Завершающее упражнение

См. в соответствующем разделе (стр. 84).


Занятие 8. Нацеленность на саморазвитие и самоаудит (рефлексию)

«Великий мастер» (4-6 минут)

Цель: актуализация сильных сторон человека.

Ход игры/упражнения:

Участники находятся в кругу. Каждый начинает со слов: «Я великий мастер…», – например, пеших прогулок, приготовления кофе, заплетания косичек и т.д., причем остальных участников нужно убедить в этом. Ведущий спрашивает у группы: «А есть кто-нибудь среди нас, кто делает это лучше?» Вся группа должна согласиться, что человек в этом деле действительно «великий мастер», либо найти другого «великого мастера» названного дела. Если у участника не получилось с первого раза доказать, что он является «великим мастером», то ему предлагается в следующем кругу попробовать ещё раз. У каждого человека зачастую есть что-то, что он делает лучше остальных.

Упражнение заканчивается, когда каждый нашел дело, в котором он «великий мастер».

Примечание:

Если у участника после нескольких неудачных попыток пропала мотивация искать дело, которое он делает лучше остальных, стоит ему рекомендовать поискать это дело в течение смены, мероприятия или системы тренингов. Будет интересно, если на последнем занятии участник выскажется, получилось ли у него это сделать.

«Встряхнемся» (5-7 минут)

Доп. материалы: мяч (либо другой предмет, который удобно перекидывать).

Цель: осознание ограничений, мешающих нам в решении задач, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Одному члену группы дается мячик. Участники не предупреждаются о том, что они могут вставать со стульев. Ведущий говорит: «Задача состоит в том, чтобы мячик прошел через руки всей команды, но при этом нельзя передавать мячик тем, кто сидит рядом». Устанавливается лимит времени на это упражнение (сначала дается 15 секунд, потом – 10, затем – 3).

После игры ведущий говорит о том, что главная цель данного упражнения – продемонстрировать, как часто мы сами создаем ограничения, мешающие нам чего-либо добиться. Ведущий не говорил, что нужно оставаться на одном месте, но игроки часто совершают эту ошибку. Кроме того, спешка, как правило, не создает творческих решений. Встав с места, участники сразу же снимают одно из ограничений – никто уже не сидит рядом друг с другом. Упражнение в полной мере демонстрирует то, что многие вещи, кажущиеся поначалу невозможными, на самом деле не таковы.

Вопросы для обсуждения:

- Что мешало выполнить упражнение?

- Что помогало?

Примечание:

Сообщая, что данное упражнение имело несколько провокационный характер, ведущему следует делать это корректно и уважительно, с целью помочь подросткам увидеть направление для своего развития, но никак не с желанием показать ошибку, невнимательность участников.

«Ведущее качество» (7-12 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: осознание сильных сторон собственной личности, путей саморазвития.

Ход игры/упражнения:

Игра проводится в 3 этапа.

Этап 1. Каждый участник называет одним словом своё главное положительное качество. Если группа согласна с этим качеством, то встает. Если хотя бы один член группы не согласен, то участник старается его убедить в том, что обладает названным качеством. В случае возникновения затруднения убеждающему помогают другие члены группы.

Этап 2. Участники обсуждают черты характера, чаще всего приводящие к неправильным поступкам, а также качества личности, помогающие их избежать. Ответы записываются в два столбика. Затем каждым участником подчеркиваются те качества, которые у него (по его мнению) имеются.

Этап 3. Участникам предлагается закончить две фразы: «Я чаще всего поступаю неправильно, потому что... (привести в качестве примера особенности своего характера)» и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту (черты) своего характера, как...». Заканчивать фразы можно устно по очереди, а можно письменно.

Вопросы для обсуждения:

- О чем вы задумались, благодаря упражнению?

- Что нового вы узнали о себе?

Проективный рисунок «Я такой, какой я есть и каким бы я хотел стать» (20-25 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги для каждого участника, карандаши, фломастеры.

Цель: совершенствование навыков самоаудита, повышение мотивации к саморазвитию.

Ход игры/упражнения:

В первой части упражнения участники рисуют себя нынешнего так, чтобы никто не видел (на работу дается 7-8 минут). Важно в рисунке отразить отличительные черты, которые есть у участника. После этого рисунки собираются и смешиваются. Участники тренинга должны догадаться, кто нарисован. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Во второй части участникам предлагается нарисовать себя такими, какими бы они хотели стать (также 7-8 минут). После этого рисунки собираются и смешиваются. Участники тренинга должны догадаться, кто нарисован, а участник объясняет, почему он себя так нарисовал.

Вопросы для обсуждения:

- Какие рисунки запомнились?

- Насколько ваш первый рисунок отличался от второго?

- Что нужно сделать, чтобы стать человеком, изображенным на втором рисунке?

«Анализ оправданий» (5-7 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: помощь участникам в понимании препятствий на пути собственного развития.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Немалое количество причин наших неудач являются внутренними. Чтобы лучше понять, что мешает вам быть максимально эффективными в своей деятельности, предлагается следующее упражнение: запишите подробно все-все оправдания, которые вы часто используете, в случае невыполнения задуманного. Например:

- Не знаю, как делать.

- Нет времени.

- Жду помощи и т.д.»

Участники записывают используемые оправдания. Далее ведущий произносит: «А теперь подумайте, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию, относительно которой вы используете эти оправдания (придумайте конкретные действия для исправления ситуации). Запишите».

Вопросы для обсуждения:

- Остались ли оправдания, на которые вы не придумали конструктивного варианта поведения?

- Могут ли остальные подсказать, что было бы эффективнее сделать вместо такого оправдания?

- Какие оправдания из описанных вы готовы преодолеть в ближайшее время согласно тем способам, которые нашли?

Дополнительные игры

«Я никогда не…» (7-10 минут)

Цель: повышение мотивации участников к расширению своего жизненного опыта.

Ход игры/упражнения:

Участники по кругу называют факты из своей жизни: «Я никогда не делал того-то». К примеру: «Я никогда не летал на самолете». Тот, кто это делал, зажимает 1 палец. Проходит 3 круга. Участникам с наименьшим количеством зажатых пальцев рекомендуется расширять свой жизненный опыт. Группе предлагается помочь этим людям получить больше разнообразных впечатлений и попробовать новые занятия за время совместного пребывания на мероприятии или посещения дополнительных занятий.

Примечание:

В дальнейшем ведущему важно проследить, чтобы помощь группы в обогащении опыта проигравших участников, оставалась в рамках этики и вежливости.

«Прекрасный сад» (8-12 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: помощь участникам в преобразовании своих ближайших планов для более эффективного решения актуальных проблем.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Это упражнение направлено на то, чтобы помочь вам в случае, если вы перегружены делами и не знаете, за что приняться в первую очередь. Если сейчас у вас такой ситуации нет, то попробуйте его выполнить, чтобы потом можно было использовать это упражнение, если накопиться много дел». Ведущий предлагает на листочке выписать дела, которыми участникам хотелось бы или необходимо заняться, но до них никак не доходят руки. К примеру, начать бегать по утрам, начать готовиться к экзаменам, почитать про интересные профессии, сделать серьезную уборку в комнате и т.д. Можно выписывать любое количество дел, но рекомендуется от 2 до 10.

После того как все закончили с описанием невыполненных дел, ведущий говорит: «Закройте глаза и представьте, что ваша жизнь, ваши дела – это заброшенный сад, в котором вы стремитесь навести порядок. Представьте каждое дело в виде какого-то растения, элемента в этом саду. Желательно представлять все это как можно четче, ярче, в виде целостного сада (ведущий делает паузу, чтобы участники успели придумать образы для отложенных дел).

Представьте, что вы пытаетесь возродить этот сад, оживить старые кусты и деревья, проложить тропинки между ними. Начните с определённой части сада (определённого дела), подрежьте ветви, пересадите деревья, полейте их (т.е. сделайте всё, чтобы оживить, возродить сад). Постарайтесь, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы развивались лучше.

Попытайтесь протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным уголкам сада (т.е. выстроите взаимодействие между различными делами).

Придайте саду эстетический, гармоничный, процветающий вид».

В течение какого-то времени подростки работают в собственном воображении. По истечении 5-7 минут предложите всем участникам постепенно завершить работу со своим «садом» и организуйте обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Изменилось ли ваше отношение к отложенным делам?

- Захотелось ли начать чем-то заниматься, каким-либо образом изменить свои планы?

- Если нет, то с чем это связано, как вы думаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: