Раздел VI. Практические задания

135. Разработать проект вуза нового типа.

136. Разработать план работы кафедры по руководству познавательной деятельностью студентов.

137. Разработать кроссворды по дидактике высшей школы (теории воспитания студентов)

138. Разработать рейтинговую систему контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

139. Проанализировать учебные планы вуза по той или иной специальности и внести свои предложения по их совершенствованию.

140. Разработать систему задач по педагогике высшей школы (общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания).

141. Подготовить компьютерный вариант общих основ педагогики высшей школы.

142. Подготовить компьютерный вариант дидактики высшей школы.

143. Подготовить компьютерный вариант теории воспитания в высшей школе.

144. Подготовить компьютерные презентации по общим проблемам педагогики высшей школы.

145. Подготовить компьютерные презентации по дидактике высшей школы.

146. Подготовить компьютерные презентации по теории воспитания в высшей школе.

147. Разработать тесты для проверки усвоения различных разделов курса педагогики высшей и средней школы.

148. Составление системы математических задач по различным разделам школьного курса математики.

149. Изучение педагогического наследия ведущих ученых Белорусского государственного университета.

150. История создания и развития кафедр в университете (на примере того или иного подразделения).

151. Проанализировать опыт организации воспитательной работы в университете.

152. Разработать программу спецкурса «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в средней (высшей школе)».

153. Разработать программу курса «Педагогика высшей школы» для студентов технического (гуманитарного вуза).

154. Разработать программу курса «Технологизация педагогического процесса в высшей (средней) школе».

155. Разработать программу спецкурса «Педагогические технологии: сущность, содержание и конструирование».

156. Разработать программу спецкурса «Управление самореализацией студентов (школьников) в процессе обучения».

157. Разработать программу спецкурса «Основы педагогического менеджмента в высшей (средней) школе».

 

Дополнительные темы:

1. Стимулирование самопознания студентов как фактор гуманизации педагогического процесса

2. Проблема гуманизации обучения в педагогическом наследии В.Г. Белинского (других представителей российской и белорусской педагогической мысли)

3. Гуманитаризация естественно-математического образования в средней школе

4. Гуманитаризация естественно-математического образования в высшей школе

5. Система работы учителя по гуманитаризации школьного математического образования

6. Исторические экскурсы о жизни и деятельности математиков как средство гуманитаризации процесса обучения

7. Преемственность в системе непрерывного образования с позиций теории синергетики

8. Методологические основы преемственности в обучении школьников и студентов

9. Проблема преемственности в теории и истории педагогики

10. Преемственность как методологический принцип процесса обучения

11. Преемственность как общепедагогический принцип обучения и воспитания

12. Психологические основы преемственности в обучении школьников и студентов

13. Преемственность в содержании образования как условие эффективности педагогического процесса

14. Ценностное отношение к образованию как психолого-педагогическая проблема

15. Сущность ценностного отношения студентов к образованию

16. Модель формирования у студентов ценностного отношения к образованию

17. Педагогический процесс как фактор развития у студентов ценностного отношения к образованию

18. Педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к образованию

19. Основные тенденции применения компьютерных программ в обучении студентов естественно-математическим дисциплинам

20. Типы компьютерных программ и способы их использования в процессе обучения студентов естественнонаучным дисциплинам

21. Ценностные ориентации современного студента

22. Компьютерный учебник как средство повышения качества самостоятельной работы студентов

23. Структурные особенности построения компьютерного учебного пособия по гуманитарным дисциплинам

24. Принципы конструирования компьютерного учебника (учебного пособия)

25. Проблема качества подготовки специалиста в вузе.

26. Многоступенчатая система образования: взгляд через история и современные проблемы.

 

6 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Вопросы к зачету  

1. Педагогика высшей школы в системе наук о человеке.

2. Основные категории педагогики высшей школы.

3. Цель и задачи педагогики высшей школы.

4. Система педагогических наук. Связь педагогики высшей школы с другими науками.

5. Понятие методологии педагогической науки. Методы педагогических исследований.

6. Методы теоретического уровня исследования.

7. Методы эмпирического уровня педагогического исследования.

8. Педагогический эксперимент.

9. Виды анализа, используемые при проведении педагогического исследования.

10. Технология и техника педагогического исследования.

11. Система образования в Республике Беларусь.

12. Сравнительный анализ развития образовательных систем разных стран мира.

13. Многоуровневая система подготовки специалистов в высшей школе.

14. Проблема качества подготовки специалиста в вузе.

15. Проблема цели воспитания в педагогике, ее значение для педагогической теории и практики.

16. Цель и задачи воспитания личности в современных условиях.

17. Воспитание как общественное явление.

18. Образование как социокультурный феномен.

19. Цель воспитания личности студента в современной высшей школе.

20. Понятие о дидактике высшей школы и ее задачи.

21. Содержание образования как проблема вузовской дидактики. Принципы отбора и структурирования содержания вузовского образования.

22. Документы, планирующие содержание вузовского образования.

23. Процесс обучения как целостная система, его структура и сущность.

24. Проблема информатизации обучения.

25. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Движущие силы процесса обучения.

26. Принципы обучения как категории дидактики высшей школы. Система принципов обучения в высшей школе и их характеристика.

27. Проблема методов обучения в дидактике высшей школы. Классификация методов обучения.

28. Понятие о системах и формах организации обучения в высшей школе и основания их классификации.

29. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

30. Лекция как основная форма организации обучения в вузе. Виды лекций и их структура. Требования к лекции.

31. Семинарские и практические занятия в высшей школе.

32. Модульная система обучения в вузе.

33. Технологии вузовского обучения: сущность, структура и методика применения.

34. Информационные технологии обучения. Дистанционное обучение.

35. Проблема гуманизации и гуманитаризации современного вузовского образования.

36. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов.

37. Сущность контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

38. Рейтинговый контроль знаний, умений и навыков студентов.

39. Учебно-исследовательская работа студентов: сущность, организация.

40. Научно-исследовательская работа студентов в вузе.

41. Методы и формы контроля знаний, умений и навыков в вузе.

42. Самостоятельная работа студентов в вузе.

43. Воспитательная система вуза: сущность и структура.

44. Сущность воспитания и его особенности.

45. Общие закономерности и принципы воспитания.

46. Средства и методы воспитания студентов.

47. Принципы организации и управления воспитательной системой вуза.

48. Студенческое самоуправление: сущность, структура и организация.

49. Инновационные технологии в обучении и воспитании в высшей школе.

50. Куратор студенческой группы, и его функции и обязанности.

51. Культура педагогического общения преподавателей и студентов

 

 



Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

 

1. Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб.: «Питер» - 2011. – 260 с.

2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: «Academia». – 2007. – 496 с.

3. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами./ С.В. Воробьева. - М.: «Academia». – 2008. – 224 с.

4. Голованова, Н.Ф. Педагогика / Н.Ф. Глованова. – М.: «Академия», - 2011. – 250 с.

5. Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: Практический курс. - М.: «Academia». – 2008. – 288 с.

6. Орлова, Т.В.

7.Педагогика: учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

8. Педагогика: учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

9. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации: Государственная политика и управление. / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. - М.: «Academia». – 2008. – 208 с.

10. Смирнов, С.А. Педагогика: теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиян. - М.: Academia. – 2007. – 384 с.

11. Управление образовательными системами: технология развития школы./ Т.В. Орлова. - М.: «Academia». – 2006. – 368 с.

12. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. М.: «Academia». – 2007. – 384 с.

Дополнительная литература:

1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: «Academia». – 2007. – 496 с.

2. Булатова, О.С. Искусство современного урока. / О.С. Булатова. - М.: «Academia». – 2007. – 256 с.

3. Врублевская, Е.Г. Педагогическая и детская культура в теории и практике взаимовлияния. / Е.Г. Врублевская. – Хабаровск: ДВАГС, 2010. – 233 с.

4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

5. Осмоловская, И.М. Дидактика. / И.М. Осмоловская. - М.: «Academia». – 2006. – 240 с.

6. Полат, Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: «Academia». – 2007. – 368 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: «Academia». – 2007. – 576 с.

8. Смирнов, С.А. Педагогика: теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиян. - М.: «Academia». – 2007. – 384 с.

9. Булатова, О.С. Искусство современного урока. / О.С. Булатова. - М.: «Academia». – 2007. – 256 с.

10. Врублевская, Е.Г. Проблемы воспитания и образования. / Е.Г. Врублевская. – Хабаровск: ДВ АГП, 2000. – 202 с.

11. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.

12. Запесоцкий, А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А.С. Запесоцкий. – СПб.: ИГУА, 2001.- 322 с.

13. Зинченко, В.П. Живое знание: психологическая педагогика / В.П. Зинченко. – Ч. 1. 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Самарский Дом печати, 1998. – 296 с.

14. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

15. Осмоловская, И.М. Дидактика. / И.М. Осмоловская. - М.: «Academia». – 2006. – 240 с.

16. Полат, Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: «Academia». – 2007. – 368 с.

17. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: «Academia». – 2007. – 576 с.

18. Сорокова, М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика./ М.Г. Сорокова. - М.: «Academia». – 2008. – 240 с.

19. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход./ Ю.Г. Фокин. - М.: «Academia». – 2007. – 240 с.

20. Rodgers, Carl R. Freedom to learn / Rodgers Carl R. – Columbus, Ohio, 1969. – P.358.

 

Электронные образовательные ресурсы:

1) www.edu.ru Российский федеральный портал

2) http://www.vspu.ru/~edu/3year.htm задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета

3) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/didaktika/ материалы по дидактике

4) http://www.infovolga.ru/school_2002/school_43/page24.htm в помощь молодому учителю сайт школы №43 г. Волгограда

5) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/didaktika/urok0.htm методика тестового аспектного анализа урока на сайте Института развития образования (г. Ярославль)

6) http://kazinka.narod.ru/uchitel/uch1/archiv.htm В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

7) http://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs / каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет»

8) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/general_education/index.shtml воспитательная работа на сайте ИРО (г. Ярославль)

9) http://rs240.kubsu.ru/~mschool/ Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар

10) http://www.yspu.yar.ru/vestnik Журнал "Педагогический Вестник".(ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)

11) http://www.sbor.nm.ru/ В помощь вожатому (сайт Олега Ласукова)

http://www.triz.minsk.by/index0.htm Журнал "Технологии творчества" (Web - сайт Школы ТРИЗ, г.Минск, Беларусь)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: