Понятие и объекты оценки активов предприятия

Сущность оценки стоимости активов предприятий

По своей сути оценка стоимости активов – это комплексная оценка основных фондов компании, в которые включена оценка нематериальных, капитальных активов и оценка капитализации предприятия. Активы, как материальные, так и нематериальные, имеют конкретную ценность и рыночную стоимость. При этом, важно четко осознавать все факторы, которые в конечном счете могут повлиять на стоимость активов компании. И поэтому данная процедура требует большого опыта и обширных знаний для определения точной стоимости каждого актива.[3]

Также различают монетарные и не монетарные активы в зависимости от их подверженности инфляционным процессам:

Монетарными активами называются обязательства компании и её имущество в текущей денежной оценке. То есть, данные активы не подлежат переоценке с течением времени. Как правило, это денежные средства, средства в расчетах, депозиты и краткосрочные финансовые вложения.

Не монетарные активы – это готовая продукция, производственные запасы, незаконченное строительство, незавершенное производство, товары для реализации, основные средства предприятия. Данные активы подлежат переоценке, поскольку их стоимость с течением времени изменяется.

Если говорить об активах банка, то здесь необходимо отметить преобладание финансовых инструментов над имуществом – ценные бумаги, ссуды и инвестиции, кассовая наличность. Все активы банка отражаются в бухгалтерском балансе по балансовой стоимости. Своевременная их переоценка и учет предостерегает кредитные учреждения от лишних потерь и убытков.

Оценка стоимости активов в своем прямом виде проводится уже после предварительных мероприятий по сбору информации, анализе рынка, экспертизе прав, изучении финансовой отчетности и прогноза развития бизнеса.

Традиционный способ оценки стоимости активов складывается на основе их приобретения или производственной стоимости с вычетом амортизации. Однако, когда цены поднимаются или падают, стоимость активов может вводить в заблуждение. Одни предприятия осуществляют переоценку ежегодно, другие раз в пять лет, некоторые её никогда не делают. Однако, вся важность оценки стоимости активов проявляется при совершении следующих операций:

Повышение эффективности управления организацией;

Определение стоимости организации в случае купли-продажи целиком или только её части;

Реструктуризация организации;

Разработка плана развития организации;

Определение кредитоспособности организации и стоимости залога при кредитовании;

В целях определения суммы налогообложения;

Принятие обоснованных управленческих решений;

Установление стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций организации на фондовом рынке.

 

Объекты оценки стоимости активов предприятия

Недвижимое имущество. Оценка стоимости недвижимости – это один из самых востребованных и актуальных услуг в оценочной деятельности. Данная процедура включает в себя установление стоимости объекта, а также стоимости прав в отношении объекта. К недвижимости можно отнести:

Здания;

Помещения;

Сооружения;

Жилые дома, квартиры и комнаты, коттеджи и дачи;

Земля, земельные участки;

Объекты незавершенного строительства.

Транспортные средства, машины и оборудование. Оценка данных активов необходима в следующих целях:

Определение стоимости при купле-продаже;

Оформление наследства;

Оформление кредита или залога;

Страхование имущества компании;

Передача оборудования в аренду или лизинг;

Переоценка основных фондов;

Определение налогооблагаемой базы.

Бизнес. Оценка бизнеса представляет собой определение стоимости организации в денежном выражении, который наиболее ярко отобразит свойства данной организации, как товара. Данная оценка необходима при совершении сделок купли-продажи, страхования, кредитования;

Ценные бумаги. Оценка ценных бумаг нужна для определения стоимости права собственности, долгов и работы в отношении ценных бумаг и обязательств, расчета стоимости ценных бумаг;

Нематериальные активы. Оценка нематериальных активов – это оценка тех активов, которые не обладают вещественной формы, или их материально-вещественная форма не имеет существующего значения. Несмотря на отсутствие формы, нематериальные активы играют значимую роль, как в бизнесе, так и при оценке стоимости активов. Под нематериальными активами понимается бренд, репутация компании, доверие покупателей.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: