К большому сожалению, даже при решении проблемы захоронения РО целиком (несмотря на колоссальную стоимость), проблема окончательно не решается, поскольку защитные свойства корабельных конструкций, играющих роль контейнеров РАО, небезграничны и спустя 200...300 лет после разрушения прочного корпуса отсека возникает необходимость извлечения РО из хранилищ и направления их на переплавку. Разумеется, в течение всего этого времени придется расходовать денежные и материальные ресурсы, научно-технический потенциал наших потомков на обеспечение РЭБ при хранении РО.
Итак, полноценная утилизация всех построенных атомных ракетоносцев потребует финансовых ресурсов и технологических средств, сравнимых по объему с затратами на их создание.
При детальном рассмотрении любого из этапов комплексной утилизации АПЛ неизбежно сталкивались с трудноразрешимыми экономическими проблемами. К примеру, единственное в России строящееся на комбинате «Маяк» на американские деньги хранилище для урана и плутония, извлекаемых из ядерных боеголовок, еще не готово к приему ядерных компонентов утилизируемых вооружений. (см. III)
|
|
Ряд АПЛ имеют аварийные РО, из которых ОЯТ штатными способами извлечь невозможно. Ни у одной страны в мире пока нет подобного опыта. Разработка соответствующих технологий потребует значительных финансовых затрат.
Серьезную тревогу вызывает проблема длительного хранения дефектного ОЯТ транспортных реакторов, которые по причине полученного дефекта не принимаются промышленностью на переработку.
Не менее важной проблемой является отсутствие достаточной технологической базы для переработки ОЯТ и (или) его захоронения. В условиях сегодняшнего состояния экономики России эта проблема является не только экологической, но и острейшей социально-экономической, так как требует для своего решения вложения больших финансовых средств и привлечения людских ресурсов. Выход из положения - в реализации разработанной Минатомом России концепции сухого хранения ОЯТ в двухцелевых металлобетонных контейнерах. Стоимость такого контейнера (140 тыс. долл.) существенно ниже стоимости одного металлического транспортного контейнера (1 млн. долл.).
Как известно, разгрузка активных зон должна проводиться квалифицированным персоналом в специально оборудованных доках. Ни одного такого дока в России нет (сегодня разгрузка производится на открытой воде плавучим краном). Их строительство потребует значительных средств и разработки новых технологических решений. Также не решена проблема утилизации более 1000т токсических отходов, образующихся при утилизации только одной АПЛ. Стоимость их переработки не включена в расчетные расходы на утилизацию АПЛ и позже возникнет необходимость изыскивать ресурсы для этих целей.
|
|
Не менее важной проблемой при обеспечении экологической безопасности является решение вопросов, связанных с организацией выполнения нормативных и руководящих документов по РЭБи мониторинга окружающей среды при утилизации АПЛ, на разработку которых также нужны значительные средства.
Самым важным ресурсом, которым располагают судоремонтные заводы, занимающиеся утилизацией АПЛ, является работающий здесь человек. В утилизации одной лодки участвуют одновременно до 200 рабочих, которые подвергаются сочетанному влиянию целого комплекса вредных факторов химической и физической природы. Сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия квалифицированного персонала требует немалых финансовых и материальных затрат.
Нельзя упускать из виду и юридические процедуры, создание соответствующего правового поля.
Таков далеко не полный перечень основных трудностей и порождаемых ими различных рисков при утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ. И всюду на всех уровнях во главу угла ставится вопрос Целевого финансирования как для решения непосредственных проблем утилизации АПЛ, так и для нормализации окружающей среды и социально-экономической сферы деятельности работающих.
Вывод из эксплуатации АПЛ и судов с ЯЭУ, их дальнейший демонтаж и утилизация при надежном обеспечении защиты окружающей среды, производственного персонала и населения представляет собой сложную в социально-экономическом, технологическом и организационном плане проблему, которая в России в связи с массовым снятием с эксплуатации АПЛ превратилась в проблему государственного масштаба. Учитывая общее большое число подлежащих утилизации АПЛ, их неудовлетворительное техническое состояние и высокий радиационный потенциал, а также предаварийное состояние радиационно опасных объектов обслуживающей их инфраструктуры, не остается сомнений в том, что утилизация АПЛ является одной из крупнейших современных экологических проблем глобального масштаба, привлекающей постоянно растущее внимание международной общественности. Достаточно сказать, что выведенные из эксплуатации АПЛ расположены в основных пунктах базирования флотом, в пунктах отстоя и на территориях судоремонтных заводов. Максимальный срок службы снятых с эксплуатации АПЛ равен 40годам, максимальное время нахождения в отстое приближается к 15 годам. Срок службы АПЛ 1-го поколения составляет в среднем 35.8 года.
При выводе из эксплуатации, хранении и утилизации АПЛ у России возникли серьезные научно-технические, экономические и экологические проблемы. Из них основными являются: обеспечение безопасной длительной (до 15...20 лет) стоянки АПЛ на плаву в пунктах отстоя до начала утилизации; выгрузка отработанного ядерного топлива; безопасность обращения с вырезанными РО, радиоактивными материалами и отходами. Более сложные проблемы возникают при обращении с аварийными РО списанных АПЛ. Особую радиоэкологическую опасность, представляет техническое состояние хранилищ ОЯТ, твердых и жидких РАО береговых технических баз. Радиационно-опасными объектами и потенциальными источниками радиационного загрязнения среды являются также суда атомно-тсхнологического обслуживания.