоцентризм, экзистенциализм, прагматизм). Ассоциативно-рефлекторная теория обучения (А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев). Теория поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Теория проблемно – деятельностного обучения (М.А. Чошанов). Контекстное обучение (А.А. Вербицкий). Теория развивающего обучения (Л.В.Занков, Н.Ф. Талызина Д.Б. Эльконин). Унифицированная модель обучения.

Содержание образования как форма представления культурного опыта. Современные концепции содержания образования: культурологическая концепция Лернера - Скаткина, деятельностная концепция В.С. Леднева, содержание образования с позиций целостного педагогического процесса В.С. Ильина. Содержательный компонент личностно ориентированного образования. Соотношение образовательного стандарта и личностного опыта.

Закон РФ "Об образовании". Дифференциация образования. Система образовательных стандартов.

Учебный предмет как дидактически переработанная область общественной культуры. Типология предметов. Специфика усвоения гуманитарных дисциплин. Отбор и структурирование учебного материала в зависимости от целей усвоения. Проблемы современного учебника. Межпредметные цели и задачи.

 

Тема 11. Закономерности и принципы обучения

    Закон как отражение внутренне необходимой связи явлений и процессов. Закон в дидактике как внутренне существенная связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И.Я. Лернер). Закон социальной социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Закон целостности и единства педагогического процесса. Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Закономерности обучения. Принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения; фундаментальности образования и прикладной направленности обучения; научности и связи теории с практикой; систематичности и системности, сознательности и активности; наглядности, доступности, прочности; положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения; сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: