Доп. материалы: чистые листы бумаги (достаточно 7 листиков небольшого размера; при необходимости можно провести игру без дополнительных материалов).
Цель: совершенствование навыков выражения эмоций, эмоциональное раскрепощение участников, творческая самореализация.
Ход игры/упражнения:
Театр-экспромт – это театральное представление с минимальным количеством подготовки. Вначале участникам предлагается разобрать роли и записать на листочках название своей роли и фразу. Подросткам, которым не достались роли в этом сценарии, вы можете предложить после первого выступления разыграть этот сценарий ещё раз, либо разыграть второй сценарий. Роли и фразы для данного сценария указаны ниже.
Действующие лица:
- Старик: «Есть хочу!»
- Старуха: «Где моя сковорода!»
- Колобок: «Нас не догонят!»
- Заяц: «Скок-поскок, а я голоден как волк».
- Волк: «Жизнь голодная. У-У-У-У».
- Медведь: «Я здесь самый сильный!»
- Лиса: «Я не ем колобков, лучше дайте мне грибов».
Далее выступающие становятся в линию (либо полукруг) так, чтобы оставшиеся (зрители) могли наблюдать за представлением. Ведущий начинает читать текст представления, а «актеры» произносят фразу своей роли каждый раз, когда ведущий её называет.
|
|
Текст сценария:
«Жили-были Старик (реплика) со Старухой (реплика). Как-то раз Старуха (реплика) по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто, испекла Колобок (реплика) и положила его на окошко студиться. Надоело Колобку (реплика) на окошке лежать и покатился он с подоконника – на завалинку, с завалинки – на крылечко, с крылечка – на дорожку. Катится, катится Колобок (реплика), а навстречу ему Заяц (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Заяц (реплика) его и видел. Катится, катится Колобок (реплика), а навстречу ему Волк (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Волк (реплика) его и видел. Катится, катится Колобок (реплика), а навстречу ему Медведь (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Медведь (реплика) его и видел. Катится, катится Колобок (реплика), а навстречу ему Лиса (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку, а пока пел, Лиса (реплика) тихонечко подкралась и съела.
Тут и сказке конец. Кто смотрел – тот молодец!»
Примечание:
Для предотвращения знакомства всех участников с репликами персонажей до разыгрывания сценария рекомендуется сообщать фразу подростку, выбравшему роль, индивидуально. Возможно, кто-то из участников услышит её раньше времени, но для большинства зрителей интрига сохранится. Для облегчения процедуры подготовки можно просто устно сообщать участникам их роли и фразы (без записи на листочках). В случае если подростки будут забывать фразы, можно им подсказывать.
|
|
Для повышения эффективности упражнения рекомендуется попросить участников как можно более артистично и оригинально произносить свою фразу, возможно, меняя интонацию в зависимости от сюжетных поворотов. Желательно предоставить возможность участникам отыграть свою роль так, как им кажется правильней. Примерное время для данной игры указано при условии однократного разыгрывания сценария.
Театр-экспромт «Главное – это от коллектива не отрываться!» (8-12 минут)
Доп. материалы: чистые листы бумаги (достаточно 6 листиков небольшого размера).
Цель: совершенствование навыков выражения эмоций, эмоциональное раскрепощение участников, творческая самореализация.
Ход игры/упражнения:
Данный сценарий разыгрывается по тем же правилам, что и предыдущий.
Действующие лица:
- Крокодил: «Я тащусь!»
- Мартышки (два человека): «Отрастил пузо!»
- Колибри: «Чирик-чирик, блин!»
- Слон: «Пардон!»
- Черепаха: «Замутим праздник?!»
- Лев: «Лови момент!»
Текст сценария:
«Однажды Крокодилу приснился удивительный сон. Идет он, Крокодил, по африканскому берегу реки. Идет спокойно, никому не мешает, немного медитирует, немного философствует. Вдруг мимо него с гамом несутся две шустрые Мартышки. У Мартышек настроение отменное, сами наряжены, припомажены. Мартышки прыгают, ловят друг у дружки блошек, гримасничают. Крокодил только пасть открыл, ну, типа, наказать эту бесцеремонность, а Мартышки уже ускакали. В это время подлетела маленькая Колибри, бешено работая своими крылышками. Колибри присела на Крокодила, стала чистить перышки, хвостик, а потом клюнула Крокодила прямо в лобик. Затем Колибри вспорхнула, сделала ещё кружок вокруг Крокодила и улетела.
Не успел Крокодил прийти в чувства, отдышаться, как увидел Слона. Слон издавал трубные звуки, шевелил ушами. На Крокодила не обращал никакого внимания, думал о своём, о слоновьем. Громко топая, Слон удалился. Крокодил присел и стал, словно веером, махать своими маленькими лапками. Мимо проползала большая Черепаха. Черепаха делала вид, что она первая красавица Африки. Бесконечно смотрела в зеркальце, чистила свой панцирь, строила глазки. После этого Черепаха посмотрела на часы, схватилась за голову, взяла ноги в руки и поползла, в десятки раз превышая среднестатистическую скорость черепах. Мимо прошел африканский Лев, шевеля красивой гривой. Сначала Лев оскалился на Крокодила, затем присел и стал, как кошка, лапой мыть морду и мурлыкать. Настроение Льва было весьма веселое, пару раз он выразительно мяукнул. А затем и говорит выразительно Крокодилу (фразу читает ведущий): «Чего расселась, зеленая зубастая особь? Все уже давно на праздник торопятся, а ты сидишь зубами щелкаешь! Нечего от коллектива африканского отрываться!»
И вот уже Лев, Черепаха, Крокодил, Мартышки, Слон, Колибри дружной ватагой пришли на праздник. Ведь главное – это от коллектива не отрываться!»
Дополнительные игры
«Чувствую себя хорошо» (7-15 минут/5-8 минут)
Доп. материалы: чистый лист бумаги для каждого участника, карандаши, фломастеры.
Цель: формирование умения регулировать своё эмоциональное состояние.
Ход игры/упражнения:
Участникам предлагается назвать три ситуации, вызывающие ощущение «чувствую себя хорошо», и запомнить то, что они называли. После этого предлагается воспроизвести их в своём воображении, запомнить чувства, которые при этом возникнут. Ведущий говорит: «Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите свой рисунок».
Вопросы для обсуждения:
- Почему вы назвали именно эти ситуации?
|
|
- Что можно сделать, чтобы они чаще были в вашей жизни?
- В каких случаях вы могли бы вспоминать эти ситуации для улучшения своего настроения?
Примечание:
Если времени для полного проведения упражнения не хватает, можно не предлагать подросткам рисовать это место, вместо этого перейти к обсуждению. Альтернативная продолжительность упражнения указана для вариации игры без изображения участниками воображаемого места.
«Налёт Орды на Отрешённых» (5-8 минут)
Цель: тренировка умения контролировать своё эмоциональное состояние, улучшение эмоционального фона.
Ход игры/упражнения:
Все игроки делятся на две команды: Орда и Отрешённые.
Отрешённые встают в круг, лицом наружу, и погружаются в себя, отрешаются от внешних воздействий, застывают, замораживаются. Орда должна разморозить, вызвать любую реакцию у Отрешённых.
Ограничения для Орды: нельзя дотрагиваться до Отрешённых и нельзя им кричать на ухо.
Ограничения для Отрешённых: нельзя опускать и прятать глаза, необходимо смотреть прямо.
Игра начинается по команде ведущего. Продолжается 2-3 минуты, затем команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая за отведённое время сможет «разморозить» больше человек.
Примечание:
Можно провести игру несколько раз в случае сохранения интереса участников.