Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой являются законы природы, общества и мышления.
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Законы природы регламентируют общие нормы бытия и развития объективного мира. Недооценка законов природы может быть причиной противоречий в развитии общества и мышления, а необдуманное использование их может привести к экологическим катастрофам. Если игнорируются или недооцениваются законы общества, то в нем могут усиливаться социальная напряженность, конфликты, процессы деградации, что приводит к крупным социальным потрясениям. Пренебрежение и недооценка законов мышления ведет к деформации сути развития личности, а значит и общества в целом. Общество скатывается к преобладанию животных начал, т.е. человеческая деятельность приобретает нечеловеческий характер.
Объективные законы природы, общества и мышления являются необходимой и достаточной основой для проявления более частных законов управления.
|
|
Из законов управления вытекают принципы управления - фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность. Принципы управления являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов в практике управления.
Из принципов управления вытекают цели – идеальный конечный результат, которого стремятся достичь субъекты управления.
Субъект управления – это управляющая часть системы управления, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект управления.
Объект управления – это управляемая часть системы управления, непосредственно реализующая достижение целей. Поставив цели субъект управления решает множество задач для их достижения.
Задача – совокупность вопросов, подлежащих решению в определенный промежуток времени и условий, необходимых для их решения. Решение задач основывается на использовании методов.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъектов управления на управляемый объект для достижения каких-либо целей и задач. Методы реализуются с помощью функций.
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами (ПОМК). Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления, они имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, они могут быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимно проникают друг в друга.
|
|
Законы, принципы, цели, методы, функции и другие категории управления входят в механизм управления. Механизм управления – это совокупность органов, средств и способов (методов, приемов, технологий) регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами управления.
Тема № 6. Законы и закономерности управления
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе
Выделяют три группы законов:
1. всеобщие или универсальные (например, закон перехода количественных измерений в качественные);
2. общие для больших групп явлений (например, закон естественного отбора);
3. частные или специфические (например, закон оптимальной нормоуправляемости).
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Достаточно отметить, что в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, и даже в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводится очень много принципов управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.
Закономерности управления - это частные законы, действующие в сфере общественного производства.
Закономерности управления обладают следующими свойствами:
1. выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей;
2. исследование потребностей на устойчивость или повторяемость;
3. исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления;
4. выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы).
Основные законы и закономерности управления приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Законы и закономерности управления.
Группы законов и названия закономерностей | Комментарий |
1. Законы управления производством | |
1.1. Единство принципов управления на всех ступенях производства. 1.2 Пропорциональность и оптимальная соотнесенность частей организации (основного и вспомогательного производства). 1.3 Непрерывность и ритмичность кругооборота движений основных производственных фондов. 1.4 Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. 1.5 Рациональная звенность структурных подразделений организации (управляющей и управляемой систем). | Возможно в условиях однопартийной системы или строгого государственного регулирования в экономике. Характерно для крупных организаций, построенных по принципу натурального хозяйства. Правомерно для стабильной экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов. Закон реализуется на основе исследования численности персонала в верхнем, среднем и нижнем звеньях управления. Существует рациональное число звеньев (подразделений) и уровней управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства. |
2. Законы организации | |
2.1. Закон синергии – усиления или ослабления потенциала организации. 2.2. Закон самосохранения. 2.3. Закон развития. 2.4. Закон информированности упорядоченности. 2.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза). 2.6. Закон композиции и пропорциональности (гармонии). 2.7. Закон рационального диапазона управления (формула В.А.Грайкунаса). 2.8. Закон Паркинсона «Растущая пирамида». | Для любой организации существует такой набор элементов, при котором её потенциал всегда будет больше или меньше суммы потенциалов входящих в неё элементов. Каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для этого все свои ресурсы: производственный, кадровый, финансовый, технический, энергетический, научный, материальный, интеллектуальный, информационный. Каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации. Чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет. Каждая организация стремится выбрать наиболее экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций. Каждая система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотнесенности и заданном подчинении (пропорции). Число прямых единичных, прямых групповых и перекрестных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. На основе её выведены рациональные нормы управляемости: высшее руководство – от 4 до 8 человек, среднее звено – от 8 до 20 человек, нижнее звено – от 20 до 40 человек. Закон утверждает, что существуют внутренние потребности саморазвития организации и если она не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией, то независимо от роста объема работы происходит рост числа сотрудников в среднем на 5.75% в год. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации. |
|
|