Существующую в настоящее время рекламу можно классифицировать следующим образом:
1. По целевой аудитории: потребительская и деловая реклама.
Потребительская реклама ориентирована на определенную аудиторию: тинейджеров, домохозяек, мужчин или женщин и т.д. Если объявление или телевизионный ролик вызвали у вас неприятие, то вполне возможно, что вы просто не принадлежите к той социальной группе, на которую рассчитана реклама. Большая часть потребительской рекламы проходит через средства массовой информации.
Деловая реклама адресована специалистам и предпринимателям различных отраслей. Обычно она размещается в специализированных и профессиональных журналах либо адресно направляется по почте организациям, которые занимаются производством, оптовыми закупками, реализацией больших объемов продукции.
2. По функциям и целям: материальная, нематериальная и имиджевая реклама.
Материальная реклама призвана содействовать реализации товаров и услуг. К ней относятся реклама розничной торговли, юридических и финансовых услуг, медицинского страхования и т.д.
Нематериальная реклама пропагандирует какие-либо идеи и цели, а не конкретный товар. Например, бумажный комбинат заявляет о своих достижениях по защите окружающей среды от вредных отходов производства. К нетоварной относится также некоммерческая (социальная) реклама, нацеленная на изменение поведенческой модели (борьба со СПИДом, наркотиками) и популяризацию социальных проблем, здорового образа жизни, внимательного отношения к детям и т.д
Имиджевая реклама служит для укрепления репутации и повышения популярности фирмы. Обязательный элемент корпоративной рекламы — фирменный стиль. В имиджевой рекламе могут использоваться графики, диаграммы, схемы и другие элементы деловой графики.
3. По охватываемой области распространения: международная, общенациональная, региональная, местная.
Международная реклама ориентирована на рынки других государств, стран ближнего и дальнего зарубежья. Как правило, при ее создании возникает ряд проблем: приходится учитывать иные вкусы, особенности языка, национальные традиции, экономическую ситуацию. Международная реклама играет большую роль в сближении народов, так как наряду с товарами в страны передаются новые идеи и ценности.
Общенациональная реклама рассчитана на различные регионы одной страны. Подавляющее число рекламных материалов, передаваемых центральными теле- и радиокомпаниями, — общенациональные.
Региональная реклама пропагандирует то, что важно для данного региона, то есть при создании такой рекламы учитываются местные особенности и потребности.
Местная реклама важна для города или района. К ней обращаются предприятия (магазины, автозаправочные станции, нотариальные конторы и т.п.), расположенные в определенной местности, и предлагающие услуги и товары клиентам, которые живут или работают поблизости.
4. По средствам передачи. Рекламу доводят до получателя посредством всего того, что можно увидеть или услышать. В зависимости от средств передачи реклама может быть телевизионной, радио, печатной (помещаемая в газетах и журналах; наружная реклама — плакаты, щиты; транспортная — на кузовах, внутри салонов; сувенирная полиграфическая — буклеты, конверты, блокноты; почтовая — листовки, письма, деловая корреспонденция и т.д .), размещаемой в Интернете.
5. По способу представления визуальная реклама подразделяется на статическую (текст и графика) и динамическую (анимация, видеоролики).
Функции рекламы
Функции:
1. Информационная – распространение инф-и в массовом масштабе о товаре, услуге, их хар-ре, месте продажи.
2. Экономическая – реклама выполняет эк. задачи, стоящие перед производителем товаров, услуг, влияет на экон. решения, является частью экон. системы. Выражается в информировании о товаре, повышении спроса и товарооборота.
3. Социальная – информир-е об-ва о товарах. Стимулирует для достижения рекл. целей, способствует формир-ю стиля жизни.
4. Образовательная – знакомит с правилами пользования новшествами.
5. Эстетическая – формирует вкусы потребителя.
6. Суггестивная (внушение) – прививает постороннюю идею чел-ку, без ее осмысления.
Реклама подразумевает направленное действие на потребителя, то есть она функциональна. Их можно разделить на следующие категории:
· формирует спрос на товар;
· предоставляет потребителям необходимую информацию;
· обеспечивает сбыт, поддерживает и наращивает его объемы;
· внушает доверие к товару и его изготовителю;
· учитывает потребности клиента.
Основной целью рекламы является стимулирование продаж рекламируемого товара. В рамках общей цели существует несколько частных подцелей:
1. привлечение внимания потенциального покупателя
2. формирование у потребителя определенного образа фирмы
3. формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре и услуге
4. формирование потребности в данном товаре или услуге.
5. формирование благожелательного отношения к фирме
6. побуждение потребителя обратиться именно к данной фирме
7. стимулирование сбыта товаров или эксплуатации услуг
8. Ускорение товарооборота
9. Стремление сделать потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы
10. Формирование у других фирм образа надежного партнера
11. Помощь потребителю в выборе товаров и услуг
12. Напоминание потребителю о фирме, её товаре и услуге
Часть целей связано со спросом, часть с имиджем.
Цели рекламной деятельности должны быть четко установлены, выражены количественно и определены сроками, что позволит контролировать эффективность рекламных мероприятий.