Свободная зона и свободный склад

 

Данный таможенный режим во многом аналогичен процедуре таможенного складирования. Отличие заключается в местонахождении свободной зоны (склада). Таможенный кодекс ЕС определяет свободные зоны (склады) как территориальные анклавы на таможенной территории ЕС, установленные компетентными органами власти государств-членов в районах, где концентрируется внешнеторговая активность. Примерами районов высокой концентрации внешнеторговой деятельности в ЕС, где организованы свободные зоны, являются: Копенгаген, Гамбург, Афины, Триест, Венеция, свободные порты Бирмингем и Ливерпуль, Канарские и Азорские острова, остров Мадейра и др. Свободные зоны должны быть соответствующим образом обозначены, доступ в свободные зоны и свободные склады должен контролироваться таможенными органами.

Несмотря на то, что по общему правилу помещенные на территорию свободной зоны (склада) товары не подлежат импортному таможенному обложению, предусматривается возможность применения в отношении этих товаров мер торговой политики Сообщества, если основанием для применения таких мер служит факт ввоза товаров на таможенную территорию ЕС. Свободные зоны и склады открыты для любых товаров независимо от их природы, качества, страны происхождения, отправления и назначения. Это могут быть как товары Сообщества, так и товары, не имеющие этого статуса. Товары могут находиться в свободной зоне (складе) неограниченное время без уплаты таможенных пошлин, сельскохозяйственных и защитных пошлин, других сборов, без применения к ним количественных ограничений и других аналогичных мер. Обязательным требованием является незамедлительная регистрация товаров, помещенных в свободную зону или на свободный склад, в учетных документах данной зоны (склада). Лишь на продукты, особо регулируемые мерами общей сельскохозяйственной политики, распространяются временные ограничения при их хранении в свободных зонах (складах). Юридически товары, находящиеся в свободной зоне либо на свободном складе, остаются вне таможенной территории (хотя свободные зоны и склады входят в состав таможенной территории ЕС). Соответственно, при помещении товаров под данный таможенный режим не возникает обязательств предъявления их для таможенного контроля и представления таможенной декларации (за исключением ряда особо оговоренных случаев).

Помещенные в свободную зону (склад) товары Сообщества могут подвергаться действиям, обычно применяемым для сохранения товаров, или уничтожаться без специального разрешения таможенных властей. Более того, Таможенный кодекс допускает, по разрешению таможенных органов, любую промышленную, коммерческую или сервисную деятельность в свободных зонах (складах). Товары Сообщества, регулируемые мерами общей сельскохозяйственной политики, могут подвергаться только тем действиям, которые прямо предусмотрены Таможенным кодексом для экспортируемых товаров.

Товары, имеющие и не имеющие статус товаров Сообщества, которые предназначены для экспорта, не могут быть потреблены или использованы на территории свободного склада или свободной зоны.

Таможенное законодательство Сообщества различает следующие разновидности данного таможенного режима:

- свободный склад: расположен по месту нахождения оператора (управляющего) с разрешения таможенных органов государства-члена, на территории которого расположен склад;

- свободная зона типа I: часть таможенной территории ЕС, установленная таможенными органами государства-члена; принцип таможенного контроля основан на ограждении территории зоны и организации пропускных пунктов;

- свободная зона типа II: часть таможенной территории ЕС, установленная таможенными органами государства-члена; таможенный контроль и система формальностей аналогичны процедуре таможенного складирования.

 

Реэкспорт товаров

 

Согласно Таможенному кодексу ЕС товары, не имеющие статуса товаров Сообщества, могут быть реэкспортированы с таможенной территории ЕС. Реэкспорт ранее ввезенных в Сообщество товаров может быть произведен после их прохождения через экономические таможенные процедуры. Таможенный кодекс для режима реэкспорта устанавливает такие же формальности, как и для таможенной процедуры экспорта, включая правила в отношении экспортной декларации. Таким образом, основное отличие между режимом реэкспорта и процедурой экспорта заключается в таможенном статусе оформляемых товаров.

Для реализации режима реэкспорта необходимо предварительное уведомление таможенных властей, которые вправе запретить применение данного режима в случае несоблюдения необходимых формальностей.

Помимо общего случая помещения товаров под режим реэкспорта (после применения одной из экономических таможенных процедур) возможны и другие случаи. Так, товары могут быть реэкспортированы после их помещения в свободную зону или на свободный склад. Кроме того, Кодекс допускает возможность реэкспорта товаров, ранее предназначавшихся для выпуска в свободное обращение, но, вследствие их повреждения на стадии таможенного оформления либо выявленного несоответствия условиям контракта, отозванных импортером из-под таможенного оформления. В этом случае может встать вопрос о возврате ранее уплаченных импортных пошлин. Подобный возврат возможен только при условии, что:

а) товары не были использованы;

б) товары покидают таможенную территорию Сообщества.

Подобно таможенному режиму свободной зоны и свободного склада, режим реэкспорта не имеет самостоятельного экономического значения. Целью данных таможенных режимов можно считать обеспечение применения таможенных процедур либо создание условий для движения товаров через таможенную границу Сообщества без изменения своего таможенного статуса. Оба рассматриваемых режима позволяют существенно упорядочить и облегчить товарооборот через пункты ввоза – вывоза товаров на границах таможенной территории Сообщества (порты, крупные транспортные узлы и т. п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: