В Постановлении Правительства РФ утвердившем положение о ФТС России, среди важнейших функций определено: введение товарной номенклатуры ВЭД, общероссийского классификатора, являющегося национальной производственной так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, принятого в международной практике товарного классификатора, являющегося товароведческой составляющей для публикаций таможенных тарифов и статистики внешней торговли.
В качестве целей ведения таможенной статистики внешней торговли определяет[3]:
1) обеспечение высших органов, определяемых законодательством РФ, информацией о состоянии внешней торговли РФ;
2) контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
3) валютный контроль;
4) анализ состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.
Две из этих задач имеют административно-контрольное, а две – информационно-аналитическое значение.
|
|
Таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и представляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ Президенту РФ, Федеральному собранию РФ (в Государственную Думу и Совет Федерации), Правительству РФ и иным органам, которые определяются законодательством РФ.
Таможенная статистика внешней торговли РФ ведется в соответствии с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами.[4]
Региональные таможенные управления и другие органы обеспечивают ежеквартальный выпуск статистических данных о внешней торговле в разряде субъектов РФ, входящих в зону их ответственности. Исходными данными при формировании таможенной статистики выступают сведения, содержащиеся в ГТД, которые заполняют декларанты при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли применяется классификатор ТН ВЭД. Статистика внешней торговли показывает взаимозависимость между экономикой страны и экономикой других стран. Сбор данных об объеме и стоимости импортируемых и экспортируемых товаров преследует несколько целей:
1. представление нескольких цифр для осуществления внешней политики (изменение ставок пошлин, снятие или введение квот на импорт и экспорт);
2. подготовка национальной статистики внешней торговли – базового материала для международных организаций, которые проводят исследования по международной торговле (например, статистическое бюро ОНН);
|
|
3. подготовка информации о зависимости национальной экономики от экономики других стран. Кроме того, статистика внешней торговли дает информацию о влиянии товарообмена с другими странами на экономику и ценообразование; она может использоваться вкупе со статистикой народного хозяйства для составления активов и пассивов (производство складывается с импортом и вычитается экспорт), что показывает количество имеющихся в стране товаров и служит основой для установления уровня тарифа и количественных квот;
4. наконец статистика внешней торговли включается в национальную статистику, которая дает всеобъемлющую информацию об экономике (структуре, тенденциях и т.д.).
Статистика внешней торговли используется также экономическими организациями, ассоциациями и компаниями для маркетинга рынка, являясь базисом для принятия важных решений. Многие компании привлекают статистику внешней торговли для расчета своей доли в общем импорте и экспорте в качестве показателя своей внешнеторговой активности.
В силу указанных выше причин почти все страны имеют товарные классификаторы, в которых даются необходимые различия в описаниях импортируемых и экспортируемых товаров.
Многие страны используют свою таможенно - тарифную номенклатуру в качестве основы для статистической внешнеторговой номенклатуры. Главные причины этого заключаются в следующем:
¾ во-первых, как для целей таможни, так и для статистики внешней торговли требуется номенклатура с идентичными критериями разграничения;
¾ во-вторых, на данные из таможенной декларации можно опираться при составлении статистических отчетов (никакой дополнительной работы не требуется, особенно если используется такой документ, как копия таможенной декларации; аналогичная ситуация и в том случае, если информация для обеих целей обрабатывается на компьютере);
¾ в-третьих, таможенные органы проверяют таможенную декларацию, товаросопроводительные документы и товары и применяют различные меры наказания за неправильно заполненную декларацию, повышая этим надежность представляемых сведений (однако необходимо помнить, что статистические данные могут в некоторых случаях фальсифицироваться, если лицо, заполняющее декларацию, хочет обойти определенные ограничения или снизить свои обязательства по уплате пошлины);
¾ в-четвертых, органы, ответственные за торговую политику, получают статистическую информацию о результатах принятых ими мер. Эта информация представляет интерес, как для внешней торговли, так и для внутреннего потребления. Таким образом, внедрение ТН ВЭД имеет большое значение для совершенствования статистической информации.