Военно-техническое сотрудничество

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) Британии и США относится к основным сегментам двусторонних отношений, в рамках которых воплощалась концепция «депуделизации». В первый год своей деятельности кабинет Кэмерона/Клегга старался поддерживать высокий уровень взаимодействия военно-промышленных комплексов двух держав, избегая экспансии аме-риканских компаний на британском рынке. Особое внимание уделялось политической поддержке оборонных корпораций Ве-ликобритании в конкуренции с игроками из Соединённых Шта-тов. Так, представители ведущих британских оборонных произ-водителей (BAE Systems, Rolls-Royce plc., Qinetiq, Thales UK) входили в состав правительственных делегаций в ходе визитов Кэмерона в Индию в 2010 г.[178], а также в Египет, Кувейт, Катар и Оман в 2011 г.[179]

Правовую основу устраивающего Лондона формата ВТС за-ложил Договор о сотрудничестве в области оборонной торговли (UK/US Defence Trade Cooperation Treaty)[180] от 21 июня 2007 г., ставший одной из последних военно-политических инициатив Блэра. Однако рассмотрение документа на Капитолии затя-нулось во многом потому, что наибольшую выгоду из этого из-влекает Великобритания. Он открывает оборонным корпораци-ям королевства упрощённый доступ к новым и высокоточным технологиям ВПК США: военный экспорт в Британию может осуществляться без соответствующего лицензирования и конт-роля со стороны Государственного департамента США. Амери-канский Конгресс окончательно одобрил соглашение лишь 29 сентября 2010 г., хотя парламент Великобритании ратифициро-вал его ещё в 2008 г.

На старте работы коалиционного кабинета ВТС между стра-нами носило преимущественно односторонний характер. Главным потребителем новых технологий и систем вооружения, производимых компаниями ВПК США и Британии, выступала администрация Обамы в лице министерства обороны и его под-разделений. Спрос же со стороны ведомства Фокса был ограни-чен. Оно практически не интересовалось закупкой новых систем вооружения у американских корпораций и достаточно избирательно подходило к приобретению военной техники у британских производителей.

На возможностях Великобритании негативно сказались вну-тренние финансово-экономические трудности. Кабинет тори и либдемов пришёл к власти в условиях колоссального бюджетного дефицита и госдолга. Как следствие, основными принципами своей финансовой политики команда Кэмерона и Клегга сделала жёсткую бюджетную дисциплину и сокращение излиш-них госрасходов. Под удар попала и значительная часть военно-технических программ. Уайтхолл отказался от приобретения ряда новых видов оружия.

Односторонняя направленность ВТС с США позволила Бри-тании, существенно сокращая оборонные расходы, обеспечить загрузку предприятий национального ВПК. За счёт работы по заказам США британские компании избежали и массового увольнения сотрудников, и приостановки производственных циклов. На высоком уровне сохранился их технологический по-тенциал. Причём после ратификации Конгрессом Договора о со-трудничестве в области оборонной торговли сложились условия для обновления потенциала за счёт американских инноваций. Даже в весьма неблагоприятных условиях кабинет Кэмерона смог найти удобный формат военно-технического партнёрства с Америкой. Двусторонние оборонные контакты работали не столько на Соединённые Штаты, сколько на Великобританию.

Наиболее рельефно подобная система связей воплощалась в контрактах на поставку оружия. Их львиную долю заключали по одному шаблону – заказчиком выступал Пентагон, а постав-щиками – оборонные компании королевства.

Лидерами по числу сделок с военным ведомством США в первый год правления коалиционного правительства оказались БАЕ Системз (BAE Systems) и Ролс-Ройс (Rolls-Royce Group plc.). Пакет БАЕ Системз включал: заказ на поставку 93 гаубиц M777 калибра 155 мм стоимостью 97,4 млн ф.ст. и контракт на поставку пушечных систем (Remote Guardian System) для конвертопланов (V-22 Osprey) стоимостью 14 млн долл. (с возмож-ностью расширения сделки на 12 млн долл.). Главной сделкой с участием Ролс-Ройс стал контракт на поставку газотурбинных силовых установок MT30 и водомётных движителей для десяти кораблей ближней морской зоны (Littoral combat ship). Их строит американская компания Локхид Мартин.

Компании королевства участвовали и в модернизации систем, уже состоящих на вооружении ВС США. Больше всех пре-успела в этом БАЕ Системз. В июле 2010 г. её американское подразделение получило контракт американских ВМС на ремонт и модернизацию одиннадцати эсминцев УРО (типа Arleigh Burke). Сумма сделки оценивалась в 365 млн долл[181]. В декабре 2010 г. БАЕ и ВМС США заключили соглашение о ремонте ра-кетного крейсера Порт Ройал (типа Ticonderoga). Работы британской корпорации обойдутся военному ведомству США в 14 млн долл. БАЕ участвует и в конкурсах на модернизацию и пе-реоснащение ряда других образцов американских вооружений. Речь, в частности, идёт о тендере на создание подвесного контей-нера с оборудованием радиоэлектронного подавления для БПЛА MQ-9 Reaper и некоторых видов самолётов, включая штурмовик A-10 Thunderbolt II. Помимо этого БАЕ планирует принять уча-cтие в тендере на модернизацию 60 тыс. бронемашин HMMWV. Стоимость программы составляет 10,8 млрд долл.

Вовлечены британские оборонные корпорации и в разработку нового вооружения и связанного с ним оборудования для нужд американской армии. Так, для Ролс-Ройс наиболее перспективен проект двигателя Ф136. Его разработку британская компания ведёт совместно с американской Дженелар Электрик. Официально Пентагон закрыл финансирование данного проекта в марте 2011 г. Предполагалось, что Ф136 станет альтернативной силовой установкой для малозаметного истребителя-бомбардировщика Ф-35 (Lightning II, основной двигатель F135, разрабатывается американской компанией Пратт&Уитни). Однако консорциум Дженерал Электрик/Ролс-Ройс решил завершить создание установки на собственные средства[182]. Она будет предложена как второй двигатель для Ф-35 в 2013 г. или в качестве основной силовой установки для перспективного даль-него бомбардировщика NGB (Next Generation Bomber). В свою очередь БАЕ дорабатывает сразу несколько высокотехнологич-ных систем по контрактам Минобороны США, заключённым в 2000-х гг.: система лазерного наведения (APKWS) и управляемом снаряде класса «корабль-берег» (LRLAP). Первая предназначена для установки на неуправляемые ракеты, а вторым будут оснащены эсминцы (УРО типа Zumwalt).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: