ТЕМА 7. Теория издержек производства. Экономическая деятельность

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для слушателей 3 курса

Факультета заочного обучения

(специальность 030505  65 - Правоохранительная деятельность)

Составитель

 к.э.н. М.Г. Савилов

ОРЁЛ

ОрЮИ МВД России

2010

УДК 33

ББК 65

     Э 40

 

                       

 

Э40       Экономика: учебно-методическое пособие для слушателей 3 курса факультета заочного обучения (специальность 030505 65 - Правоохранительная деятельность)  / Сост. М.Г. Савилов. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 39 с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Экономика» федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО третьего поколения по специальности 030505 65 - Правоохранительная деятельность и предназначено для слушателей 3 курса ФЗО ОрЮИ МВД России. Учебно-методическое пособие включает: пояснительную записку, тематический план изучения дисциплины, планы проведения семинарских занятий с перечнем учебных вопросов и заданий, контрольные вопрос на самопроверку, новые понятия и термины, тематику контрольных работ с задачами, а также список основной и дополнительной литературы по всем темам курса и перечень вопросов для подготовки к экзамену.

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры социально-философских дисциплин и экономики Орловского юридического института МВД России 17 марта 2010 года. Протокол № 6.

 

УДК 33

ББК 65

        

© ОрЮИ МВД России, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Учебно-методическое пособие предназначено для изучениядисциплины «Экономика» слушателями 3 курса ФЗО по специальности 030505 65 - Правоохранительная деятельность, исходя из объёма тематического плана, рассчитанного на 100 часов учебного времени, в том числе: 14 часов – аудиторные занятия и 86 часов - самостоятельная работа.

      Овладение материалом, составляющим предмет данной дисциплины, должно дать слушателям - будущим юристам высшей квалификации - зна­ния, необходимые для того, чтобы разбираться в закономерностях экономического развития, понимать необходимость соблюдения в стране макроэкономических пропорций, мотивацию деятельности различных хозяйст­вующих субъектов, правильно оценивать содержание и результаты проводимой государством экономической политики.

       Пособие включает в себя тематический план данного курса обуче­ния, план группового аудиторного занятия, включающего тему доклада, новые термины и понятия, контрольные во­просы и учебные задания, а также список дополнительной литера­туры. Отдельным разделом выделены вопросы коллоквиума, который представляет собеседование преподавателя со слушателем по наиболее важным и актуальным вопросам и проблемам российской экономики.

       Кроме того, пособие содержит методические рекомендации по написанию контрольных работ и тематику 20 контрольных работ, каждая из которых включает не только название темы и задачу, но и доста­точно широкий круг источников, в том числе различных периодических из­даний. Заканчивается пособие примерным перечнем вопросов для подготов­ки к экзамену и общим списком основной и дополнительной литературы.

       Таким образом, учебно-методическое пособие будет способст­вовать более эффективной работе слушателей-заочников в процессе изучения и усвоения дисциплины «Экономика», что позволит им более успешно решать задачи связанные с профессиональной деятельностью - сотрудника ОВД с высшим юридическим образованием.



ЭКОНОМИКА

Тематический план изучения дисциплины

п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

Количество часов

     Лекции

Устано-вочные Итого-вые Груп. зан. Сам. Раб.
1 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Раздел 1. Введение в экономику.

1 Предмет и методы экономической теории. Значение экономических знаний в деятельности сотрудников ОВД. 6 2     4
2 Собственность. Развитие отношений собственности. 7   2   5
3 Эволюция экономических систем. 6          6

Раздел 2. Основы микроэкономики

4 Основы предпринимательской  деятельности. 5       5
5 Теория спроса и предложения. Механизм ценообразования в рыночной экономике. 6     2 4
6 Формирование спроса на рынке продуктов. 6          6
7 Теория издержек производства.  Экономическая деятельность предприятия (фирмы). 6     2 4
8 Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика государства. 5       5

Раздел 3. Основы макроэкономики

9 Национальная экономика: её цели, результаты и измерение. Проблемы обеспечения поступательного развития. 4       4
10 Денежная система. 8 2     6
11 Инфраструктура кредитного рынка. 7          7
12 Рынок труда и заработная плата. 4       4
13 Особенности аграрного сектора экономики. 5       5
14 Государственное регулирование рыночной экономики. 5       5
15 Формирование и использование государственного бюджета. 7   2   5

Раздел 4. Основы мировой экономики

16 Международные экономические отношения. Международная торговля и валютный рынок. 6          6
17 Экономические аспекты глобальных проблем современнсти. 5       5

Коллоквиум:

2     2  

Всего по курсу:

100 4 4 6 86

ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

 ТЕМА 5. Теория спроса и предложения. Механизм ценообразования

                                        в рыночной экономике.                           

Учебные цели:

1. Уяснить сущность и экономический смысл категорий «спрос», «предложение», «закон спроса» и «закон предложения».

2. Рассмотреть механизм образования равновесной (рыночной) цены и равновесного объёма производства.

3. Дать характеристику эластичности спроса и предложения.

 

Вил занятия. Семинар.                                                          Время: 2 часа.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Спрос и закон спроса. График спроса. Основные факторы спроса.

2. Предложение и закон предложения. График предложения. Основные факторы предложения.

3. Равновесная цена и механизм ее образования.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Практическое применение теории эластичности.

Доклад: «Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Практическое применение теории эластичности».

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бойко И.П., Рыбаков В.В. Экономика для юристов. Учебник. Москва. Проспект 2004 - 272 с.

2.Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс лекций. Учебник. 2 издание, переработанное и дополненное. М.: ВЛАДОС, 2007г. 384с.

3.Курс экономики: Учебник, 3 издание. / Под ред. Б.А. Райзберга - М; ИНФРА-М., 2001г.

4.Макроэкономика. Экспресс-курс; учебное пособие /Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус. 2008.-304с.

5.Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Издательство 8-е. Ростов н/Дону: Феникс, 2005, 416с. 

6.Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник М.: КНОРУС; 2006, --244с.

7.Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для Вузов,2005, 519с.

8.Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006, 384с. 

9.Экономическая теория. Учебник. 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Борисова Е.Ф.. Издательство Проспект, 2005, 544с.

10.Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц.- 2-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, - 2007.– 656с.

11.Экономика: Учебник для юристов / Под ред. д.э.н. проф. Д.В. Валового. — М; изд. «Щит и меч», 2002г. 368с.

12.Экономика. Курс лекций. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. – 200с.

13.Экономика. Учебник под ред. д. э. н. проф. Булатова. 4 изд. перераб. и доп. М.: Экономистъ. 2006 – 813с.

14.Янова В.В. Экономика: Курс лекций. М.: Изд-во Экзамен, 2006,-382с.

Новые термины и понятия:

· чистая (совершенная) конкуренция; · спрос и закон спроса; · предложение и закон предложения; · равновесная цена и равновесное ·  количество продукта; · эластичность; ·  эластичность спроса по цене; · эластичность спроса по доходу; ·  перекрёстная эластичность; · показатель совокупного дохода; · краткосрочный и долгосрочный · рыночные периоды; · ценовой потолок; · нижний уровень цен; · излишек продукции; · дефицит продукции.  

Контрольные вопросы и учебные задания:

1. Что такое спрос и величина спроса?

2.Как цена товара или услуги влияет на величину спроса?

3.Что такое предложение и величина предложения?

4.Как цена товара влияет на величину предложения?

5.Каков механизм образования равновесной цены?

6.Как определяется равновесное количество продукта?

7.Каковы последствия непосредственного вмешательства государства в процесс ценообразования?

8.В чем отличие выражений «изменение спроса» и «изменение в спросе»,
 «изменение предложения» и «изменение в предложении»?

9.Почему кривая спроса является нисходящей, а кривая предложения восходящей?

10.Что понимается под ценовой эластичностью спроса?

11.Каковы способы измерения ценовой эластичности спроса?

12. В чем заключается экономический смысл перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу?

13.Каково влияние фактора времени на эластичность предложения и механизм цено­образования?

14.Минимальная цена за которую производитель хочет продать свою продукцию составляет 600 рублей. Максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за эту продукцию составляет 500 рублей.

  а) нарисуйте кривые спроса и предложения на эту продукцию;

   б) определите равновесный объём производства;

   в) каким образом, совершенствование технологии производства улучшит рыночные перспективы этого продукта?

15. Покажите на графике и объясните, что произойдет на рынке цыплят, если:

 а) суровая зима приведет к сокращению поголовья скота;

   б) понизится цепа кормов для цыплят;

  в) распространиться эпидемия и множество цыплят потонет:   

  г) произойдет быстрый рост населения.

16.В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке товара «А».

Цена (в рублях)   Объём спроса      (в штуках)  Объём предл-ия   (в штуках)
                         8                          16                          24                                                           32                          40 70   60   50   40   30       10        30        50        70        90

 

а) по данным таблицы изобразите график спроса и график предложения на товар «А»;

б) определить равновесную цену и равновесный объём производства;

в) если цена на данный товар будет равна 8 рублям, то что характерно для данного рынка – излишек или дефицит? Каков его объём?

г) если цена на данный товар будет равна 32 рублям, то что характерно для данного рынка – излишек или дефицит? Каков его объём?

д) рост потребительских расходов превысил потребление товара на 15 штук при каждом уровне цен. Определить новые равновесную цену и равновесный объём производства?

17. Какие изменения произойдут с основными параметрами рынка при увеличении доходов населения, если:

а) объем производства останется неизменным;

б) объем производства увеличится на 50%.

18. Какова, на Ваш взгляд, эластичность спроса в зависимости от цены у следующих товаров:

- водка (в России);

- соль;

- хлеб;

- чай (в России);

- чай (в Англии);

- услуги платных общественных туалетов.

- мыло;

- бриллианты;

- цветы в день 8 Марта.

19.Цена масла выросла на 10%, что привело к сокращению спроса на 5%. Определить коэффициент эластичности спроса по цене?

20. В результате повышения цены товара с 5000 руб. до 6000 руб., объем спроса на товар сократился с 9 млн. штук до 7 млн. штук. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене на данный товар?


ТЕМА 7. Теория издержек производства. Экономическая деятельность

                                              предприятия (фирмы).

Учебные цели:

1. Рассмотреть роль и значение предприятия как основного субъекта рыночных отношений

2. Уяснить сущность понятия «издержки производства» и раскрыть их структуру.

3. Дать характеристику основным условиям максимизации фирмой прибыли (минимизации убытков) в условиях краткосрочного периода.

 

Вид занятия. Семинар.                                        Время: 2 часа.

                              ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Предприятие как основной субъект рыночных отношений.

2. Издержки производства. Альтернативный характер издержек производства.

3. Явные и неявные издержки производства. Критерий их классификации.

4. Постоянные и переменные издержки производства. Критерий их классификации.

5. Средние и предельные издержки производства.

6. Максимизации прибыли (минимизации убытков) фирмой в условиях краткосрочного периода.

 

Доклад: « Издержки производства в долговременном периоде».

ЛИТЕРАТУРА

1.Архипов В., Стратегия выживания промышленных предприятий. //Вопросы экономики, 2004, №10.

2.Бойко И.П., Рыбаков В.В. Экономика для юристов. Учебник. Москва. Проспект 2004 - 272 с.

3.Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. Курс лекций. 2 издание, переработанное и до­полненное. - М: ВЛАДОС, 2003 – 384с.

4.Курс экономики: Учебник, 3 издание. / Под ред. Б.А. Райзберга. М: ИНФРА-М., 2001 г.

5.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1.- М., 1992.

6. Экономика: Учебник. / 3-е изда­ние, перераб. и доп. /Под ред. д-ра экон. наук проф..АС. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.- 896с.

7.. Малой А, Майн Е. Экономическое положение предприятия. //Экономист. 2005, №8.

8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Издательство 8-е. Ростов н/Дону: Феникс, 2005, 416с.

9.Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник М.: КНОРУС; 2006, - 244с.

10.Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для Вузов,2005, 519с.

11.Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006, 384с. 

12.Экономическая теория. Учебник. 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Борисова Е.Ф.. Издательство Проспект, 2005, 544с.

13.Экономика: Учебник для юристов / Под ред. д.э.н. проф. Д.В. Валового – М., изд. «Щит и меч», 2002, 366с.

14.Экономика. Курс лекций. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. – 200с.

15.Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц.- 2-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, - 2007.– 656с.

16.Янова В.В. Экономика: Курс лекций. М.: Изд-во Экзамен, 2006,-382с.

                         

                        Контрольные вопросы и учебные задания:

1. Что такое издержки производства и какова их в деятельности предприятия?

2. Какова структура издержек производства?

3.Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя из следую­щего:

     - заработная плата - 20 млн. руб.;

- сырье и материалы – 30 млн. руб.;

- здания и сооружения - 250 млн. руб.;

- оборудование - 100 млн. руб.

Продана вся продукция по цене 122,5 тыс. руб., норма амортизации зданий исооружений составляет 5%, а срок службы оборудования в среднем равен 5 годам. Определите полученную прибыль.


4.Предположим, что постоянные издержки фирмы составляют 60 тысяч рублей, а совокупные переменные показаны в приведённой ниже таблице:

общий объем пр-ва (шт). совокуп. пост. издержки              (тыс.руб) совокуп. перемен. издержки (тыс.руб). совокуп. валовые издержки (тыс руб) средние пост. издержки (тыс руб) средние перемен. издержки (тыс руб) средние валовые издержки (тыс руб) предельные. издержки (тыс. руб)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   0 45 85 120 158 185 225 270 325 390 465          

 

Задание: а) заполнить пустующие колонки таблицы;

б) используя данные таблицы, начертите кривые совокупных (постоянных,
переменных и валовых) издержек, средних (постоянных, переменных и
валовых) издержек, предельных издержек;

в) объясните на основе концепции положительного и отрицательного эф­фектов масштаба производства форму кривой долгосрочных средних совокупных из­держек фирмы. При ответе на вопросы используйте категории издер­жек и дохода;

г) при каких условиях фирма будет получать прибыль?

д) как определить объём производства, при котором фирма будет получать
максимальную прибыль?

е) при каких условиях деятельность фирмы будет убыточна при любом
объёме производства?

и) при каких условиях убыточная фирма будет продолжать выпуск продукции в краткосрочном периоде с целью минимизации убытков?

к) при каких условиях убыточная фирма с целью минимизации убытков прекратит производство в краткосрочном периоде?

л) используя данные об издержках фирмы определите объём предложения данной фирмы при следующих ценах (тыс. руб.) за единицу продукции:

1) 10; 2) 15; 3) 20; 4) 25; 5) 30; 6) 35; 7) 40; 8) 45; 9) 50; 10) 60; 11) 70;           12) 80; 13) 90; 14) 100.

5).Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Цена установилась на уровне 10 тыс. руб. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице:

 

Выпуск (шт.) Общие затраты (тыс. руб.)
10 11 12 13 14 15 80 86 93 102 113 125

Какой объем производства выберет предприятие, максимизирующее прибыль?

6.Приведите примеры постоянных переменных издержек производства. В чем состоит экономический смысл разделения издержек на постоянные и переменные?

7.Какой принцип лежит в основе выделения кратко- и долгосрочного периодов в деятельности фирм?

8.В чём состоит действие закона убывающей отдачи (возрастающих предельных затрат)?

9.Что такое предельные издержки производства? Какова зависимость между предельными и средними переменными издержками производства?

10.Раскройте сущность правила максимизации прибыли и минимизации убытков?

11.Определите к какой категории издержек относятся следующие виды за­трат:

а) затраты на рекламу продукции;

б) на приобретение топлива;

в) затраты на сырьё;

г) страховые взносы;

д) амортизационные отчисления;

е) расходы на заработную плату;

ё) налог на добавленную стоимость;

ж) плата за аренду фирмой складского помещения.

12. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 рубля, средние постоянные из­держки - 0,5 рубля. Чему будут равны общие издержки производства?

а) 2.5 рубля; б) 1250 рублей; в) 750 рублей; г) 1100 рублей.








КОЛЛОКВИУМ

         Данный вид занятия представляет собеседование преподавателя со слушателем по наиболее важным и актуальным вопросам и проблемам российской экономики.

    В ходе коллоквиума происходит углубление и закрепление знаний, полученных во время прослушива­ния установочных и итоговых лекций, проведения групповых аудиторных занятий, а также в ходе самостоятельного изучения курса «Экономика».

                     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: