Тема 3. Методология и методы педагогического исследования

Понятие методологии педагогики. Методология педагогической науки как учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. Философский уровень методологии. Основные философские учения, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм. Общенаучный уровень методологического знания: системный, аксиологический, антропологический, культурологический подходы. Конкретно-научный и технологический уровни методологии педагогики.

Понятие педагогического исследования. Классификация педагогических исследований на фундаментальные, прикладные и разработки. Методологические принципы педагогического исследования.

Методы педагогического исследования. Соотношение педагогического опыта и педагогической науки. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, социологические методы, изучение педагогического опыта. Проблема измерения в педагогике. Теоретические методы исследования: педагогический анализ, моделирование. Педагогическая концепция, ее объяснительная и прогностическая функции. Примеры педагогических исследований в России и за рубежом.

Модуль II Теория воспитания

Тема 4. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Воспитание в широком смысле как «возвращение образования и воспитания в контекст культуры»(Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крыпова), как ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, так и создание культурной среды для саморазвития личности (Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, В.А.Петровский, Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова, И.М.Таланчук). Виды воспитания. Цель и задачи гуманистического воспитания.

Общие концепции воспитания. Концепции воспитания в современной России. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.

Воспитание в узком смысле. Создание жизненной ситуации, востребующей проявление проектируемого качества, как сущностный момент воспитания. Основные характеристики воспитательной ситуации: осознание воспитуемым необходимости преодоления внутреннего препятствия для достижения цели (незнания, неумения, отсутствия опыта, полезной привычки); возможность самоутверждения в социуме через самоизменение; возникновение данной ситуации как естественного момента жизнедеятельности.

Условия выполнения деятельностью воспитательных функций: субъектная позиция воспитанника, "ревизия" прежних смыслов, неформальность исполнения, связь с жизненными интересами, социальная значимость результатов, достаточный уровень трудности, необходимость выбора нравственной модели поведения, интенсивность делового и межличностного общения.

Психологические механизмы воспитания: генерализация, интериоризация, сдвиг мотива на цели деятельности, противоречия между мотивом и способом. Наиболее общие средства воздействия на сознание и поведение воспитанников. Система воспитания. Образцы систем воспитания в передовом педагогическом опыте.

Тема 5. Специфика различных направлений воспитательной деятельности. Интегративная природа нравственного воспитания

Специфика морального сознания как предметной области и цели воспитания. Природа моральных норм. Интердеятельностный характер нравственного воспитания. Недопустимость "дилетанства" в сфере нравственного воспитания.

Моральный поступок как предмет воспитания. Единство знания, отношения, действия и результата в поступке. Волевой и избирательный характер нравственного поведения. Утверждение в социуме человеческого начала как суть нравственного творчества. Социогенные, креативные, волевые факторы нравственно-развивающей педагогической ситуации.

Возрастной генезис морального сознания. Нравственное воспитание в учебной деятельности. Проблема взаимосвязи образования и нравственности. Роль личности педагога как источника нравственного опыта.

Эстетическое воспитание. Природа эстетической ценности. Эстетическое сознание: взгляды, оценки, переживания. Феномен эстетического вкуса. Художественная образованность, знание природа и законов искусства, понимание общечеловеческих художественных ценностей как предпосылки развития вкуса. Признаки сформированности вкуса: критичность и толерантность, видение гармонии части и целого; умение отличить объективные достоинства предмета от своего субъективного предпочтения; владение эстетическими категориями; глубокое знание предмета; широта и разносторонность взглядов, уважительное отношение к вкусам других людей, доброжелательность и культура изложения своего мнения. Средства эстетического воспитания, роль средств массовой коммуникации в этом процессе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: