На предприятии
Формируя корпоративную культуру, профессиональные кадровые Службы на предприятии должны предложить свой комплекс мер в этой области. На наш взгляд, действия кадровой Службы по созданию сильной корпоративной культуры компании могут идти по следующим основным направлениям.
1. Разработка, утверждение и реализация корпоративных культур отделов, служб, департаментов компании.
2. Разработка, утверждение и реализация основных принципов корпоративной культуры компании. Здесь важно определить миссию компании, а также те правила и нормы, которых должны поддерживаться сотрудники данной компании.
3. Доведение до сведения всех сотрудников этих норм и правил.
В прикладном плане мы предлагаем некоторые конкретные мероприятия для решения этой задачи[10].
1) Четкая организация приема в компанию новых сотрудников: буклет компании с необходимой информацией о подразделениях, работающих с персоналом; вручение в день приема на работу пропуска в компанию, справочных телефонов; организация периода адаптации новичков к условиям работы в компании, включая закрепление наставников; обучение новичков.
|
|
2) Организация конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников компании, установление особого ритуала поощрения отличившихся по профессиям (прежде всего массовым – сварщик, монтажник, оператор, бухгалтер, менеджер и другие), возможно, определение «человека года» компании. Главное здесь – система публичного поощрения.
3) Планирование карьеры сотрудников: содействие в обучении, стажировке, передвижении.
4) Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определенное число лет, например пять и более[11].
5) Расширение ассортимента услуг, оказываемых сотрудникам компании ее службами: юридической, информационной, технической, транспортной, расчетно-кассовой и др. Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов. Расширение долгосрочного кредитования по крупным покупкам и вложениям сотрудников, например обучение, лечение. Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.
6) Расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников компании: часы, галстуки, записные книжки и пр.
7) Установление дня рождения компании со статусом выходного дня для сотрудников (по возможности). Установление ритуалов дней рождений подразделений компании, поддержка коллективных выездов на отдых с участием руководителей компании.
8) Учреждение музея компании, ведение перечня интересных дел, создание видеоматериалов о компании.
|
|
10) Регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе компании. Один из хороших вариантов – направление видеозаписи выступления руководителей компании с подведением итогов, оценкой работы.
11) Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников компании: порядок, сроки, соответствующие распоряжения.
Понятно, что это примерный перечень, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней творчески и плодотворно. В этой работе необходимо выделить такую важную составляющую как определение миссии компании.
Этот документ обычно содержит краткую формулировку основных целей компании на конкретный период, получение экономических результатов, стратегию своего поведения с клиентами и, что очень важно, отношение организации к росту материального и социального благополучия своих сотрудников. Миссия компании обычно доводится до сведения как сотрудников, так и клиентов и партнеров компании[12].
В формировании корпоративной культуры важное место занимает свод норм и принципов поведения сотрудника, с которым сотрудник знакомится заранее, еще до зачисления в штат компании, и должен принимать его к исполнению во время своей практической деятельности.
На наш взгляд, каждый новый человек, желающий посвятить себя трудной специфической работе, определяя свой выбор, должен обязательно познакомиться со сводом основных принципов и правил жизни выбранной компании, соотнести их со своими личностными установками, сознательно выбрать место будущей работы.
Такое совпадение (внутренний, собственный кодекс и вполне официальные правила жизни и работы коллектива) дает, как правило, хороший результат – формирование специалиста с высокой профессиональной и личностной отдачей, преданного компании. Наиболее трудной задачей оказывается формирование основных норм и принципов жизни и деятельности компании с учетом перспективы ее развития.
На наш взгляд, идея дать возможность идущему на работу в компанию новому сотруднику соотнести свои интересы и возможности с корпоративной культурой, философией компании, перспективами роста и развития компании через существующий свод основных принципов и правил работы – достойна поддержки и реализации.
Говоря о функциях кадровой Службы и линейных подразделений в области формирования корпоративной культуры, хочется особо подчеркнуть их роль в формировании трудовой дисциплины в организации как важного аспекта этой культуры. Коммерческие отношения накладывают серьезный отпечаток на личностное поведение сотрудника.
Кроме того, сказывается еще наш «совковый» менталитет, работают старые стереотипы, и поэтому нам еще долго придется сталкиваться с проблемой четкой организации трудового распорядка: прихода и ухода с работы, порядка местных командировок, роли руководителя в этой работе. Без сомнения, создание обстановки напряженного трудового ритма, уважительного отношения к времени клиента и коллег по работе является приоритетом в работе кадровых Служб[13].
Необходимо особо отметить, что помимо правил корпоративной культуры в организации необходимо разработать конкретные правила (основы) этой культуры применительно к каждому подразделению компании. Причем в каждом таком подразделении, как мы уже отмечали, эта культура имеет свои особенности.
Говоря об идее корпоративной культуры компании, следует признать, что основную трудность составляет не формирование некого набора мероприятий, а внедрение идей корпоративной культуры в сознание каждого сотрудника, поддержка и развитие этих идей.
|
|
Сама технология внедрения и поддержки корпоративной культуры может иметь следующую последовательность[14].
1. Знакомство вновь поступающих на работу в компанию с кодек сом основных правил поведения и работы. Внутреннее согласие нанимающегося с установленными в компании правилами, желание быть причастным к делам и достижениям этой компании. Как отмечает Б. Гейтс, в компании «Майкрософт» эта работа идет с применением современных информационных технологий. Каждый кандидат, желающий поступить на работу в эту фирму, может подробно ознакомиться на сайте компании с требования ми, нормами работы и жизни этой компании.
2.Процедура-ритуал посвящения новичка в число сотрудников компании (от большого праздника, где собираются новички, по ступившие на работу за последние 3-5 месяцев, с обстоятельным сценарием его проведения до простых поздравлений в отделе кадров и на новом рабочем месте), вручение новичку основных документов (пропуск, телефонные справочники, должностные инструкции), знакомство с новым рабочим местом, непосредственным руководителем, наставником.
3. Включение новичка во все программы и мероприятия компании, в «ткань» корпоративной культуры. Реализация принципа «Ценности моей компании – мои ценности» через своего наставника, непосредственного руководителя, коллег по работе, сотрудников кадровых Служб, информирование о делах и достижениях компании.
4. Развитие системы учета пожеланий сотрудников по изменению и улучшению корпоративной культуры: сбор и обработка предложений, корректировка документов, проведение социологических опросов[15].
Для закрепления и развития идей и принципов корпоративной культуры компании следует более активно применять приемы современной творческой и эффективной деятельности сотрудников.
Речь идет прежде всего о корпоративном уровне знаний, об управленческих технологиях, о творчестве, рационализаторской активности сотрудников. Если самостоятельная подготовка, изучение иностранных языков, информационных технологий приветствуется в компании, на это выделяются определенные материальные ресурсы, то в компании внедряется сильная корпоративная культура, которая ведет к успешной реализации основных целей (миссии) компании.
|
|
Очень хотелось бы, чтобы в компании практиковались приемы удержания сильных сотрудников, в том числе и через так называемые «мягкие» характеристики.
Держать людей следует не силой приказа, страха неприятностей, а такими приемами, которые могут надолго привязать человека к компании.
Примером может служить создание с помощью компании современного учебного заведения (школы, лицея, гимназии), где образцово поставлен учебный процесс, внеучебная работа, где есть интересная жизнь для юношей и девушек.
Очевидно, что при таких условиях ни один нормальный родитель не уйдет из компании, пока его ребенок не завершит курс обучения. В этом же ряду – проявления внимания к пенсионерам, организация социальной поддержки и другие формы.
Следует также думать об атрибутике компании. Не случайно японские фирмы с сильной корпоративной культурой имеют свои корпоративные гимны, знамена, корпоративные знаки отличия. На наш взгляд, сильная корпоративная культура формируется и через внимание к нуждам работника, предоставление ему возможности быстро и эффективно разрешить возникшие проблемы, не оставлять человека один на один с такими проблемами. Это особенно важно в российских условиях, так как в России сильны бюрократические традиции[16].
Если технология разрешения проблем персонала не будет комфортной, четко определенной, то у сотрудников будут закрепляться неприятные ощущения.
Вся эта работа должна базироваться на особом внимании к этим проблемам со стороны руководителей подразделений, ибо они являются основными проводниками идей правления, всего высшего руководства компании в данной области, а также на умелой работе кадровых Служб, которые должны внимательно отслеживать результативность мероприятий, настроение сотрудников и быть генераторами новых идей.