Механизмы психотерапии

 Интерес исследователей и теоретиков, которые участвовали в разработке личностно-центрированной терапии, всегда был направлен скорее на процесс личностного изменения, чем на статические описания личности. Именно в стремлении понять процесс Роджерс на несколько месяцев погрузился в записи множества личностно-центрированных случаев, которые по многим критериям считались успешными. Он начал отмечать устойчивый паттерн изменения во всех этих случаях. Движение личности шло от ригидности к текучести, от статичности к изменчивости. Роджерс следующим образом описывает континуум изменения:

"... он начинается на одном краю с ригидного, статичного, недифференцированного, безличного типа психологического функционирования. Он проходит разные стадии эволюции к другому краю - уровня функционирования, который отличается изменчивостью, текучестью, богатыми дифференцированными реакциями, непосредственным переживанием личных чувств, которые принимаются и ощущаются на глубоком уровне как собственные."

Из исследования процесса изменений Роджерсом возникли семь стадий, в рамках которых могут быть описаны поведенческие изменения. Изменения главным образом касаются чувств и личных смыслов, способа переживания, степени неконгруэнтности, коммуникации Я, способа организации опыта, отношения к проблемам и способа взаимоотношений.

Первая стадия. Сообщается только о внешнем. Нежелание сообщать что-либо о самом себе. Чувства и личные значения не осознаются и не признаются как свои собственные. Личностные конструкты чрезвычайно статичны. Близкие отношения кажутся опасными.

Вторая стадия. Чувства описываются так, как будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом. Индивид отстранен от своих субъективных переживаний. Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как принадлежащие этому человеку. Проблемы и конфликты признаются, но описываются как внешние по отношению к себе.

Третья стадия. Часто выражаются или описываются чувства и личностные смыслы, отсутствующие в данный момент. Эти отдаленные чувства часто изображаются как неприемлемые или плохие. Переживания описываются как что-то, имевшее место в прошлом, или как что-то, отдаленное от себя. Наблюдается более свободный поток высказываний о себе как объекте. Наблюдаются высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде всего в других. Личностные конструкты ригидны, но иногда они могут рассматриваться как конструкты, валидность которых может ставится под вопрос. Имеется начальное признание того, что какие-то проблемы существуют внутри индивида, а не вне его.

Четвертая стадия. Чувства и личностные смыслы описываются как объекты в настоящем, принадлежащие Я. Чувства определенной интенсивности по-прежнему описываются как не относящиеся к настоящему. Имеется смутное признание того, что чувства, которые не допущены в сознание, могут прорваться в настоящее, но эта возможность пугает. Неохотное, испуганное признание того, что человек что-то переживает. Имеется признание противоречий в опыте, что вызывает беспокойство. Происходит начальное расшатывание личностных конструктов. Опыт истолковывается более свободно. Клиенты открывают для себя некоторые личностные конструкты и начинают подвергать сомнению их значимость. Возникает чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания. Индивид время от времени готов рискнуть вступить в отношения с другими на основе чувств.

Пятая стадия. Многие чувства выражаются свободно, как относящиеся к настоящему моменту. Чувства принимаются в гораздо большей степени. Чувства, прежде отрицавшиеся, теперь прорываются в сознание. Вместе с тем сохраняется страх того, что это произойдет. Происходит признание того, что непосредственное переживание является важным референтом, которым индивид может руководствоваться в своем поведении. Противоречия признаются как установки, существующие в разных аспектах личности, как показывают утверждения типа: "Разум подсказывает мне это, но кажется, я этому не верю". Возникает желание слиться с чувствами, быть собой, быть реальным Ставится под сомнение валидность многих личностных конструктов. Увеличивается степень ответственности за собственные проблемы.

Шестая стадия. Чувства, прежде отрицавшиеся, теперь непосредственно переживаются и принимаются. Приходит понимание, что чувства это не то, чего нужно бояться, против чего нужно бороться. Опыт переживается индивидом как очевидный, драматический и приносящий облегчение. Происходит полное принятие переживания как очевидного референта, позволяющего постигать смыслы встречи индивида с собой и своей жизнью. Я как объект имеет тенденцию к исчезновению. Я становится частью процесса переживания. Относящиеся к опыту личностные конструкты растворяются в этом моменте переживания, и клиент чувствует, что он независим от устойчивых связей структур. Индивид обретает способность рискнуть быть собой в процессе отношений с другими, довериться, чтобы быть принятым.

Седьмая стадия. Индивид комфортно живет в текучем потоке своих переживаний. Новые чувства переживаются глубоко и непосредственно. Неконгруэнтность минимальна и временна. Я становится центром осознания этого процесса переживания. Почерпнутые из опыта смыслы вновь перепроверяется последующим переживанием.

Исследования с использованием Шкалы процесса и ее производных показывают, что существуют значимые вариации в поведении, имеющие место в ходе индивидуальной или групповой терапии

Личностно-центрированный подход теоретически применим к любым отношениям, где люди стремятся к тому, чтобы понять друг друга и быть понятыми; где люди хотят до какой-то степени раскрыться и содействовать росту друг друга. Эти характеристики присутствуют во множестве отношений, а следовательно личностно-центрированные принципы могут применятся во множестве ситуаций. Элементы искренности, эмпатического понимания и позитивного отношения обеспечивают и укрепляют здоровые отношения, вне зависимости от обстоятельств, в которых они складываются. Поскольку это простые, понятные принципы, доступные, хотя бы в какой-то мере, любому человеку, их может применять каждый. Они не являются исключительной прерогативой профессионалов, потратившим на их приобретение годы учебы. То, что они просты и понятны, не означает, что их легко достичь, их приобретение не гарантируется профессиональной подготовкой и на самом деле может потребовать гораздо больше времени, чем профессиональная подготовка.

Резюме

Теоретической основой личностно-центрированной терапии является вера в человеческий рост в оптимальных условиях. Актуализирующая тенденция в человеке - это огромная сила, наделенная собственным ритмом и направлением.

Задача терапевта - облегчить осознание клиентом его актуализирующего процесса и веру в него. Главное открытие личностно-центрированной терапии - это открытие установок терапевта, создающих оптимальный климат, в котором клиент может позволить развернуться собственному росту. Процесс терапии действительно центрирован на клиенте, чье внутреннее переживание диктует темп и направление терапевтических отношений.

Доверие к процессу роста индивида является одновременно системой ценностей и руководством для терапии. Как таковое, оно противоречит ценностям, преобладающим в школе, семье, церкви, бизнесе и других организациях нашей страны. Преобладающей позицией в них - скептицизм к процессу человеческого роста. Достаточно лишь представить себе семью или школу, которые могут принять установку доверия к процессу роста ее членов в атмосфере искренности, заботы и понимания, чтобы увидеть контраст с большинством семей и школ.

Возможно, в будущем влияние личностно-центрированной теории на институты нашей страны будет более явным. В какой-то степени это уже происходит. Например количество людей в сфере образовании и религии, принимающих личностно-центрированные принципы, растет с каждым годом.

Вывод, который можно сделать: три десятилетия личностно-центрированной терапии, исследования и публикации предлагают обширную и довольно радикальную систему ценностей, которая отстаивает полное доверие к индивидуальному росту и развитию при определенных условиях. В таком качестве личностно-центрированная теория представляет собой заманчивое приглашение не только для психотерапевтов, работающих индивидуально, но и для человеческих групп любой формы, размера и убеждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: