Сущность оценки стоимости активов предприятий
По своей сути оценка стоимости активов – это комплексная оценка основных фондов компании, в которые включена оценка нематериальных, капитальных активов и оценка капитализации предприятия. Активы, как материальные, так и нематериальные, имеют конкретную ценность и рыночную стоимость. При этом, важно четко осознавать все факторы, которые в конечном счете могут повлиять на стоимость активов компании. И поэтому данная процедура требует большого опыта и обширных знаний для определения точной стоимости каждого актива.[3]
Также различают монетарные и не монетарные активы в зависимости от их подверженности инфляционным процессам:
Монетарными активами называются обязательства компании и её имущество в текущей денежной оценке. То есть, данные активы не подлежат переоценке с течением времени. Как правило, это денежные средства, средства в расчетах, депозиты и краткосрочные финансовые вложения.
Не монетарные активы – это готовая продукция, производственные запасы, незаконченное строительство, незавершенное производство, товары для реализации, основные средства предприятия. Данные активы подлежат переоценке, поскольку их стоимость с течением времени изменяется.
Если говорить об активах банка, то здесь необходимо отметить преобладание финансовых инструментов над имуществом – ценные бумаги, ссуды и инвестиции, кассовая наличность. Все активы банка отражаются в бухгалтерском балансе по балансовой стоимости. Своевременная их переоценка и учет предостерегает кредитные учреждения от лишних потерь и убытков.
Оценка стоимости активов в своем прямом виде проводится уже после предварительных мероприятий по сбору информации, анализе рынка, экспертизе прав, изучении финансовой отчетности и прогноза развития бизнеса.
Традиционный способ оценки стоимости активов складывается на основе их приобретения или производственной стоимости с вычетом амортизации. Однако, когда цены поднимаются или падают, стоимость активов может вводить в заблуждение. Одни предприятия осуществляют переоценку ежегодно, другие раз в пять лет, некоторые её никогда не делают. Однако, вся важность оценки стоимости активов проявляется при совершении следующих операций:
Повышение эффективности управления организацией;
Определение стоимости организации в случае купли-продажи целиком или только её части;
Реструктуризация организации;
Разработка плана развития организации;
Определение кредитоспособности организации и стоимости залога при кредитовании;
В целях определения суммы налогообложения;
Принятие обоснованных управленческих решений;
Установление стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций организации на фондовом рынке.
Объекты оценки стоимости активов предприятия
Недвижимое имущество. Оценка стоимости недвижимости – это один из самых востребованных и актуальных услуг в оценочной деятельности. Данная процедура включает в себя установление стоимости объекта, а также стоимости прав в отношении объекта. К недвижимости можно отнести:
Здания;
Помещения;
Сооружения;
Жилые дома, квартиры и комнаты, коттеджи и дачи;
Земля, земельные участки;
Объекты незавершенного строительства.
Транспортные средства, машины и оборудование. Оценка данных активов необходима в следующих целях:
Определение стоимости при купле-продаже;
Оформление наследства;
Оформление кредита или залога;
Страхование имущества компании;
Передача оборудования в аренду или лизинг;
Переоценка основных фондов;
Определение налогооблагаемой базы.
Бизнес. Оценка бизнеса представляет собой определение стоимости организации в денежном выражении, который наиболее ярко отобразит свойства данной организации, как товара. Данная оценка необходима при совершении сделок купли-продажи, страхования, кредитования;
Ценные бумаги. Оценка ценных бумаг нужна для определения стоимости права собственности, долгов и работы в отношении ценных бумаг и обязательств, расчета стоимости ценных бумаг;
Нематериальные активы. Оценка нематериальных активов – это оценка тех активов, которые не обладают вещественной формы, или их материально-вещественная форма не имеет существующего значения. Несмотря на отсутствие формы, нематериальные активы играют значимую роль, как в бизнесе, так и при оценке стоимости активов. Под нематериальными активами понимается бренд, репутация компании, доверие покупателей.