Исследования Чижевского о влиянии Солнца на природные и общественные явления

Солнечные пятна являются активным источником электромагнитного излучения, вызывающего так называемые «магнитные бури». Эти «магнитные бури» влияют на теле- и радиосвязь, вызывают мощные полярные сияния. Солнце излучает следующие виды излучения: ультрафиолетовое, рентгеновское, инфракрасное и космические лучи (электроны, протоны, нейтроны и тяжёлые частицы адроны). Ультрафиолетовое и рентгеновское излучения в основном исходят от верхних слоев хромосферы и короны. Эти излучения почти целиком задерживаются атмосферой Земли, образуя ионосферу. Вот почему следует сохранять атмосферу Земли в нормальном состоянии. Периодически появляющиеся озоновые дыры пропускают излучение Солнца, которое достигает земной поверхности и пагубно влияет на органическую жизнь на Земле. Солнечная активность проявляется через каждые 11 лет. Последний максимум солнечной активности был в 1991 году. Ожидаемый максимум – 2002 год. Максимум солнечной активности означает наибольшее количество пятен, излучения и протуберанцев. Давно установлено, что изменение солнечной активности Солнце влияет на следующие факторы: эпидемиологическую обстановку на Земле; количество разного рода стихийных бедствий (тайфуны, землетрясения, наводнения и т. д.); на количество автомобильных и железнодорожных аварий. Максимум всего этого приходится на годы активного Солнца. Как установил учёный Чижевский, активное Солнце влияет на самочувствие человека. С тех пор составляются периодические прогнозы самочувствия человека. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению А.Л. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего светила.

 

Идеи космизма. Антропный принцип.

Суть антропного принципа можно выразить следующим высказыванием: «Вселенная тако­ва, какой мы ее видим, потому что мы сущест­вуем в ней». Этот принцип включает два факта: во-первых, сама возможность существования человека зависит от значений фундаменталь­ных констант (гравитационная постоянная, постоянная Планка, электрическая, магнитные постоянные, постоянная Больцмана и др.), из­менение значений которых позволяет прогно­зировать невозможность существования в ней жизни; во-вторых, человек как существо, спо­собное к пониманию, занимает особое место во Вселенной наряду с другими разумными сущест­вами, если таковые имеются.

Таким образом, человек — существо косми­ческое, человек познает мир доступным ему способом, человек как познающее существо на данный момент не имеет альтернативы в кос­мосе, хотя возможность такой альтернативы не исключена.

Таким образом, рациональность антропного принципа не вызывает сомнения, однако сущест­вует множество различных трактовок этого принципа. Эти трактовки могут быть почти про­тивоположными. С одной стороны, выдвигается гипотеза о множественном рождении Все­ленных, в каждой из которых случайным обра­зом устанавливается набор мировых физиче­ских констант. И только в одном (или нескольких) из миров создаются благоприятные условия для появления наблюдателя. С другой стороны, можно предполагать, что единственная Все­ленная в процессе самоорганизации способ­на к «тонкой подстройке», а значит, и к появ­лению наблюдателя. Однако в таком случае будущее Вселенной предопределено, т.к. пред­посылки появления такой надстройки изначаль­но заложены во Вселенной.

Кроме того, выделяют слабый и сильный антропные принципы.

Сущность слабого антропного принципа заключается в том, что возможность наблюде­ния человека ограничена. Эта ограниченность обуславливается самим условием существова­ния наблюдающего субъекта.

Согласно сильному антропному принци­пу Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе развития было возможно существование наблюдателя — разумного су­щества — человека. Нетрудно увидеть, что силь­ный антропный принцип тесно связан с трактов­кой о способности Вселенной к созданию благоприятных условий для появления челове­ка. Этот принцип также близок к теории эволю­ции и позволяет утверждать, что сама жизнь ста­новится возможной лишь в соответствии с объективно возникшими в процессе эволюции Вселенной условиями.

Взяв на вооружение антропный принцип, можно сделать вывод, что во Вселенной нет принципиально непознаваемых явлений, про­цессов, а, следовательно, человеческое созна­ние может постигнуть сущность любого элемен­та Вселенной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: