Особенности финансирования образовательных учреждений

 

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения, осуществление федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет – разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Расходы бюджета РФ на образование – финансирование дошкольного, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации и прочие расходы в области образования.

Источником финансирования муниципальных образовательных учреждений являются также субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счёт оказания платных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от привлечённых дополнительных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.

В таблице 1.1 представлено изменение структуры расходов федерального бюджета РФ

Таблица 1.1 – Изменение структуры расходов федерального бюджета РФ

В тыс. руб.,%

Наименование 2005г. 2006г. 2007г. 2005г. 2006г. 2007г..
Расходы бюджета, всего 3514347654,1 4431076807,1 5463479900,0 100 100 100
Общегосударственные вопросы 500991568,0 623208393,5 808196478,2 14,26 14,06 14,79
Национальная оборона 581144326,9 686148278,9 822035929,6 16,54 15,48 15,05
Национальная безопасность 450099857,7 556337119,1 662867227,2 12,81 12,56 12,13
Национальная экономика 248693500,4 358628271,4 497229532,4 7,08 8,09 9,10
ЖКХ 6905456,2 54336280,7 53024456,1 0,20 1,23 0,97
Охрана окружающей среды 4746579,9 6816087,7 8096534,3 0,14 0,15 0,15
Образование 162121665,1 211976793,2 277939330,1 4,61 4,78 5,09
Культура и СМИ 47565791,4 55834646,4 67804673,0 1,35 1,26 1,24
Здравоохранение и спорт 88232500,2 160347542,0 206373527,5 2,51 3,62 3,78
Социальная политика 178258359,2 216506387,1 215565757,4 5,07 4,89 3,95
Межбюджетные трансферты 1245588049,1 1500937007,1 1844346454,2 35,44 33,87 33,76

 


В таблице 1.2 представлено изменение структуры расходов регионального бюджета УР.

Таблица 1.2 – Изменение структуры расходов регионального бюджета УР

В тыс. руб., %

Статьи расходов бюджета 2005 г. факт. 2006 г. факт. 2007 г. план. 2005 г. 2006 г. 2007 г.,
1 2 3 4 5 6 7
Общегосударственные вопросы   910190   823689,4   1021645   6,44   4,64   4,5
Национальная безопасность   603229   723119   1064786,3   4,27   4,07   4,7
Национальная экономика   3205313   3827045,1   5651946,6   22,69   21,56   25,01
ЖКХ 28139 574712 653270 0,19 3,24 2,9
Охрана окружающей среды   48000   50251,4   49400   0,33   0,28   0,22
Образование 861814 1025676 1528571,4 6,10 5,78 6,8
Культура, кинематография и СМИ     262346     296458     348098     1,85     1,67     1,5
Здравоохранение и спорт   1080334   1680897   2159253,1   7,64   9,47   9,6
Социальная политика   1499662   1915885,8   2508562,2   10,61   10,79   11,1
Межбюджетные трансферты   5625475   6835875   7533732,2   39,82   38,50   33,67
Всего 14124502 17753608,7 22519264,8 100 100 100

 

Расходы бюджета РФ на образование за 2005-2007 гг. приведены в структуре новой функциональной классификации расходов бюджетов РФ (приказ Минфина России от 27.08.2004 г. № 72н). Которая по сравнению с предыдущими годами дополнена следующими подразделами: молодежная политика и оздоровление детей (расходы по организации оздоровительной кампании детей и подростков и молодежной политике), прикладные научные исследования в области образования (расходы на руководство и управление государственными учреждениями, осуществляющими прикладные исследования и экспериментальные разработки, относящиеся к образованию, а также предоставление грантов и субсидий для поддержки указанных разработок, выделяемых научно-исследовательских институтом, академиям, университетам), другие вопросы в области образования (расходы на руководство и управление в сфере образования, разработку и осуществление общей политики, программ и бюджетов в области образования и др.).

В таблице 1.3 представлено изменение структуры расходов бюджета г. Ижевска.

Таблица 1.3 – Изменение структуры расходов бюджета г. Ижевска

В тыс. руб., %

  Показатель 2004 г., факт. 2005 г., факт. 2006 г., факт. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Общегосударственные вопросы   171771   341330   372012   3,85   7,89   7,46
Национальная безопасность   9000   17917   34685   0,20   0,41   0,70
Национальная экономика   388   238496   108001   0,01   5,52   2,17
Жилищное хозяйство   925107   562958   634503   20,72   13,02   12,73
Охрана окружающей среды   3887   5092   17364   0,09   0,12   0,35
Образование 1475190 1796632 2193038 33,04 41,56 44,00
Культура, кинематография и СМИ     34248     43969     62620     0,77     1,02     1,26
Здравоохранение и спорт   874049   1005816   1239516   19,58   23,27   24,87
Социальная политика   86389   379398   321892   1,93   8,78   6,46
Всего расходов 4465083 4323094 4983631 100 100 100

 

Из приведенного анализа видно, что расходы на образование возрастают с каждым годом. Так на уровне федерального бюджета расходы на образование возрастают каждый год примерно на 30%. На уровне регионального бюджета – в среднем на 35%. На уровне расходов бюджета г. Ижевска – на 22%.

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования.

В таблицах 1.4 и 1.5, представлена информация об объемах государственных инвестиций в образование, приводится их сравнение с валовым внутренним продуктом (ВВП).

Таблица 1.4 – Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации                                                                В млрд. руб.,%

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Всего 214,7 277,8 409,4 475,6 593,4 789,9
В % от общих расходов консолидированного бюджета РФ     11,0     11,5     12,0     12,0     12,7     13,3
В % к ВВП 2,9 3,1 3,8 3,6 3,5 3,7
Федеральный бюджет 38,1 54,5 81,7 99,8 121,6 162,1
В % от расходов на образование из средств консолидированного бюджета РФ   17,7   19,6   20,0   21,0   20,5   20,5
Консолидированные бюджеты субъектов РФ   176,6   223,3   327,7   375,8   471,8   627,8
В % от расходов на образование из средств консолидированного бюджета РФ   82,3   80,4   80,0   79,0   79,5   79,5

 

Отдельные показатели сопоставляются с их аналогами в образовательных системах стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Приведены данные, характеризующие объемы платных услуг в системе образования, а также потребительские расходы семей на эти цели.

Представлены материалы о численности студентов высших учебных заведений, получающих образование на коммерческой основе.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности.

 

Таблица 1.5 – Инвестиции в основной капитал отрасли «Образование» в России

В млн. руб., %

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.*
Инвестиции в основной капитал (в фактически действова-вших ценах)   16019   22539   26053   31340   38601   48100
В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)   100,4   124,5   103,4   110,3   110,4   121,5
В % от общего объема инвестиций в основной капитал     1,4     1,5     1,5     1,4     1,4     1,8

Примечание: Без субъектов малого предпринимательства.

 

Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую подготовку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

-предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

-взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.

Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

Анализ средств, выделяемых из бюджета, показывает, что в финансировании системы образования наметились положительные сдвиги. Вместе с тем, очевидно, что в ближайшие годы бюджетных средств будет недостаточно для решения накопившихся годами финансовых и материально-технических проблем по различным видам и типам образовательных учреждений.

Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание учреждения дополнительного образования, является смета доходов и расходов.

Составлению сметы предшествуют обоснованные расчеты по видам расходов сметы. В смете доходов и расходов учреждения дополнительного образования наряду с расчетами приводятся общие сведения об учебном заведении, его учебно-материальной базе. Эти сведения – основа планирования расходов по смете. Согласно Федеральному закону «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет в банковских и иных кредитных учреждениях. На основе БК РФ учреждения профессионального образования, финансируемые из бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в составе органов управления – главным распорядителями средств бюджета.

Порядок финансирования учреждений дополнительного образования регламентирован БК РФ, в котором предусмотрено сохранение методики поэлементного выделения средств бюджетополучателю на основе экономических статей по видам затрат. Их расчет проводится по нормативам частного характера. Например, размер ставок заработной платы педагогических работников, работников аппарата управления, контингента учащихся и др. Бюджетные расходы по экономическим статьям детализируются с целью усиления контроля финансирующих и административных органов за соблюдением их целевого использования.

Годовой объем финансирования учреждений дополнительного образования при составлении сметы расходов предполагает расчет следующих статей расходов:

-210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» (заработная плата, начисление на оплату труда, прочие выплаты)»;

220 «Приобретение услуг (услуги связи, транспортные услуги, арендная плата за пользование имуществом)»;

-290 «Прочие расходы (расходы по выплате стипендий, оплата налогов в соответствии с Налоговым законодательством РФ)»;

-300 «Поступления нефинансовых активов (увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов)».

Ведущим показателем для определения объема расходов по смете является количество обучающихся в учреждении дополнительного образования. Некоторые виды расходов учреждения дополнительного образования (типовые штаты профессиональных учреждений) определяются на основе среднегодового контингента учащихся, который рассчитывается исходя из наличия учащихся на начало планируемого периода, изменения контингента учащихся в течение года в связи с приемом и выпуском учащихся, сроком обучения, а также их отсевом до окончания учебного заведения.

Расходы на финансирование дополнительного образования выделяются из бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств через лицевые счета образовательных бюджетных учреждений. Последние открываются в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Утверждение сметы доходов и расходов производится главным распорядителем бюджетных средств в установленном действующим законодательством порядке.

В смете доходов и расходов отражаются все доходы учебного заведения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от проведения предпринимательской деятельности.

В качестве заключения по главе отметим, что Муниципальным учреждением признается организация, созданная собственником - муниципальным образованием города - для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая этим собственником полностью или частично и не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования является бюджетным – это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Это означает, что, например, муниципальная школа может финансироваться только из муниципального бюджета. При этом бюджет субъекта федерации может выделять средства на обеспечение учебного процесса в этой школе только путём перечисления их в соответствующий муниципальный бюджет, причём без гарантии их направления в школу. Источником финансирования муниципальных образовательных учреждений являются также субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счёт оказания платных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от привлечённых дополнительных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: