Занятие 13. Подведение итогов

«Какого ты цвета?» (5-7 минут)

Цель: рефлексия сложившихся представлений участников друг о друге.

Ход игры/упражнения:

Ведущий просит каждого участника подумать о том, какой цвет наилучшим образом отражает его эмоциональное состояние, его характер. При этом не следует ориентироваться на то, какой цвет одежды больше всего подходит – здесь более важно внутреннее ощущение. Произносить цвета вслух не нужно. После того как участники закончили, им предлагается посмотреть на своего соседа справа и подумать о том, какой цвет больше всего соответствует его характеру, его личности.

Далее участники по очереди говорят, какой цвет они выбрали для своего соседа справа, по возможности аргументируют, почему именно этот цвет. После рассказа сосед произносит, какой цвет загадал он сам, при желании объясняет причины. Дальше игра происходит таким же образом, пока не выскажутся все участники.

Вопросы для обсуждения:

- Хочет ли кто-нибудь поделиться впечатлением от того цвета, который для него выбрали?

«Твой вклад» (2-3 минуты)

Цель: оценка достижений каждого за время тренинговой сессии.

Ход игры/упражнения:

Группа находится в кругу. Каждый по очереди говорит: «Наша группа (или название смены, мероприятия) без тебя была бы неполной, потому что …» и называет сильную сторону или характеристику человека, вклад в работу группы во время тренингов или мероприятия.

Вопросы для обсуждения:

- Почувствовали ли вы удовлетворение от того, что вам сказали?

- Узнали ли вы о себе что-то новое?

Примечание:

Если схожие вопросы будут подниматься на свечке или другом обсуждении, то данное упражнение можно не проводить.

«Рисунки с продолжением» (12-15 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги для каждого участника, карандаши, фломастеры.

Цель: рефлексия пережитого за время тренингов опыта.

Ход игры/упражнения:

Участники сидят в кругу. Каждый из них получает лист бумаги, задумывает какой-либо целостный рисунок на тему прошедших тренингов (смены, мероприятия) и изображает его – но не полностью, а только какую-то одну главную деталь, по которой можно было бы догадаться, что за рисунок планируется (2-3 минуты). Потом каждый человек передаёт свой рисунок соседу справа, а сам соответственно получает рисунок того, кто сидел слева от него. На полученных изображениях быстро дорисовывается (30 секунд) ещё по одной детали на тему прошедшей череды тренингов, после чего по команде ведущего листы опять передаются соседям справа и т.д. Так продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не пройдёт полный круг и вновь не вернется к тому, кто начал его изображать.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы хотели изобразить изначально?

- Что получилось?

- Что вы испытываете, глядя на эти рисунки?

«Вавилонская башня» (8-12 минут)

Доп. материалы: два ватмана, карточки с индивидуальными заданиями, цветные карандаши, фломастеры, несколько простых карандашей, ластики.

Цель: оценка навыков группового взаимодействия, сформированных в процессе тренинговой работы (в течение смены, мероприятия).

Ход игры/упражнения:

Для игры необходимо заранее подготовить карточки с заданиями, примеры которых указаны ниже (можно просто написать задания на листочках от руки).

Ведущий предлагает участникам в последний тренинговый день проверить, насколько эффективно они научились работать в команде.

Игрокам предоставляется два ватмана. Каждому члену группы дается карточка с индивидуальным заданием. Сообщается, что общая цель игры – нарисовать по одной Вавилонской башне на каждом ватмане. Во время игры запрещается разговаривать друг с другом и показывать другим участникам свои индивидуальные задания.

Индивидуальные задания (примеры):

- Обе башни имеют 10 этажей.

- Нижняя половина левой башни синего цвета.

- Нижняя половина правой башни красного цвета.

- Верхняя половина левой башни зеленого цвета.

- Верхняя половина правой башни коричневого цвета.

- Над одной из башен развевается желтый флаг.

- В каждой башне восемь окон.

- Дверь левой башни красного цвета.

- Дверь правой башни синего цвета.

- Двери в обе башни прямоугольной формы.

- Левая башня наклонена вправо.

- Правая башня наклонена влево.

- В окнах одной башни горит свет – закрасьте их желтым цветом, в окнах другой башни свет не горит – закрасьте их серым цветом.

- Левая башня стоит на коричневой земле.

- Правая башня стоит на зеленой траве.

Время выполнения 5-7 минут. Время засекает ведущий.

Вопросы для обсуждения:

- Трудно ли было выполнять задание?

- Что показалось наиболее трудным?

- Успешно ли было взаимодействие в группе?

- Что мешало?

В конце игры ведущий пробует ответить на вопрос, научились ли участники работать сообща, и указывает, в каких моментах это заметно. Рекомендуется вне зависимости от результата игры найти положительные моменты в работе группы для предотвращения формирования негативного впечатления от прошедших тренингов.

Примечание:

В упражнении приведено пятнадцать примеров индивидуальных заданий. Если участников меньше пятнадцати, можно убрать некоторые задания. Если участников больше пятнадцати – ведущий может придумать недостающие задания самостоятельно.

Рекомендуется не давать участникам каких-либо пояснений по поводу того, что нужно заранее расположить ватманы рядом, чтобы было понятно, где левая башня, а где правая. Предполагается, что этот вопрос команда решит без слов. Это создаёт дополнительную (но вполне решаемую) сложность в игре.

Редактируя индивидуальные задания, можно снижать или повышать сложность игры.

«Что во мне изменилось?» (10-15 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: рефлексия собственных психологических изменений.

Ход игры/упражнения:

Каждому участнику предлагается разделить свой листочек на четыре части. Первую часть подростки называют «Знания», вторую часть – «Умения, навыки», третью часть – «Отношение», четвертую часть – «Качества». В первой части листа ведущий предлагает написать те знания, которые приобрел каждый участник за тренинговую сессию, смену или мероприятие. Во второй – умения и навыки, которые сформировал или развил. В третьей – к чему изменил своё отношение. К примеру, участник раньше совершенно не интересовался саморазвитием, самообучением, а теперь считает это очень интересным и необходимым. И в четвертой части листа предлагается написать, какие качества подросток развил за прошедшее время. Да, личностные качества обычно развиваются не быстро, но, возможно, кому-то повезло и у него получилось в какой-то степени изменить свой характер. Ведущий рекомендует участникам писать честно и непредвзято. Чем честнее человек с самим собой, тем проще ему реагировать на различные события. Если кто-то сильно затрудняется с одной из колонок, группа может ему немного подсказать, навести на мысль. На работу дается 7-10 минут. Далее участники по желанию озвучивают некоторые изменения, которые с ними произошли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: