Когнитивистика – наука, изучающая процессы получения, переработки и хранения информации человеком, полученной с помощью языка и хранящейся в языковом сознании.
Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать опыт и классифицировать его.
Категоризация – осмысление объектов и явлений действительности с помощью категорий. (распределение по группам)
Научная и обыденная (языковая) категоризация сильно отличаются.
Принципы научной категоризации:
Береза, клен, осина, кипарис – дерево
Волнение, грусть, радость, удивление – эмоции
Принципы:
1. Категории дискретны (имеют четкие, непроницаемые границы).
2. Все члены категории равноправны (обладают фиксированным набором общих признаков).
3. Все уровни категоризации имеют одинаковый статус.
Естественная (обыденная) категоризация может объединять элементы с неравноправным статусом и иметь размытые границы.
Категория имеет ядро (прототип – эталон, включающий наиболее характерные признаки) и периферию.
|
|
Если элемент полностью соответствует прототипу, он принадлежит к центру категории. Если свойства прототипа присущи объекту лишь частично, он относится к периферии категории. Например, прототипическая птица – это для англоязычной картины мира малиновка, а для русскоязычной – воробей, тогда как пингвин или страус находятся на периферии категории.
Принципы категоризации у дьирбал по Дж. Лакоффу:
1. Принцип сферы опыта: если существует сфера опыта, ассоциирующаяся с А, то все реалии этой сферы принадлежат той же категории, что и А. В каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.
мужчина – 1 категория
звери – 1 категория как одуш.
топор – тоже первая, потому что относится к охоте
2. Принцип мифа и поверья (идеальной модели): мифические свойства объекта являются определяющими при его отнесении к категории: если существительное обладает характеристикой Х, по которой оно может быть отнесено к определенному классу, но на основе поверья или мифа оно обладает характеристикой У, то оно принадлежит к классу У, а не Х.
Женщины – категория 2
Птицы – категория 2 (согласно мифу, птицы – души умерших женщин)
Солнце – категория 2 (согласно мифу, Солнце – это жена Луны)
3. Принцип важной особенности (специфического знания)/опасности: опасные объекты маркируются за счет отнесения к иной категории (по сравнению с неопасными объектами данного типа). Специфическое знание получает при категоризации преимущество перед общим знанием.
Птицы – категория 2
Ястреб – категория 1 (как опасная птица)
|
|
4. Принцип центральности: основные члены категории являются центральными – это лучшие представители категории.
Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4
ЦЭ:мужчины ЦЭ:женцины ЦЭ: Растения ЦЭ: нет
5. Принцип цепочечной связи: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.
женщины – солнце – солнечный ожог – червь (оставляет ожог)
6. Отсутствие общих характеристик: в основе категории не обязательно должны лежать общие для всех членов категории характеристики. Вместе с тем общие свойства значимы для характеристики основных элементов категории.
В категориях может также выделяться класс «все прочее», в котором нет указанных типов отношений.
Категоризация имеет иерархический характер (животное – млекопитающее – собака – охотничья собака - такса).
Три важнейших уровня категоризации:
1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.
2. Базовый уровень: собака, чашка. (уровень средней степени абстракции).
3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.
Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.
Характеристики элементов базового уровня категоризации (=БУК):
l Слова, называющие элементы БУК, используются в когнитивно нейтральных контекстах.
l Элементы БУК соответствуют однословным номинациям (бежать vs. бежать трусцой)
l Элементы БУК образуют основу словарного запаса языка
l Это первый уровень, который осваивается детьми.
l Это уровень, который в первую очередь используется при обучении иностранным языкам