Аналитическая работа банка по рассмотрению кредитной заявки потенциального заемщика

Начальным этапом организации кредитного процесса в Сберегательном банке является разработка кредитной политики. Сущность кредитной политики банка состоит в безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Таким образом, кредитная политика – это определение того уровня риска, который может взять на себя банк, с целью достижения запланированного уровня рентабельности. Для реализации кредитной политики в Сбербанке разработан Регламент предоставления денежных средств клиентам банка, а так же отдельные Положения: по кредитованию юридических и физических лиц, о порядке оценки финансового состояния заемщиков, о порядке начисления и уплаты процентов по ссудам, о порядке формирования и использования резерва под кредитный риск банка. Располагая Регламентом и Положениями по кредитованию, работник кредитного отдела приступает к выполнению кредитных операций.

Порядок взаимоотношений между подразделениями отделения Сберегательного банка при оформлении кредитной документации.

 

 

На первом этапе осуществляется знакомство со своими потенциальными заемщиками на основании предоставленных ими документов: изучается сфера деятельности клиента, состояние дел в данном бизнесе на момент обращения за ссудой и в перспективе, правовой статус заемщика, его основные поставщики и покупатели, изучается цель кредита. Экономическая работа сотрудников банка на втором и третьем этапах организации кредитного процесса сопряжена с изучением и глубоким анализом определенного рода документации, имеющей строго целевую направленность, которая представляется потенциальным заемщиком банку для решения им вопроса о выдаче ссуды. Существует несколько пакетов документов, которые заемщик должен предоставить в банк:

 Документы, подтверждающие правоспособность заемщика:

­­­- копия Устава, зарегистрированного в установленном законодательством порядке (нотариально заверенная); копия учредительного договора о создании предприятия (нотариально удостоверенная);

- копия свидетельства о государственной регистрации предприятия (нотариально удостоверенная);

- справка о регистрации выпуска ценных бумаг в ФСФР (для заемщиков, созданных в форме ОАО или ЗАО);

- копии документов, подтверждающих полномочия первых должностных лиц предприятия – заемщика;

- карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом в банке, и оттиска печати (нотариально заверенная);

- справки других банков, подтверждающих наличие у них открытого предприятию расчетного счета или текущего валютного счета.

По предоставленным документам предприятия – заемщика юридический отдел банка проводит правовую экспертизу, и дает свое заключение кредитному отделу. Эта работа проводится с целью установления факта законности создания и регистрации предприятия, определения его организационно – правовой формы, сроков деятельности с момента создания, величины объявленного и оплаченного капитала, права и обязанности руководства в подписании хозяйственных и других договоров, а так же денежно – расчетных документов.

Чтобы получить более точные сведения о потенциальном заемщике, кредитный инспектор предлагает заполнить специальную анкету, в которой заемщик должен указать: наименование предприятия (фирмы, компании), юридический адрес и фактическое местонахождение, организационно – правовую форму, состав основных учредителей и их доли в уставном капитале, дату образования организации и дату начала функционирования, о наличии филиалов, представительств и дочерних структур, наименование банков, в которых открыты расчетные счета. Помимо основных данных, необходимо указать вид деятельности, срок работы в данной области бизнеса, наименование основной производимой продукции; о положение предприятия на рынке; об эффективности хозяйственной деятельности за предыдущие годы и за рабочий период текущего года, объем реализации, балансовую прибыль себестоимость продукции, среднюю оборачиваемость оборотных средств. Вместе с анкетой заемщик должен предоставить лицензию на занятие определенными видами деятельности и бизнес – план на текущий и последующие 1-2 года. Сведения, полученные из анкеты, дают кредитному инспектору возможность определить перспективность кредитования данного клиента и перейти к анализу его финансового состояния.

Следующим этапом кредитного процесса является анализ бухгалтерской отчетности клиента, расчет коэффициентов платежеспособности и кредитоспособности, оценка движения средств по счетам клиента за последние 6 месяцев, а также прогноз денежных потоков заемщика. Для этого заемщик предоставляет в банк следующие документы:

- годовая бухгалтерская отчетность за последний финансовый год, заверенная ГНИ;

- аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;

- ежеквартальные бухгалтерские балансы (с приложениями), заверенные ГНИ;

- расшифровка дебиторско – кредиторской задолженности по последнему балансу;

- выписки оборотов по расчетным счетам предприятия за последние 6 месяцев;

- справки о кредитах, полученных предприятием в других кредитных организациях;

Основным источником погашения кредитов должна выступать выручка от реализации продукции (работ, услуг). Но на случай ее фактического отклонения от запланированного уровня по различным причинам, заемщик должен располагать вторичными источниками погашения кредита, к которым относятся различного рода обеспечительные обязательства возврата ссуд (договоры залога, поручительства, банковские гарантии). На основании этого, в банк предоставляются документы, обосновывающие объем испрашиваемого кредита и сроки его возврата:

- технико – экономическое обоснование потребности в кредите;

- копии контрактов на закупку товаров, продукции, услуг, работ, под которые испрашивается кредит; копии контрактов на реализацию продукции, подтверждающие поступление выручки на счет предприятия в определенные сроки;

- планы производства, реализации или товарооборота заемщика;

- план – прогноз потоков денежных средств заемщика на период пользования кредитом;

- сведения о вложении собственных средств заемщика в кредитную сделку;

- выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО о решении оформить кредит в банке (если объем кредитной сделки превышает 25% валюты баланса заемщика);

- выписка из протокола общего собрания акционеров ОАО о решении оформить кредит в банке (если объем кредитной сделки превышает 50% валюты баланса заемщика);

Так же в банк предоставляются документы, обеспечивающие исполнение обязательств по кредитному договору:

- опись возможных предметов залога;

- документы, подтверждающие право собственности на залог;

- документы, подтверждающие реальную рыночную стоимость предметов залога;

- договор страхования закладываемого банку имущества;

- бухгалтерская отчетность поручителя (гаранта) для оценки его платежеспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: