Познавательная деятельность

 

Выделение основных форм познавательной деятельности и типов знания всегда находились в центре внимания философских исследований. В рамках нашей работы мы не можем подробно останавливаться на этой проблеме, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями.

"Если деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть". Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. "Познавательный образ является активным отражением окружающего мира в сознании человека". Любой объект познания выступает в качестве системы определённой сложности, поэтому познание предполагает отражение его целостности, структуры.

Познавательная деятельность имеет своими объектами (как и преобразовательная деятельность) природу, общество, человека и саму познающую личность. Познание выступает на трёх уровнях: перцептивное познание (чувственно данное), повседневное познание (здравый смысл) и научное познание. Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности, они выражают исходный контакт человека с реальностью. "Познавательная гипотеза… превращает "сырые" чувственные данные в материал, из которого строится образ действия". Практическое познание неотрывно от практической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей в виде их жизненной мудрости или практического опыта. Научное познание в историческом процессе отделяется от практики, оно стало самостоятельной и профессиональной конкретной формой деятельности. Научное познание имеет и свои гносеологические уровни: уровни эмпирического и теоретического знания. Ни один из этих объектов не образует самодостаточную, независимую от других сферу знания. Это относится и к самому простому виду познания - чувственному восприятию

Что касается типологии познавательной деятельности, связанной с тем, кто осуществляет функцию её субъекта, то очевидно наличие индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, не только в форме самопознания, но и в различных областях науки. На исходном этапе развития познания, когда оно выступало в роли мифов (как плодов совокупной познавательной деятельности многих поколений), субъектом познавательной деятельности являлось общество в целом.

Познавательная деятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью, которая "тиражирует", репродуцирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как "присвоение" знаний может быть также и продуктивным.



Ценностно-ориентационная деятельность

 

Третьим возможным типом отношений субъекта и объекта является оценивающая или ценностно-ориентационная деятельность. Так же, как и познание, она имеет духовный характер, но "…представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта". Своеобразие её состоит в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, даёт не только объективную, а объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях. Субъект осознаёт не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но их значимость для себя, для общества. Ещё С.Л. Рубинштейн указал на двусторонность человеческого сознания, которое, с одной стороны, представляет собой "…познавательный снаряд, включенный в бытие и обращённый на него…", с другой стороны, "…оно не только отображение, рефлексия бытия, по и практическое отношение к нему данного индивида. Сознание человека включает, поэтому, не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.".

Ценностно-ориентационная деятельность, как и познавательная, разворачивается на двух уровнях: на уровне обыденного сознания, где она тесно переплетена с практическим познанием, и на уровне специализированной теоретической деятельности, где она выступает в роли идеологии или оценки. Несмотря на то, что ценностно-ориентационная деятельность отличается от познавательной, они схожи в структурном отношении. Ценностное сознание располагает широким спектром форм: начиная с эмпирической оценки единичных объектов и заканчивая теоретически-обощёнными оценочными суждениями в виде абстрактных нравственных кодексов, норм, заповедей.

Объектами оценки могут быть природа, человек, общество, "Я" оценивающего субъекта. Эстетические, религиозные ценности связаны, чаще всего, с первым случаем, политические и правовые – со вторым, нравственные чаще связываются с третьим и четвёртым случаем.

Ценностно-ориентационная деятельность выступает в форме производства, в форме потребления (усвоения). Здесь, также как и в вышеперечисленных видах деятельности, нельзя забывать о творчестве: создании новых ценностей и систем ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: