При исследовании организационной культуры часто выделяют ее второй уровень - ценности, определяющиеся сознанием и верой. Восприятие этих ценностей и верований носит исключительно сознательный характер и полностью зависит от желания людей.
Исследователи часто ограничиваются этими двумя уровнями понимания корпоративной культуры. Но часть специалистов считают целесообразным выделить и третий, еще более глубинный, уровень, к которому относится то, что формирует целесообразность действий и поступков, т.е. гуманистический смысл и социальную ответственность организации. Именно это позволяет персоналу понять свое место и роль в сообществе, в формировании адекватной природе человека дружественной социальной среды[3].
В связи с этим можно выделить субъективную и объективную части корпоративной культуры.
Субъективная корпоративная культура - это разделяемые работниками образцы положений, веры и ожиданий, а также групповое восприятие организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями. Сюда включаются элементы символики, особенно ее духовной части: герои организации, мифы об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная корпоративная культура является основой формирования практической культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид корпоративными культурами. Например, две компании могут заявлять о качественном обслуживании своих клиентов, но конечный результат во многом зависит от того, как будет осуществляться этот процесс[4].
|
|
Объективная корпоративная культура обычно обусловлена физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей, форма одежды персонала и др. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта корпоративной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для понимания сути корпоративной культуры, установления различий между людьми как носителями культуры.
Если говорить о качественных признаках корпоративной культуры персонала, то можно выделить «вымуштрованную», т.е. видимую с первого взгляда, составляющую и внутреннюю, фиксирующуюся на уровне понимания, сознания, интеллекта.
– осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, в других - через индивидуализм);
|
|
– коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонных контактов» и открытости коммуникации отличается от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);
– внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и др. подтверждают наличие множества микрокультур);
– что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; приносят ли люди с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);
– осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени);
– взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.);
– ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организации (свое положение, титулы, саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;
– вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);
– процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; акцент на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);
– трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и чувство ответственности; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в процессе работы; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек-машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе)[5].
Отмеченные характеристики организационной культуры в совокупности отражают ее концепцию и придают ей смысл.
Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают собственное физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции.
Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, т.е. сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно обусловлено нормами, являющимися следствием этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Содержание корпоративной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой положений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения.
Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок расположения формирующих ее базовых положений, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами положений.
|
|
Так, две корпорации в равной мере могут заявлять как об одной из своих ценностей единство кооперации и внутренней конкуренции работников. Однако в одной корпорации кооперация будет иметь больше отношения к процессу принятия решения, а внутренняя конкуренция - к планированию карьеры; в другой корпорации акценты могут быть расставлены в обратном порядке. Культуры этих двух организаций будут достаточно различны по содержанию, несмотря на то что набор положений в сущности идентичен.
Это еще раз наглядно показывает, что говорить о корпоративной культуре можно лишь в том случае, когда вполне определенно можно выделить ее суть, главное, на чем она строится. В каждой организации можно выделить много «локальных» культур. При этом имеются в виду преобладающая во всей корпорации культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп). Эти различные субкультуры могут сосуществовать в рамках одной общей культуры[6].
Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней.
В первом случае это будет некий анклав, в котором приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется в большей мере, чем в других частях организации. Обычно это субкультура центрального аппарата какой-либо организации или системы органов управления.
Во втором случае ключевые ценности доминирующей в организации культуры принимаются членами какой-нибудь из ее групп одновременно с отдельным набором других, часто неконфликтующих ценностей. В организации может существовать и третий тип субкультур, который достаточно упорно отвергает то, чего организация в целом хочет достигнуть. Контркультуры в организации появляются обычно в том случае, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, по их убеждению, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения.
|
|
В определенном смысле корпоративные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации.
Некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации.
Наглядные примеры таких групп - всесильные в свое время советы трудовых коллективов, появляющиеся сейчас в ходе приватизации группы собственников контрольного пакета акций предприятий и предпринимательские подразделения бюджетных организаций.