Характеристика муниципальных предприятий, формы, значение

Введение

 

Проработав в Муниципальном учреждении Детско-юношеской спортивной школе на протяжении десяти лет и возглавив её, как никто начинаешь осознавать все проблемы и трудности финансирования деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования.

Приезжая на соревнования, сборы, семинары слышал вопросы многих тренеров-преподавателей работающих в схожих учреждениях: «Как найти источники финансирования?», «Как привести наше законодательство в вопросах финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования к единому образцу?», «Где найти дополнительные источники финансирования?». Поэтому, для себя я сделал вывод, что не только меня интересует тема «Источники финансирования и их оптимизация». Конечно существуют методические рекомендации по решению тех или иных вопросов, но зачастую этого недостаточно.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа единоборств», подведомственна Министерству образования и науки Удмуртской республики, непосредственно Управлению образования города Ижевска. Но, кроме того, что школа является образовательной, она является спортивной и вопросы проведения соревнований, выезда команды на соревнования, сборы финансовые средства выделяет Министерством по физической культуре, спорту и туризму, а также Управление по физкультуре и спорту города Ижевска. Параллельно школа участвует в программах и мероприятиях по патриотическому воспитанию молодёжи, финансируемых Министерством по молодёжной политике

Существует множество противоречивых моментов в законах и подзаконных актах, которые затрагивают вопросы финансирования Муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования. Чаще всего такие учреждения финансируют по остаточному принципу. На протяжении всей работы ДЮСШ не имела своего спортивного зала. Выделение средств на осуществление деятельности ДЮСШ приходится выбивать всеми правдами и неправдами, доказывать необходимость приобретения спортинвентаря, осуществления ремонта в административном помещении школы. Для привлечения дополнительных средств приходится участвовать во всевозможных представлениях, конкурсах, мероприятиях. Так же участвовать в Грантах, писать программы. Конечно, не хочется мириться с таким положением дел.

Методология исследования в данной работе имеет: цель, задачи, содержание, информационную основу.

Целью данной работы является:

-конкретизировать источники финансирования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа единоборств»;

-раскрыть содержание деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа единоборств»;

-проанализировать возможности оптимизации источников финансировать;

-создать прогноз дальнейшего развития деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа единоборств».

Объект исследования – источники финансирования муниципального учреждения.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты финансов Муниципального образовательного учреждения. Даётся характеристика муниципального предприятия, что собой представляет Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, на основании чего оно получает финансирование и какие особенности существуют при этом. Само название МОУДОД «ДЮСШ единоборств» включает в себя муниципалитет, образование и при всём при этом ещё спортивной направленности. Во второй главе раскрывается содержание деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа единобортсв», история создания, цели и виды деятельности, приводится анализ основных экономических показателей деятельности. В третьей главе приведён анализ управления источниками финансирования. Дана характеристика практики финансирования муниципальных учреждений. Предложены направления совершенствования источников финансирования и пути их оптимизации. В заключении даны выводы. Отмечены возможные варианты решения проблемы источников финансирования.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Характеристика муниципальных предприятий, формы, значение

 

Мировой опыт свидетельствует, что развитие большинства стран идет по пути формирования смешанной экономики. Разумеется, степень зрелости смешанной экономики или приближения к ней различна в разных странах. Но всеобъемлющий характер этой тенденции очевиден. Существенными признаками смешанной экономики являются, обобществление определенной части национального богатства и активная роль государства в хозяйственной жизни. Одна из важнейших функций государства состоит в обеспечении удовлетворения общественных потребностей, носящих общий характер. Их удовлетворение должно быть гарантировано в самом производстве и на каждый данный момент. Обобществление, отсюда - огосударствление отдельных производств позволяют более полно, эффективно и с меньшими затратами удовлетворять общественные потребности в некоторых видах продуктов и услуг.

Ни одна страна не обходится без государственного сектора экономики. Во многих странах развернулась и осуществляется приватизация государственных предприятий. Но, как показывает мировой опыт, приватизация общественной собственности имеет естественные пределы. Общественная собственность в производственной сфере используется преимущественно как капитал государственных предприятий различных типов.

С учетом имеющегося опыта можно выделить следующие основные формы общественной собственности производительного использования.

1. Учреждение акционерного общества, 100% уставного капитала которого составляет собственность РФ, субъекта РФ или является муниципальной собственностью, и право собственности, на которую отчуждается акционерному обществу - юридическому лицу.

2. Долевое участие в создании акционерного общества и внесение в его уставный капитал собственности РФ, субъекта РФ и муниципальной собственности и отчуждение права собственности на эту долю акционерному обществу – юридическому лицу.

Государственные органы управления в интересах удовлетворения государственных нужд в производстве отдельных видов уникальной продукции вынуждены использовать общественную собственность для учреждения и содержания (финансирования) казенных предприятий. Такие предприятия реально существуют в нашей экономике и выполняют в основном государственные заказы особой важности. Они, скорее, имеют статус государственного учреждения и, как правило, не могут выступать в роли полноценных субъектов рынка.

Экономической формой реализации общественной собственности здесь является непосредственное удовлетворение общественной потребности в продукции особого назначения. Ясно, что на таком предприятии имущество используется и воспроизводится как общественная собственность (Российской Федерации, субъекта РФ) и управляется государственными органами через своих представителей. Произведенная с использованием этого имущества продукция и полученные доходы являются общественной собственностью. Поэтому соответствующие государственные органы несут полную экономическую ответственность за обязательства и деятельность казенного предприятия. Ущерб, нанесенный таким предприятием своим партнерам, как и другие, не покрытые доходами затраты, возмещаются из бюджетов соответствующих уровней, то есть из общественных средств (по существу, из средств налогоплательщиков).

Вместе с тем целесообразно из действующих предприятий выделить казённые заводы (предприятия) и определить их статус, режим хозяйствования, методы и органы управления и т.д.

На рисунке 1.1 показана система организационно-правовых форм предприятий и организаций.


     
 
Организации и предприятия

 

 


Рисунок 1.1 – Система организационно-правовых форм предприятий и организаций.

3. Учреждение государственного казенного предприятия,имущество которого находится в собственности Российской Федерации или субъекта РФ и передаётся предприятию в оперативное управление.

4.Создание государственного или муниципального унитарного предприятия. Всоответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, Российской Федерации, субъекта РФ или местного административно-территориального образования (муниципалитета) и передаётся: предприятию в полное хозяйственное ведение; физическому или юридическому лицу в доверительную собственность (траст), частному предпринимателю физическому или юридическому лицу, трудовому коллективу, группе физических лиц и др. - в аренду. К таковым относятся все государственные предприятия, основанные на общенародной (федеральной) собственности и собственности субъекта РФ за исключением казенных заводов и акционерных обществ, а также муниципальные предприятия не являющиеся акционерными обществами.

Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками. Имущество муниципального предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, в Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

-основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного  органа местного самоуправления;

-основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.

В своей деятельности муниципальные унитарные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридическою лица со всеми вытекающими из ГК правами и обязанностями.

Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то органом местного самоуправления, а устав казённого предприятия утверждается Правительством РФ.

В дипломной работе я рассматриваю деятельности муниципальных учреждений, которые являются одной из разновидностей унитарных предприятий.

Муниципальным учреждением признается организация, созданная собственником - муниципальным образованием города - для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая этим собственником полностью или частично и не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Муниципальное учреждение создается по предложению соответствующего отраслевого органа администрации города.

Имущество муниципального учреждения является муниципальной собственностью города и принадлежит муниципальному учреждению на праве оперативного управления.

Управление муниципальным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального учреждения.

Муниципальное учреждение представляет отчет о результатах своей деятельности по установленной законодательством форме Комитету и соответствующей отраслевой службе администрации. Муниципальное учреждение, не имеющее отраслевой службы администрации, представляет отчет о результатах своей деятельности Комитету и в финансовое управление администрации города.

Муниципальное учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством порядке.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: