В течение 2008 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:
Реализация изменений и дополнений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год.
В законах Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» были реализованы мероприятия по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, выработанные рабочей группой для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741.
|
|
С 1 января 2008 года были отменены 5 обязательных платежей в бюджет и в состав государственной пошлины включены лицензионные и регистрационные сборы, ранее действовавшие в качестве самостоятельных налоговых платежей.
Отменены налог с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.
В целях сокращения количества нормативных правовых актов в сфере налогообложения 21 января 2008 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 27 «Об изменении некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Подготовка нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее упрощение налоговой системы и совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.
Для стимулирования экономического развития регионов Республики Беларусь и привлечения иностранных инвестиций принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Декрет предусматривает для коммерческих организаций как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданных с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения в малых населенных пунктах при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах освобождение в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от других налогов и сборов, за исключением уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, НДС, земельного налога и иных налоговых платежей, уплачиваемых в разовых случаях.
|
|
При помещении под таможенный режим свободного обращения освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
В целях упрощения порядка расчетов с бюджетом принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций (расчетов)», которым установлены ежеквартальные сроки уплаты земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и налога на недвижимость.
20 марта 2008 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43», обеспечивший снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24 процентов и освобождение от налогообложения доходов юридических и физических лиц, полученных от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г.
В целях дальнейшего развития агроэкотуризма и обеспечения занятости населения в малых городских поселениях принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма». Указом определена возможность осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не только в сельской местности, но и в малых городских поселениях, а также установлены меры административной ответственности за несоблюдение субъектами агроэкотуризма порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Положения данного Указа вступают в силу с 3 октября 2008 года.
12 августа 2008 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь № 17 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 и от 28 января 2008 г. № 1».
Внесенные в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 изменения предусматривают возможность применения установленного данным Декретом Президента Республики Беларусь порядка налогообложения при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сельской местности, а не только в сельских населенных пунктах, и исключение ограничения на его применение при осуществлении такой деятельности одновременно на другой территории.
Изменения, внесенные в Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1, предусматривают возможность применения установленного данным Декретом Президента Республики Беларусь порядка налогообложения коммерческими организациями как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданными с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
|
|
В рамках деятельности рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь.
Выработанные рабочей группой предложения были реализованы в законах Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Так, с 1 января 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств.
Реализация данных мероприятий позволит с 1 января 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в распоряжении белорусских субъектов хозяйствования более 2 трлн. рублей.
В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.
По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.
|
|
По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.
По налогу на прибыль в общую систему налогообложения включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами.
Для упрощения порядка налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35,0 тыс. рублей до 250,0 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500,0 тыс. рублей в месяц.
В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 процентов.
Установлено ежемесячное исчисление облагаемого дохода и налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.
Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям.
Внесены изменения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного документа, а также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности снизить налоговое давление на экономику, а также ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Важнейшим направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики государства является оптимизация структуры государственных расходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития.