Позиция классного руководителя

И.В.: Раиса Юсуповна, расскажите, как все было.

Р.Ю.: Валерия, моя внучка, собирала эти деньги. Сделала специальный кошелечек, украсила его. Все аккуратно записывала и деньги отдавала Мурату. Он уносил их домой. Потом на утреннике я увидела, что Мажид остался без подарка. Мне стало не по себе. Я разволновалась. Я ведь не вникала, кто и как сдает деньги. Мамы Мажида не было. Мы стали с ними – с Валерией, Мажидом и его мамой выяснять, когда и как он сдавал деньги. Мажид что-то невнятно объяснял, ничего вразумительного не мог сказать. Ответил, что деньги сдал, а кому – не помнит. Я предложила ему вспомнить, а потом дальше будем выяснять, где деньги. После утренника все ушли на каникулы. На каникулах нас не было дома. Соседи мне рассказали, что приходила 2 раза мама мальчика с подругой выяснять, почему ее сына оставили без подарка. Она очень возмущалась, была очень злая и недовольная. Обещала это дело так не оставить.

После каникул я пригласила ее сразу в первый день в школу. Мы стали все вместе с классом выяснять, кому М. сдавал деньги. Тут мы узнали, что дети выдели у него деньги, но он их не сдал, а потратил. М. долго ничего не отвечал, потом расплакался и во всем признался. Мама начала сильно на него кричать, тоже заплакала. А дома, я знаю, они его очень сильно наказали. Я хорошо знаю эту маму. Она очень деспотичная, властная, строгая. Мне стало жалко Мажида, жаль, что не получилось тихо все уладить. Она даже соседей моих посвятила в это дело. Было все так ужасно и неприятно.

И.В.: Почему мама не стала выяснять все с сыном дома, а решила с вами разбираться?

Р.Ю.: Эта мама очень агрессивная, она за своих детей глотку дерет. Считает, что их все унижают и обижают. Ей трудно бывает что-то доказать.

И.В.: Можем ли мы как-то объяснить нашим родителям, что надо быть внимательнее к своим детям, интересоваться их жизнью, вникать в их проблемы?

Г.М.: Да, как-то надо им это втолковать, объяснять, родителей прежде надо учить, как общаться со своими детьми. Может, приглашать их на беседы, дискуссии.

В.И.: О чем вы говорите?! Почему мы должны учить родителей! Их уже поздно учить. Это бессмысленно и бесполезно. Конечно, детей надо учить тому, как обращаться с деньгами, какова их ценность. С малого возраста ребенку необходимо объяснить, что деньги – это важная часть нашей жизни. Объяснять ценность каждой монетки, ее достоинство.

Р.Ю.: И я считаю – обязательно этому нужно учить детей. И к деньгам их приучать надо постепенно, с маленькой суммы. Не ждать, пока дети начнут брать деньги без разрешения. Сейчас вокруг столько соблазнов для детей! В кафе нашем чего только нет, и какое разнообразие компьютерных игр! Только успевай деньги носить.

И.В.: Значит, эта ситуация нам показала еще одну сторону медали – наличие у детей карманных денег и их количество Раиса Юнусовна, вы 35 лет проработали в школе. Раньше стояла такая проблема?

Р.Ю.: Нет, раньше дети были проще. Личные деньги были у единиц. Да и незачем их было в школу носить. Это сейчас почти все ходят с деньгами.

И.В.: Я думаю, у детей все-таки поменялись ценности. Сейчас их этим не удивишь. Они хотят чего-то другого, более интересного.

И.В.: Я понимаю так: новогодний подарок – это всегда сюрприз, что-то неожиданно новое, необычное. А пакет с конфетами, даже с очень дорогими, - это уже неактуально для детей. Поэтому М. так легко отказался от него, даже не подумав о последствиях. По-моему, его трудно упрекать и обвинять в чем-то. Он в отличие от нас, взрослых, смотрит немного вперед, для него более важным и ценным оказалось общение со своими сверстниками. Получается, что он безответственных и бессовестный человек. Он таким образом решил поломать устоявшиеся стереотипы детских ценностей. И он единственный, не побоявшийся проявить свою самостоятельность во взглядах и решениях. В этом ребенке уже проявляется стерженек, характер.

В.И.: Да, может быть, и так. Может, давно необходимо пересмотреть, что дарить детям. Можно было бы и у них самих это узнать заранее.

Р.Ю.: И прекратить эту уравниловку в подарках. Подарки могут быть персональными, индивидуальными, по потребностям и желаниям детей.

Г.М.: Я уверена, детям было бы намного приятнее получать такие подарки.

И.В.: Раиса Юсуповна, прошло уже 3 месяца после всех событий, изменилось ли отношение детей к М.?

Р.Ю.: Нет, дети по-прежнему все дружны, общительны, бегают вместе в это кафе, играют на переменах. Хотя, я уверена, эта ситуация каждому из ее участников заронила зерно в душу, каждый вынес для себя какой-то урок.

И.В.: Получается, жизнь детей течет по-прежнему. А вот нам, взрослым, пришлось над многим задуматься, во многом разобраться, определиться. Некоторые проблемы в этой ситуации стали понятны сразу. Мы обсуждали, предлагали пути их решения. А сегодня мы увидели грань этой ситуации. М., его поведение, натолкнуло на мысль о том, что мы должны интересоваться не только тем, чего хотят родители своим детям. Прежде всего тем, что хотят сами дети для себя. Внутренний мир наших детей намного богаче, чем мы представляем себе. И мы можем помочь детям сделать его более интересным, разнообразным, увлекательным.

Возможные варианты решения выявленных проблем

1. Совместно с психологом разработать комплекс мероприятий (беседы с родителями индивидуальные и групповые, дискуссионные собрания, «круглые столы») по изучению возрастной детской психологии, особенностей индивидуального развития детей на разных этапах роста и формирования личности. Эту работу вести и среди родителей детей, посещающих детсад.

2. На таких встречах уделять внимание родителей вопросам взаимоотношения в семье: привлечение детей к формированию семейного бюджета, его планированию, распределению; обсуждение с детьми необходимых семейных покупок, предполагаемых подарков для членов семей и близких. Тем самым налаживая более близкие, доверительные отношения с ребенком, повышая его статус в семье, активизируя его деятельность и участие в повседневной жизни семьи.

3. В школе на клубных заседаниях проводить ролевые игры, инсценировать ситуации, которые помогут усвоить детям эквиваленты денежных единиц, умение сопоставлять ценность товара и имеющейся суммы; умение планировать и распределять свои покупки. Такую работу можно проводить и в форме свободных бесед, дискуссий.

Это поможет воспитывать в детях такие необходимые качества, как бережливость, экономность, расчетливость, уважительное и разумное отношение к деньгам.

4. Вместе с родителями и детьми обсудить новые современные формы подарков, их актуальность, их значимость и необходимость для детей. Знакомить их с этикетом вручения подарков, эстетикой этого ритуала, с различиями в отдельных странах у разных народов. Донести до детей важную мысль о том, что подарок – это особая форма выражения любви, нежности, заботы, особого отношения, уважения к кому-то. Это способ порадовать, удивить, поблагодарить, пошутить. И это может быть форма выражения чувств как одного человека, так и целого коллектива.

Спустя год мы вновь вернулись к случаю с новогодним подарком, произошедшем в 4-м классе, сейчас 6-м. И попытались узнать, изменилось или нет их мнение о случившемся, что они сейчас думают об этом, и как они повели бы себя сейчас в подобной ситуации.

 

Диалог с Мажидом:

И.В.:- Мажид, ты вспоминаешь случай с новогодним подарком, что произошел с тобой в 4-м классе? Что ты чувствуешь при этом?

Мажид:- Иногда вспоминаю. В прошлом году особенно. Сейчас уже забываю. Как-то неприятно. Я помню, как ругалась мама, плакала сильно.

И.В.:- Как сейчас бы ты поступил, что сделал бы с деньгами?

Мажид:- Я бы уже не потратил без спроса. Маме сказал бы, что хочу на праздник. А она спрашивает у меня, что мне купить.

И.В.:- У тебя бывают личные деньги и как ты их тратишь?

Мажид:- Бывают, не всегда. Когда папа дает, родные, металл сдаю. Когда их мало, играю в «Сони», так что-нибудь покупаю, что надо. Когда много, то собираю. Мы хотим купить «DVD», но дорого очень.

И.В.:- А как ты считаешь, подарок надо дарить на свой вкус или лучше узнать, что хочет человек?

Мажид:- Другу можно и так подарить, ты же его знаешь, вы вместе играете. А когда кто-то другой – всегда ходишь и думаешь, что купить, что купить. Не знаешь даже.

А спросить неудобно.

И.В.:- Можно с кем-то другим посоветоваться. Спросить у мамы.

Диалог с Маликом:

И.В.:- Малик, скажи пожалуйста, сколько в вашем возрасте хочется иметь карманных денег?

Малик:- Мне будет достаточно рублей 50 в неделю. А то захочется все потратить на всякую ерунду.

И.В.:- Вспомни случай с Мажидом перед новым годом, когда он потратил деньги. Что ты сейчас об этом думаешь?

Малик:- Мое мнение не изменилось. Мажид потратил свои деньги как считал нужным. Это его дело. Он не хотел конфеты, ему интереснее было сходить в кафе, на компьютере поиграть. Он же не маленький.

И.В.:- Он же потратил не свои деньги, а деньги родителей.

Малик:- Ну, да. Но, когда он тратил, он не думал об этом. Думал, что можно это сделать, мама же своя, родная.

И.В.:- Вы с друзьями обсуждаете, что дарить друг другу на праздники?

Малик:- Иногда спрашиваю, что подарить. Хочется, чтобы понравился подарок. А своим родным покупаю сразу сам, им все нравится, что мы с Маликой им дарим.

И.В.:- А родители стали после этого случая советоваться с вами, что вам подарить?

Малик:- Да, мы с Маликой (это его сестра) попросили их не покупать нам больше сладости в подарок, и они сказали: «Хорошо, не надо тратить деньги на всякие пустяки. Будем покупать что нужно, так даже лучше!»

 

Диалог с Валерией:

И.В.:- Валерия, прошло какое-то время, ты немного повзрослела. Что ты сейчас думаешь о том, как Мажид потратил новогодние деньги в 4-м классе?

Валерия:- Мое мнение не изменилось. Я и сейчас считаю. Что ему нельзя было тратить деньги без разрешения. Если он не хотел сладости, надо было сказать об этом маме. Она ему может и разрешила бы купить на них, что он 

хочет или как-то по-другому истратить. А тогда он всех обманул, всех угостил, кого хотел. Им вначале было хорошо, они радовались. А потом всем досталось. Как его мама плакала перед всем классом и ругала его и нас всех.

И.В.:- А подарки, предназначенные тебе, с тобой обсуждаются или ты любишь сюрпризы?

Валерия:- Да, моя бабушка после этого случая стала иногда со мной советоваться, что мне купить. И мама спрашивает. А на новый год я хочу, чтоб был сюрприз. Так мне больше нравится. Так интереснее.

И.В.:- Сколько тебе хотелось бы иметь каждый день денег на личные расходы?

Валерия:- Думаю, что мне хватило бы 10-ти рублей покупать вкусненькое в школьном кафе. А так все нужное мне покупают, у меня все есть, мне ничего не надо.

 

Краткий анализ диалогов с детьми провели психолог Гуппоева Е.М., бывшая учительница этих детей в начальных классах Анахаева Р.Ю., учитель изо Бутаева И.В.

 

Р.Ю.:- Я вижу, что случай с Мажидом заставил и детей, и взрослых по другому взглянуть на многие вещи. Убеждаюсь еще раз в том, что детям необходимо больше доверять, советоваться с ними по всем вопросам, касающимся их интересов. Важно учитывать их мнение или прислушиваться к нему

Е.М.:- Конечно. Ведь наши дети очень отличаются от нас в их возрасте. У них другие интересы, другие запросы. Возросли потребности детей и возможности самих родителей. Современные дети раньше начинают взрослеть и самоутверждаться. Ведь некоторые из них уже умеют зарабатывать деньги на личные нужды. И нам взрослым необходимо считаться с желаниями детей как и куда будут расходываться деньги, предназначенные им. Я думаю, такое уважительное и доверительное отношение к ребенку будет способствовать повышению статуса ребенка в семье и в коллективе сверстников.

И.В.:- Для меня очень важно то, что дети- участники этого события тоже задумались над тем, что многие интересующие их вопросы можно и лучше обсуждать со взрослыми или со старшими сверстниками, так как у них больше жизненного опыта в решении многих житейских проблем. Ведь в этой ситуации важно помочь детям увидеть во взрослом человеке не только учителя- указчика, а доброго друга и советчика. И мы, взрослые, можем многому научиться у наших детей посмотреть на окружающий нас мир их детскими глазами. Часто мы навязываем им правила и нормы игры нашего взрослого мира. А интересны ли они им?

Р.Ю.:- Нам всегда есть, чему поучиться друг у друга. Мы такие разные с ними – и это здорово! Теперь в классе, родители с учащимися, учителями обсуждают открыто все проблемы, в том числе и праздники.

Е.М.:- Есть хорошая пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Кейс «Ты и Я»

Начался новый учебный год, который после долгой летней разлуки собрал окрепших, подросших за лето детей. Были радостные встречи, обмен впечатлениями и эмоциями, связанными с летним отдыхом.

Потекли учебные будни. Вновь дети проводят целые дни в школе, тесно общаясь друг с другом. Появились первые слезы от обид и огорчений у девочек, шумные, а иногда и агрессивные споры на переменах мальчиков. Дети стали чуть старше, и проблемы у них стали посложнее.

Описываемый случай произошел в начале октября 2005 г. опять с учениками знакомого нам теперь уже 6-го класса. Только детей волнуют уже не новогодние сладости, а возможность самоутверждения в коллективе, самоидентификация.

Основные участники: Валерия Никогосян, Гергоков Хасан, Залиханова Залина.

Ситуация: В класс к Раисе Юсуповне, завучу начальной школы и учителю 2-го класса, прибежала заплаканная, возмущенная и перевозбужденная Валерия – ее внучка, ученица 6-го класса. Она не хотела ничего объяснять, при этом все время говорила: «Этот Хасан все время смеется надо мной, он уже надоел, все ему не так!»

Позже, немного успокоившись, она рассказала, что Хасан смеялся над ее ботинками и над ее штанами при всем классе на перемене и, вообще, он всегда ее задевает, дразнит.

Так в прошлом году словесная перепалка между Хасаном и Валерией закончилась тем, что Хасан начал обзывать Валерию «армянкой - никогосянкой» и смеяться над ее национальностью. В их спор вмешались и классный руководитель Халимат Темботовна, и психолог Елена Мутаевна.

Очередная шумная ссора между Валерией и Залиной Залихановой закончилась тем, что Валерия предложила в присутствии учителей и детей Залине честно посоревноваться с ней в учебе, в спорте, в музыке.

Поэтому возникла необходимость проанализировать и разобраться в сложных взаимоотношениях учеников этого класса. Отыскать корни и причины частых ссор. В чем секрет неуступчивости детей, их нетерпимости друг к другу.

С этой целью в очередной раз была создана супервизорная группа, в которую вошли следующие педагоги:

Малкарукова Х.Т. – классный руководитель 6-го класса.

Анахаева Р.Ю. – бывший первый учитель этого класса, бабушка Валерии, завуч начальной школы.

Бутаева И.В. – учитель ИЗО и руководитель ГПД, которую посещали эти дети в течении 3-х лет.

Этезова З.М. – учитель балкарского языка в начальном классе.

Эти дети никогда не были спокойными и тихими. Но сейчас, очередной возрастной кризис привел к тому, что дети разделились на группы, враждуют между собой, объявляют бойкоты своим одноклассникам, бурно и эмоционально обсуждаются поведение, внешний вид, какие-то интересы, семейные конфликты и многое другое.

И в то же время это веселые и энергичные ребята, всегда готовые взяться за любое дело.

О Валерии Бутаева И. В. (учитель ИЗО):

Сразу надо сказать, что это очень заметный человечек в нашей школе. И не потому, что она внучка нашего завуча, а прежде всего, не побоюсь этого слова – это «личность» с большой буквы. С самых первых дней в школе Валерия отличалась своей любознательностью, огромным желанием учиться, вникать во все досконально. Она на столько многогранна! Дополнительно занимается английским языком, ходила на национальные танцы, в этом году займется современными танцами. А еще она прекрасно рисует, увлекается горными лыжами и все каникулы и выходные в сезон проводит в Приэльбрусье, самостоятельно изучает биологию и может много интересного рассказать обо всем, что касается мира животных и растений. Занималась она и музыкой. Посещает различные школьные кружки. Еще ее большое достоинство – она всегда очень опрятна и аккуратна, на мой взгляд – модно одета для своего возраста, и причесана. То есть, я считаю, для своего возраста это очень яркая, выразительная девочка с напористостью и целеустремленностью, трудолюбием взрослого человека, достойными всякого внимания и уважения. Мне всегда казалось (и со мной многие согласятся), что именно такие девочки и девушки, в дальнейшем и женщины, всегда находятся в центре внимания, уважения; у них много друзей, достаточно широкий круг общения. В нашей ситуации все гораздо сложнее. Но, очень интересная внутренне и внешне, Валерия часто оказывается предметом насмешек, жестких уколов, упреков как девочек, так и мальчиков в классе. Причем, это удивительно – только в классе!? Лишь ее подруга и одноклассница Хаджиева Зуля всегда и неизменно дружна с ней, очень добра, внимательна, поддерживает и понимает ее.

Такие интересные и всесторонне развитые дети всегда являются гордостью не только семьи, но всей школы. А в своем классе ей трудно и неуютно? Почему? Может проблема в самой Валерии?

Сразу скажу, что «гордая и заносчивая», «зазнайка и выскочка» - это не про нее. Да, Валерия знает себе цену, никогда не даст себя в обиду, всегда, если чувствует несправедливость как по отношению к себе, так и к любому другому человеку, постарается дать отпор и защитить. И при этом всегда готова прийти на помощь, поделиться посоветовать. Она очень хороший друг и товарищ!

Беседа с Раисой Юсуповной  (бабушкой и бывшим первым учителем этого класса, завучем начальной школы).

И.В. – Как вы думаете, Раиса Юсуповна, что могло стать причиной конфликта Валерии и некоторых детей в класс?

Р.Ю. – Не могу понять пока. Валерия достаточно открытый человек. Когда вечером мы приходим домой, она с большим удовольствием рассказывает обо всем, что происходило в школе, причем, как о плохом, так и о хорошем. Правда, мне совсем некогда ее слушать. Все проблемы она обсуждает с Ириной (это ее тетя. Бабушка, Ирина и две внучки живут вместе. Мама работает в другом городе).

       Но я, знаю, что с Хасаном и Залихановой Залиной у них уже давно не ладится. Хасан часто ее обижает. Ирина предлагала прийти помочь разобраться в школе с ним, но Валерия не разрешила, сказала, что справится со всем сама.

И.В. – А с Залиной что у них?

Р.Ю. – А Залина такая же прямая, как и Валерия. Всегда говорит, что думает. Она как-то выдала ей: «Тебе, Валерия, все боятся говорить правду, а я не боюсь, тебя все не любят, ты выскочка. Но тебе этого никто не скажет, кроме меня».

  Может она завидует Валерии. Залина, ведь очень проблемная девочка.

(На самом деле: Залина очень часто является зачинщицей ссор, разборок и бойкотов в классе. Достаточно сложная по характеру девочка, все время пытается быть лидером среди девочек в классе, всегда очень активна во всех делах, внешне – тоже очень симпатичная девочка. Учится средне).

И.В. – Класс поддерживает Залину?

Р.Ю. – Да, ей часто удается настроить многих против Валерии. И, к сожалению, часто бывает так, что свободное время Валерия проводит не с классом, а прибегает и сидит у меня.

И.В. – Как сама Валерия относится к классу?

Р.Ю. – Я просто поражаюсь, как при всем этом Валерия бережно относится ко всему, что касается ее класса. У нее хранятся все рисунки, что дарил кто-то из детей, все записки, фотографии, валентинки. А вот в прошлом году ей ни одной не подарили. Залина мальчишке настроила против нее. Валерия так плакала. Сейчас она изучает английский. У нее есть блокнотик с разными интересными высказываниями. Так она туда для каждого одноклассника выбрала английскую пословицу или поговорку и записала. Даже выучила несколько ругательных слов на английском языке, чтоб, когда ее обижают – говорить их, а ее не понимали и не обижались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: