Типы и принципы категоризации. Базовый уровень категоризации

Когнитивистика – наука, изучающая процессы получения, переработки и хранения информации человеком, полученной с помощью языка и хранящейся в языковом сознании.

Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать опыт и классифицировать его.

Категоризация – осмысление объектов и явлений действительности с помощью категорий. (распределение по группам)

Научная и обыденная (языковая) категоризация сильно отличаются.

Принципы научной категоризации:

Береза, клен, осина, кипарис – дерево

Волнение, грусть, радость, удивление – эмоции

Принципы:

1. Категории дискретны (имеют четкие, непроницаемые границы).

2. Все члены категории равноправны (обладают фиксированным набором общих признаков).

3. Все уровни категоризации имеют одинаковый статус.

 

Естественная (обыденная) категоризация может объединять элементы с неравноправным статусом и иметь размытые границы.

 

Категория имеет ядро (прототип – эталон, включающий наиболее характерные признаки) и периферию.

Если элемент полностью соответствует прототипу, он принадлежит к центру категории. Если свойства прототипа присущи объекту лишь частично, он относится к периферии категории. Например, прототипическая птица – это для англоязычной картины мира малиновка, а для русскоязычной – воробей, тогда как пингвин или страус находятся на периферии категории.

 

Принципы категоризации у дьирбал по Дж. Лакоффу:

1. Принцип сферы опыта: если существует сфера опыта, ассоциирующаяся с А, то все реалии этой сферы принадлежат той же категории, что и А. В каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.

мужчина – 1 категория

звери – 1 категория как одуш.

топор – тоже первая, потому что относится к охоте

 

2. Принцип мифа и поверья (идеальной модели): мифические свойства объекта являются определяющими при его отнесении к категории: если существительное обладает характеристикой Х, по которой оно может быть отнесено к определенному классу, но на основе поверья или мифа оно обладает характеристикой У, то оно принадлежит к классу У, а не Х.

Женщины – категория 2

Птицы – категория 2 (согласно мифу, птицы – души умерших женщин)

Солнце – категория 2 (согласно мифу, Солнце – это жена Луны)

 

3. Принцип важной особенности (специфического знания)/опасности: опасные объекты маркируются за счет отнесения к иной категории (по сравнению с неопасными объектами данного типа). Специфическое знание получает при категоризации преимущество перед общим знанием.

Птицы – категория 2

Ястреб – категория 1 (как опасная птица)

 

4. Принцип центральности: основные члены категории являются центральными – это лучшие представители категории.

Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4

ЦЭ:мужчины ЦЭ:женцины ЦЭ: Растения ЦЭ: нет

 

5. Принцип цепочечной связи: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.

женщины – солнце – солнечный ожог – червь (оставляет ожог)

 

6. Отсутствие общих характеристик: в основе категории не обязательно должны лежать общие для всех членов категории характеристики. Вместе с тем общие свойства значимы для характеристики основных элементов категории.

 

В категориях может также выделяться класс «все прочее», в котором нет указанных типов отношений.

 

Категоризация имеет иерархический характер (животное – млекопитающее – собака – охотничья собака - такса).

 

Три важнейших уровня категоризации:

1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.

2. Базовый уровень: собака, чашка. (уровень средней степени абстракции).

3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.

 

Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.

Характеристики элементов базового уровня категоризации (=БУК):

l Слова, называющие элементы БУК, используются в когнитивно нейтральных контекстах.

l Элементы БУК соответствуют однословным номинациям (бежать vs. бежать трусцой)

l Элементы БУК образуют основу словарного запаса языка

l Это первый уровень, который осваивается детьми.

l Это уровень, который в первую очередь используется при обучении иностранным языкам

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: