Главный идеолог Новой Британской империи — Хантингтон

Самуэль Хантингтон (р. 1927) получил образование в Йельском и Чикагском университетах, а докторскую сте­пень и должность профессора — в Гарварде. Он занимал различные научные и административные посты, и среди них — должности заместителя директора Института ис­следования войны и мира при Колумбийском универси­тете (1958—1959 гг.), координатора в области планирова­ния при Совете национальной безопасности в админист­рации президента Дж. Картера (1977—1973 гг.), исполнительного директора и директора Центра между­народных исследований в Гарварде (1975—1976, 1978— 1989 гг.), а также директора Института стратегических исследований имени Дж. Олина при Гарвардском уни­верситете (с 1989 г. по настоящее время).

Профессор Хантингтон известен как автор десятка книг. Среди особо успешных следует отметить такие, как «The Soldier and the State. The Theory and Politics of Civil-Military Relation» (1956); «Political Order in Changing Societies» (1968); «American Politics: The Pro­mise of Disharmony» (1981); «The Third Wave. Democrati­zation in the Late Twentieth Century» (1991): «The Clash


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


385


of Civilizations and the Remaking of World Order» (1996) и «Who Are We? The Challenges to America’s National Identity» (2004).

Летом 1994 года в американском журнале «Foreign Affairs» была опубликована статья американского поли­толога Самуэля Хантингтона. Автор предложил свой от­вет на вопрос — что же представляет собой нынешний мир. Приведем ее основные положения со своими ком­ментариями, так как именно эта статья стала основой его книги, написанной в 1996 году, с таким же названием, но уже без вопросительного знака, а ныне является идеоло­гическим обоснованием современной геополитической доктрины Новой Британской империи.




С. ХАНТИНГТОН. СТОЛКНОВЕНИЕ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ? МОДЕЛЬ ГРЯДУЩЕГО КОНФЛИКТА

...Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие челове­чество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но

наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, при­надлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов.

Грядущий конфликт между цивилизациями — завер­шающая фаза эволюции глобальных конфликтов в со­временном мире. На протяжении полутора веков после Вестфальского мира, оформившего современную между­народную систему, в западном ареале конфликты разво­рачивались главным образом между государями: короля­ми, императорами, абсолютными и конституционными монархами, стремившимися расширить свой бюрократи­ческий аппарат, увеличить армии, укрепить экономиче-


386


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


скую мощь, а главное — присоединить новые земли к своим владениям. Этот процесс породил нации-государ­ства, и начиная с Великой французской революции ос­новные линии конфликтов стали пролегать не столько между правителями, сколько между нациями. В 1793 г., говоря словами Р. Р. Палмера, «войны между королями прекратились, и начались войны между народами». Дан­ная модель сохранялась в течение всего XIX в. Конец ей положила Первая мировая война. А затем, в результате русской революции и ответной реакции на нее, кон­фликт наций уступил место конфликту идеологий. Сто­ронами такого конфликта были вначале коммунизм, на­цизм и либеральная демократия, а затем — коммунизм и либеральная демократия. Во время «холодной войны» этот конфликт воплотился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых не была нацией-государством в класси­ческом европейском смысле. Их самоидентификация формулировалась в идеологических категориях.

От автора. Заявления Хантингтона крайне спорны, так как культура еще никогда в истории не была источ­ником конфликтов.




ПРИРОДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Во время «холодной войны» мир был поделен на «первый», «второй» и «третий». Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или эконо­мических системах, не по уровню экономического разви­тия, а исходя из культурных и цивилизационных крите­риев.

Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от дру­гих видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка — таких, как


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


387


язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различ­ные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католи­ка, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация — это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентифика­ция людей может меняться, и в результате меняются со­став и границы той или иной цивилизации.

Западная цивилизация существует в двух основных вариантах — европейском и североамериканском, а ис­ламская подразделяется на арабскую, турецкую и малай­скую.

От автора. Очень спорны критерии определения ци­вилизаций. Почему, например, в исламской цивилизации не выделена иранская составляющая, а выделена турецкая?





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: