Вербальное научение — эти вид научения, который осуществляется в символической форме через многообразные знаковые системы.
Викарное научение — это научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого чел опок сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида.
Внушение — эти целенаправленное, аргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.
Воспитывающее обучение — это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу.
|
|
Восприятие - отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Гибкость обучения — это умение педагога сочетать и при необходимости использовать различные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.
Гуманизация образования – это процесс перехода от технократической модели образования к гуманитарной, процесс смены ориентиров — переход школы от ориентации на жесткий социальный заказ к ориентации на наиболее полный учет интересов и потребностей личности, что, предполагает восприятие человека (ребенка) как меру целесообразности педагогической деятельности и построения педагогических систем (ценностно-смысловой антропоцентризм).
Гуманитарная культура педагога - это целостная совокупность его личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих способность понимать и созидать педагогический процесс как человекосообразную и человекообразующую реальность, стимулирующую личностное саморазвитие субъектов педагогического взаимодействия.
Гуманитарный подход - подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его человеческом измерении. Главная линия человеческого развития в гуманитарном подходе определяется как движение человека к свободе, развитие его как субъекта свободной, творческой деятельности, саморазвития. При гуманитарном подходе явления действительности оцениваются не с точки зрения их социальной или какой-либо иной пригодности, а с позиции их значимости для человека как человека, то есть для его ценностно-опосредованной самореализации, смыслообогащения, деятельно-творческого преобразования Мира и себя.
|
|
Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Дифференцированный подход к. обучению — предполагает не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и содействовать их развитию через разные формы обучения.
Духовность - интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде. Духовность развивается на основе осмысления и переживания личного жизненного опыта, а также на основе усвоения знаний, содержащихся в архивах культуры. Центром духовности является отношение к человеку, а стержневыми характеристиками: вера, надежда, любовь и София (мудрость жизни).
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества.
Заражение - бессознательная, испольная подверженность человека определенным психическим состоянием. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (психического настроя).
Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.
Идентификация — это способ понимания другого человека через уподобление себя ему.
Импринтинг — это вид научения, который характеризуется быстрым, автоматическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.
Индивидуальность педагога — это совокупность главных и второстепенных педагогических качеств.
Индивидуальный стиль педагогической деятельност и — это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, навыков, методов, способов выполнения педагогической деятельности.
Институты воспитания — это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия на личность.
Личность - человек как субъект свободной (целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств) деятельности.
Личностно-деятельностный подход к образованию - подход, который предполагает равноправные, партнерские отношения участников образовательного процесса. Преподаватель и студент выступают как субъекты деятельности в едином целостном педагогическом процессе. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучающимся, в том числе доверительное, диалогическое общение со студентами, уважительное отношение к их жизненному и профессиональному опыту, мировоззренческим установкам.
Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Личностный смысл – это «значение-для-меня», индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мнемоника — система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника — наука о рациональных способах запоминания.
|
|
Мотив — побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивационная подструктура учебной деятельности — это совокупность мотивов учения.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния на него.
Непроизвольное внимание — возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, определяясь характером и качеством раздражителя.
Нравственное сознание — это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу
Образование - это оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир науки и культуры; образование есть двусторонний процесс, где на первом месте стоит образовательная деятельность самого человека по узнаванию и присвоению образов человеческой природы, культуры, мира в целом, а на втором – педагогическая образовательная деятельность по поддержке первой.
Обучение — это профессиональная деятельность педагога, которая направлена на передачу учащимся знаний, умений и навыков.
Обученность — это наличный уровень как программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков учащегося.
Ориентировочная основа действия — это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» (П. Я. Гальперин) исполнения.
Отметка — один из возможных результатов оценивания, который выражен в условно-формальных баллах.
Оценка — процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном.
Парадигмальный подход - анализ педагогического процесса сквозь призму бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений). Образовательная парадигма как совокупность теоретических и методологических предпосылок для решения научно-педагогических проблем базируется на определенных ценностях. В соответствии с этими ценностями педагогический процесс может быть направлен на интересы государства, общества или личности (личностно-ориентированное обучение); взаимоотношения между субъектами обучения могут быть авторитарными или демократичными, гуманистическими; содержание образовательного процесса может быть знаниевым или развивающим, формирующим творческую личность и т. д.
|
|
Педагогический труд — это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (преподавателем), и человеком, овладевающим ею (учащимся).
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
Педагогический процесс - развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Педагогическое общение — общение, которое осуществляется по поводу и па основе педагогической деятельности, связанное с достижением высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.
Педология — комплексная наука о ребенке, его обучении и развитии, которая существовала в конце XIX — начале XX века. Возникла в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Переживание - внутренний сигнал, посредством которого осознается личностный смысл происходящих событий. Переживания являются необходимой, обязательной частью внутреннего мира человека, они вырываются за пределы собственно аффективной сферы, «захватывают» воображение, пронизывают всю личность и весь круг ее отношений.
Подражание — предполагает осуществление не просто принятия внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.
Понятие — это средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов и явлений действительности и связей между ними.
Преподавание — это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека в ходе решаемой им задачи и предполагающее поиск нового способа действий и новых знаний.
Проблемное обучение — обучение, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов пауки.
Программированное обучение — обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Предполагает последовательную подачу учебного материала небольшими «порциями», контроль за усвоением каждого раздела и индивидуальный теми обучения.
Произвольное внимание — управляется сознательной целью, требует волевой регуляции.
Профессиональные способности — индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Прямые средства воспитания — предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Психодиагностика — отрасль психологической науки, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психология педагогической деятельности — это отрасль психологического знания, изучающая психологические закономерности труда педагога и то, как он воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.
Психолого-педагогический эксперимент — это исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка.
Психолого-педагогический эмоциональный тренинг - выполнение упражнений по снятию тревожности личности через формирование умения предвидеть трудности и укрепление положительных эмоций.
Развивающее обучение (по Л. В. Занкову) - это построенная на основе качественно новых дидактических принципов методическая система начального обучения, которая направлена на общее развитие младших школьников.
Реминисценция — данное явление памяти состоит в том, что отсроченное воспроизведение выученного материала более полно, чем сразу после заучивания. Оно возникает, как правило, при воспроизведении осмысленного материала, в процессе его свободного изложения («своими словами?) и обусловлено переживаниями (интерес, значимость, важность) субъекта относительно этого материала.
Рационалистическая парадигма в образовании - базируется на эффективных способах усвоения обучающимися различных видов знаний. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель образования состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры.
Самовоспитание — это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.
Саморазвитие личностное – это процесс многогранной целенаправленной самостоятельной, ценностноориентированной духовно-практической деятельности по наращиванию своего потенциала = обогащению субъектного опыта и духовно-нравственных сил соответственно собственной «Я-концепции», жизненной стратегии и, в известной мере, социальным ожиданиям. Саморазвитие по существу представляет из себя сознательное управление собственным развитием, которое предстает как реализация ее позиции субъекта самосозидания.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Сдвиг мотива на цель — тот предмет (идея, цель), который в результате длительного и стойкого насыщения положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив.
Системно-прогностический подход к образованию - образование рассматривается как целостная система, являющаяся динамической частью общества, отражающая происходящие в нем перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями.
Содержательное обобщение — мыслительная деятельность, в ходе осуществления которой обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыта человечества, изоморфный по структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте. Содержание образования определяется способностью образовательных процессов отражать и выражать ценности человеческого бытия, раскрывать способности человека использовать знания как ценность, а также реализовывать и обогащать личностные смыслы.
Социально-экологический подход к образованию – основу составляет гуманистическая философия, которая акцентирует внимание на необходимости выработки с помощью образования механизмов самореализации, саморазвития, самосовершенствования, адаптации, самозащиты, конкурентоспособности и выживаемости в сложных условиях современного мира.
Становление гуманитарной культуры педагога - процесс интенсивного личностно-профессионального саморазвития педагога, обогащающий его субъектный опыт переживанием и осмыслением человекоцентрированных оснований педагогической деятельности и индивидуально-творческой самореализации в практике гуманитарной интерпретации и экспертирования педагогической реальности, созидания гуманитарного образовательного пространства.
Стиль руководства педагога — это характерная манера и способы выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися.
Сущностные свойства человека - определяющие потенциальные способности, основа специфически человеческой социальной формы присвоения содержания и способов его жизни, становления психики, личности человека.
Сущностные силы человека - универсально-деятельностные способности человека, содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием, являющиеся связующим звеном между универсальной деятельностной сущностью человека и его конкретно-исторической общественной сущностью.
Теории воспитания - это концепции, которые объясняют происхождение, формирование и изменение личности, а также ее поведение под воздействием воспитателя.
Теория поэтапного формирования умственных действий — положение о том, что любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд последовательно реализуемых переходных состояний (этапов).
Традиционная парадигма в образовании - строится на идее «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли образовательного учреждения, как призванного сохранять и передавать молодому поколению наиболее существенные составляющие культурного наследия человеческой цивилизации - знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие творческому личностному развитию, а также сохранению социальной стабильности общества. Содержание образования при этом строится на базовых, проверенных временем знаниях, умениях, навыках, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся.
Тренинг педагогического общения — вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, которые необходимы для успешного общения в условиях педагогической деятельности.
Убеждение — интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
Учебная деятельность - это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.
Учебная задача - способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области.
Учение — это процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Цель воспитательного процесса – гармонично развитая личность, ориентированная на активное ценностно-рациональное саморазвитие.
Цели образования - отражают сознательно намечаемые результаты образования, которые общество стремится достичь с помощью реализации его функциональных характеристик.
Чувство — это переживаемое в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Эмпирическое обобщение — это установление преимущественно формальных родовидовых зависимостей в различных классификациях.
Эффект Розенталя - состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается учителем независимо от реального уровня этих способностей, действительно существенно возрастает степень интеллектуального развития.
Педагогика: методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихсяпо специальности 22.00.04 – Социальная структура социальные институты и процессы. – Хабаровск: Дальневосточный институт-филиал РАНХиГС, 2011. – 43 с.
Автор-составитель:
Врублевская Е.Г. - д.пед.н., доцент кафедры социальной работы и социологии ДВАГС
Компьютерный набор и верстка: Смирнова Е.А.
Подписано в печать с оригинал-макета «___» _______ 2011 г.
Сдано в печать «___» ________ 2011 г.
Формат издания 60х84 1/16 Бумага А-4
Усл. печ. л. – ______
Учетно-изд.л. – _____
Тираж 50 экз.
Заказ № _____
Печатно-множительное бюро
ГОУ ВПО "Дальневосточной академии государственной службы"
680682, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33