Воспринимать, восприятие

Восприятие - это гипотеза или прогноз действия, которое становится сознательным, когда на организм воздействуют стимулы. Когда мы воспринимаем: "это треугольник", "там дерево", "это моя мать", - мы делаем предсказание о том, что объекты, стимулы которых воспринимаются нами, будучи проверенными, обнаружат свойства, которые мы, по своему прошлому опыту, научились считать характерными признаками треугольников, деревьев, матери.

Таким образом, мы могли мы сказать, что восприятие и осознание являются синонимами, но при этом восприятие - более узкий термин, который обычно используется, когда мы хотим подчеркнуть значимость стимула в этом процессе; а осознание - более широкий термин, охватывающий символизацию и значения, которые возникают как из чисто внутренних стимулов, таких как следы памяти, висцеральные изменения и т. п., так и из внешних стимулов.

Определение восприятия в этом чисто психологическом ключе вовсе не означает, что оно не может быть определено в на физиологическом уровне, - например, как воздействие паттерна лучей света на определенные нервные клетки. Однако для наших целей психологическое определение представляется более плодотворным, и именно оно будет подразумеваться в наших последующих формулировках.

Подпороговое восприятие

Р. Маклири и Р. Лазарус (сформулировали конструкт подпороговое восприятие, чтобы обозначить распознавание без осознания. Они утверждают, что "даже когда субъект не может сообщить о зрительном распознавании, он, тем не менее, способен распознать стимул на более низком уровне, которого недостаточно для сознательного опознания". Таким образом, представляется, что организм может обнаружить стимул и его значение для организма, не используя высшие нервные центры, участвующие в осознании. Согласно нашей теории, эта способность позволяет индивиду определить опыт как угрожающий, не символизируя эту угрозу в сознании.

Переживание себя

Термин переживание себя принадлежит Стэндалу и обозначает выделяемое индивидом событие или целостность в феноменологическом поле, которые человек обозначает словами "сам", "меня" или "я"). В целом переживание себя - это сырой материал, из которого формируется организованная Я-концепция.

Я, концепция Я, структура Я

Эти термины относятся к организованному, непротиворечивому концептуальному гештальту, состоящему из восприятий характеристик "я" или "мое", восприятий отношений между собой и другими, а также с различными аспектами жизни, включая ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, доступный для осознания, хотя не обязательно осознаваем. Гештальт - это плавно меняющийся и изменчивый процесс, но тем не менее в каждый данный момент это специфическая целостность, которая, по крайней мере, частично, может быть операционально определена посредством метода Q-сортировки или другими инструментами для измерения. Термин Я или Я-концепция обычно используется в тех случаях, когда мы говорим о видении человеком самого себя, структура Я - когда мы рассматриваем этот гештальт с внешней точки зрения.

Идеальное Я

Идеальное Я (идеал Я) обозначает Я-концепцию, которой индивид больше всего хотел бы обладать, в чем он видит высшую ценность для себя. Во всех других отношениях оно определяется таким же образом, как Я-концепция.

Неконгруэнтность между Я и опытом

Между восприятием собственного Я и актуальным опытом организма часто возникает расхождение. Так, индивид может воспринимать себя как обладающего характеристиками a, b, и c, и испытывающего чувства x, y, и z. Однако точная символизация его опыта будет указывать на характеристики c, d, и e, и чувства v, w, x. Когда существует такое расхождение, имеется неконгруэнтность между Я и опытом. Это состояние напряженности и спутанности, поскольку в какой-то степени поведение индивида будет регулироваться актуализирующей тенденцией, а в какой-то - тенденцией к актуализиции Я, создавая тем самым противоречивые или необъяснимые формы поведения.

Уязвимость

Термин уязвимость относится к состоянию неконгруэнтности между Я и опытом. Он акцентирует потенциал психологической дезорганизации, содержащийся в этом состоянии. Когда существует неконгруэнтность и индивид ее не осознает, он потенциально уязвим для тревоги, угрозы и дезорганизации. Если сознательное восприятие значимого нового опыта приводит к явному расхождению с его представлением о себе, это создает угрозу для индивида, - его Я-концепция оказывается дезорганизованной под влиянием противоречивого и неассимилированного опыта.

Тревога

Феноменологически тревога - это состояние дискомфорта или напряжения, причина которого неизвестна. Если смотреть извне, то тревогу можно определить как состояние, в котором неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом индивида приближается к символизации в осознании. Когда опыт очевидно расходится с Я-концепцией, защитный ответ на угрозу становится затрудненным. Тревога - это реакция организма на "подпороговое восприятие", что расхождение может войти в сознание, принуждая к изменению в Я-концепции.

Угроза

Угроза существует, когда переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтный структуре Я. Угроза может быть рассмотрена как внешняя сторона явления, который, по внутреннему ощущению, переживается тревогой.

Психологическая дезадаптация

Состояние психологической дезадаптации существует, когда организм либо вовсе не допускает в сознание, либо искажает какие-то значимые переживания. Вследствие этого точная символизация этого опыта не происходит, следовательно он не включается в гештальт Я-структуры, что в свою очередь приводит к неконгруэнтности между Я и опытом.

Защита

Защита - это поведенческая реакция организма на угрозу, цель которого - сохранение нынешней структуры Я. Эта цель достигается путем перцептивного искажения опыта при осознании ради уменьшения неконгруэнтности между опытом и структурой Я или путем отрицания осознания опыта, - тем самым отрицания какой-либо угрозы для Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: