Проблемные вопросы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями (по материалам публикаций в периодической печати и научных монографий)

В России в условиях переходного периода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Они рассматривались в качестве стимула инвестиционного процесса и экономического роста. Но реальная действительность развеяла эти иллюзии. Внешние факторы сыграли негативную роль в развитии кризиса 1998 г., показав необходимость сбалансированность подхода к привлечению внешних ресурсов, их эффективному использованию.

В 1992 г. Россия вступила в МФВ. Членство в МФВ поставила перед Россией определенные обязательства и одновременно открыла некоторые возможности. С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд. долл. На каких же условиях МВФ представил многомиллиардные кредиты. Формально фонд никаких условий не выдвигал, а достигал своих целей другим путем. Сотрудники МВФ привозили в Москву первые варианты соглашений и знакомили с ними своих российских партнеров. Потом начинался торг и последующее подписание документов, в которых упоминалось лишь о некоторых пожеланиях фонда.

Общеизвестным ключевым требованием фонда являлось требование фонда к российскому правительству взять на себя обязательство по формированию жесткого бюджета, ускорить реализацию программы приватизации, повысить собираемость налогов.

Наряду с экономическими выдвигались и торгово-политические требования под давлением США, которые являются главным акционером фонда. Например, Вашингтон не раз требовал от России свернуть ее сотрудничество с Ираном в области сооружения атомных электростанций, ссылаясь на то, что их отходы могут быть использованы для производства ядерного оружия.

Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.)

Август 1998 г. стал важным рубежом во взаимоотношениях России и МФВ. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд. долл.) и резервного кредита (4,5 млрд.долл.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относительно реформирования российской экономики не были выполнены. Правительство России взяло курс на жесткое сокращение программ внешних заимствований. Новые макроэкономические условия развития российской экономики показали невыгодность получения внешних кредитов. Начиная с 1999 г. правительство выбрало новый курс взаимоотношений с МВФ, направленный на отказ от кредитов и на быстрое, приоритетное возвращение долгов МВФ.

МБРР, как и МВФ представляет не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в этом мировом инвестиционном банке и получить выход на мировой рынок ссудных капиталов.

Итоги первого десятилетия сотрудничества с ВБ свидетельствуют об определенной позитивной роли его кредитов в развитии экономики и кредитно-банковской системы России.

К числу негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией относятся следующие. Условия кредитов ВБ (особенно в первый период) включали политические требования (развитие демократии, многопартийности, независимости средств массовой информации и др.).

ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткие экономические требования (например, срочная реорганизация угольной промышленности) без учета российской специфики.

Стоимость кредитов ВБ завышается (по оценкам специалистов, на 10-20%) в связи с высокой оплатой западных специалистов и консультантов ВБ при разработке модели проектного финансирования. Применявшаяся неэффективная схема представления кредита ВБ российскому Правительству через федеральный бюджет. Откуда выделялись ссуды субзаемщикам -предприятиям, привела к образованию просроченной задолженности перед бюджетом, за счет которого обслуживается государственный внешний долг. К тому же Минфин России недостаточно контролировал целевое использование кредитов ВБ и бухгалтерский учет оборудования, приобретаемого за счет этих кредитов.

 В итоге лишь 70% одобренных и выделенных России кредитов ВБ были использованы в связи с неэффективным законодательствам, высокими рисками, бюрократией и коррупцией.

После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.

С учетом противоречивых результатов первого десятилетия кредитного сотрудничества ВБ и Россия разработали новую стратегию в целях поддержания реализации комплексной программы реформ Правительства РФ, в частности в форме целевого кредитования конкретных инвестиционных проектов.

Парижский клуб, объединяющий ведущие страны-кредиторы, возник в 1956 г., когда руководители этих государств стали проводить нерегулярные совещания, связанные с решением долговых проблем. Парижский клуб имеет тесные связи с МВФ. На практике ни одно правительство не может прибегнуть к арбитражу и помои Парижскому клубу, не получив предварительного резервного кредита от МВФ (это должно гарантировать стремление страны-должника исправить финансово-экономическое положение в кратчайший срок). Для того чтобы отсрочить выплаты по долговым обязательствам или изменить их структуру, и Парижский клуб, и коммерческие банки ведущих стран мира требуют от должников согласиться выполнять соответствующие стабилизационные программы МВФ.

В 1997 г. Российская Федерация стала 19-м членом парижского клуба. Россия занимает в Парижском клубе двойственное положение – она выступает в качестве крупного кредитора и одновременно в качестве крупного должника. Долг РФ странам – членам Парижского клуба на 1 января 2002 г. составлял 41,2 млрд. долл. При этом обязательства по отношению к России других стран, имеющих официальные соглашения с Парижским клубом, в момент вступления РФ в указанный клуб оценивался в 52 млрд. долл.

Серьезной проблемой для России остается реструктуризация долга Парижскому клубу. Поиски согласия Парижского клуба на реструктуризацию обязательств России по внешнему долгу бывшего СССР остаются в настоящее время главным резервом дальнейшего сокращения объема внешней задолженности России. Усилия России по достижению согласия Парижского клуба на пересмотр советского долга затруднены тем, что Россия формально не относится к категории стран, которые по методологии Парижского клуба могут рассчитывать на льготные варианты переоформления своего долга.

На 1 января 2005 г. долг России Парижскому клубу составлял 43,1 млрд. долл. 2005-2006 гг. стали периодом полных и окончательных расчетов Российской Федерации с Парижским клубом, а также с МВФ. В январе 2005 г. РФ досрочно выплатила МВФ 3,3 млрд. долл. и ликвидировала свою задолженность перед Международным валютным фондом. В июле 2005 г. Россия досрочно выплатила Парижскому клубу 15 млрд. долл., а в августе 2006 г. рассчиталась с Парижским клубом окончательно.

Лондонский клуб кредиторов занимается вопросами урегулирования задолженности перед частными коммерческими банками. В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что в качестве должника от России перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк (ВЭБ). В 1995 г. Правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32, 3 млрд. долл. сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом (в течение которого нужно было уплачивать лишь проценты по льготной ставке). Одновременно была начата работа по выверке задолженности.

Итогом этой работы стало подписание в конце 1997 г. Россией с Лондонским клубом самого соглашения о реструктуризации задолженности бывшего СССр (т.е. «старого» долга) членам Лондонского клуба, учитывающего все предварительные договоренности.

В феврале 2000 г. с представителями Лондонского клуба было подписано соглашение, в соответствии с которым России было списано 36,5% с общей суммы долга, составляющей 31,8 млрд.долл. При этом изменились качество и ответственность по оставшейся несписанной части долга: если раньше по этому долгу отвечал Внешэкономбанк, то после подписания указанного соглашения – Правительство РФ.

В последние годы России удалось решить ряд проблем внешнего долга и с другими кредиторами. Это касается, в частности, долговых обязательств СССР другим странам – бывшим членам СЭВ. Так, успешным было решение долговых проблем в отношении Чехии и Германии.

Обслуживание внешнего долга – серьезная проблема для экономики России. Фактические платежи по внешнему долгу составляли: в 1992 г. – 3,6 млрд. долл., в 2002 г. - 17,3 млрд. долл. Только в 2001-2003 гг. Россия выплатила (вместе с процентами) 56 млрд. долл. Вместе с тем степень остроты этой проблемы с начала 2000-х гг. в значительной мере снизилась. Успешным выплатам по долговым обязательствам и сокращению внешнего долга России способствовало существенное улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, связанное прежде всего с ростом мировых цен на нефть и др. топливно-сырьевые ресурсы начиная с 1999 г.

Однако одновременно с сокращением государственного внешнего долга России вырос частный (корпоративный) внешний долг. Если в начале 1999 г. государственный внешний долг был в 5 раз больше, чем корпоративный внешний долг, то к середине 2005 г.корпоративный внешний долг уже был на 16,5% больше государственного внешнего долга. В начале 2007 г. государственный долг составлял 50 млрд., а корпоративный - 260 млрд. долл., а совокупный внешний долг – соответственно 310 млрд. долл. В результате, за счет быстрого роста корпоративного внешнего долга, характерной становится негативная тенденция к росту совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга России.

 

Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) универсальны. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Но привлечение иностранных заимствований заключает в себе как выгоды, так и риски, и окончательный эффект для экономики и банковского сектора во многом зависит от того, оптимален ли выбран уровень внешнего долга и насколько эффективно государство и банки управляют рисками, связанными с привлечением внешнего финансирования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отличительной особенностью мирохозяйственных связей XX - XXI вв является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит глобализация финансовых рынков, расширение экономических отношений между странами, интернационализация финансово-экономических связей и увеличение открытости национальных экономик. И Россия также как и многие государства вовлечена в этот процесс.

В 1992 г. Россия вступила в многочисленные международные финансовые институты (МВФ, МБРР, БМР и т.д.). Сферы их деятельности различны. Одни международные финансовые институты представляют кредиты, что открывает доступ странам–заемщикам на мировой рынок ссудных капиталов. Другие стали форумом для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной, кредитной и финансовой политик. Третьи обеспечивают сбор и распространение информации, выпускают статистические и научно-исследовательские издания по актуальным экономическим, в том числе валютно-кредитными банковским, проблемам. Некоторые международные финансовые институты выполняют все перечисленные функции.

Участие России в международных финансовых организациях дает ей возможность:

- заимствовать у них средства на определенных условиях, что повышает ее кредитный рейтинг и открывает доступ на мировой рынок ссудных капиталов;

- привлекать иностранные ресурсы для долгосрочного финансирования проектов;

- изучать и использовать рекомендации международных организаций по совершенствованию банковского надзора, получать техническую помощь по обучение банкиров, разрабатывать международные стандарты учета и отчетности организаций, включая банки, а также унифицировать правила основных форм международных расчетов.

- приобщиться к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовой сфер, накопленному мировым сообществом.

Но участие России  в международных финансовых организациях несет не только плюсы, но минусы:

- заимствование кредитов, особенно МВФ, не всегда отвечает интересам самой России, так как МВФ выдвигает условия, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему, чаще всего негативно, а ВБ, представляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли без учета специфики этой отрасли в самой России;

-Россия одновременно является крупным должником и кредитором. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства, а в качестве заемщика она испытывает серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного долга);

- финансовые риски смещаются в сторону частного сектора, так как международные финансовые потоки по государственной линии уменьшаются и увеличиваются по частным каналам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

 

1. Постановление Правительства РФ от 16.10.1993 г. № 1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов».

2. Постановление Правительства РФ от 14.03.1998 г. № 302 «О привлечении финансовых ресурсов международных рынков капитала в 1998 году».

3. к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

5. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.А. Галанов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

6. Международные экономические отношения: учебник / Б.М. Смитиенко: 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н.Красавиной: 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Банковское дело: учебник для вузов. / Под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой: 2-е изд. – М.: Питер, 2009.

9. Международные экономические отношения: учебник / Под ред. В.Е.Рыбалкина: 8-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

10. Деньги, кредит, банки: экспресс-курс / Под ред. И.О.Лаврушина: 3-е изд. – М.: Кнорус, 2009.

11. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.В.Меркулова, А.Ю.Лукьянова. – М.: Кнорус, 2010.

12. Современные международные валютно-кредитные отношения: учебное пособие / А.К. Шуркалин. – М.: Университетская книга; Логос, 2009.

13. Банковская система Российской Федерации и ее антикризисное регулирование: учебное пособие / О.А. Тарасенко, Е.Г. Хоменко. – М.: Норма, 2009.

14. Новое о внешнем долге России / С.М.Борисов – «Деньги и кредит» журнал 8/2008.

15. http://www.cbr.ru/ - Центральный банк России

16. http://www1.minfin.ru/ru/-Министерство финансов Российской Федерации

17. http://www.imf.org/external/country/RUS/rr/rus/index.htm - Постоянное представительство МВФ в России.

18. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/8874.html-Представительство Всемирного банка в России.

19. http://www.ebrd.com/ru/- Европейский банк реконструкции и развития

20. http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTRUSSIANHOME/EXTRUSSIANCOUNTRIES/ECAINRUSSIANEXT/RUSSIAINRUSSIANEXT/0,,contentMDK:20265831~menuPK:533598~pagePK:1497618~piPK:217854~theSitePK:447318,00.html – Десять фактов о деятельности ВБ.

21. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook091/book/index/index.html?part-014*page.htm – Финансы, денежное обращение, кредит

22. http://www.jourclub.ru/17/422- Мировая экономика. Некоторые аспекты сотрудничества с МВФ.

 

 

Место подписи студента

Дата сдачи работы на рецензирование

 

 

 

Для замечаний

 

 

Для замечаний

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: