Понятие и типы цивилизаций в истории общетсва: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный

Становление цивилизации — процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом). Распад родоплеменной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.

Однозначной трактовки этого термина не существует. Термин цивилизация интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле — только материальную культуру.

Первоначально это противоположная варварству стадия истории, основанная на разуме и справедливости. Этнографическая концепция цивилизации, в основе которой представление о том, что у каждого народа своя цивилизация (Т. Жуффруа).

В диалектико-материалистической философии термин цивилизация применяется для характеристики определенной стадии развития, следующей за эпохой дикости и варварства.

Цивилизация же — тот этап культуры, который связан с разделением труда, обменом, товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами. Она включает в себя преобразованную человеком, окультуренную природу и средства этого преобразования человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания, а также общественные отношения как формы социальной организации культуры. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность (например, буржуазная цивилизация). Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Уровень развития материального производства, техники, технологии, самого человека является тем фундаментом, без которого невозможна жизнедеятельность людей.

Три подхода к пониманию цивилизации: 1) унитарный, при котором цивилизация понимается как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. К.Ясперс выделял в ней четыре среза: доистория; великие исторические культуры древности (локальные истории); осевая история (начало всемирной истории); эпоха техники (переход к единой мировой истории). По его мысли, ситуация единства мировой истории создана Европой, которая обрела власть над миром в силу своего технологического превосходства. 2) стадиального подхода историю рассматривают как этапы прогрессивного развития человечества. По этому принципу выделяют следующие цивилизация: устная, письменная, книжная, экранная, космогенная, техногенная, антропогенная, традиционная и современная, эволюционная и инновационная. 3) На основе техногенного подхода выделяют доиндустриальную (аграрную), индустриальную (пром.) и постиндустриальную (информ.) цивилизации (У. Ростоу, д. Белл, О. Тоффлер).

Индустриальный тип сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с рыночным производством.

Постиндустриальное общество представляет собой дальнейшее развитие концепции индустриального типа цивилизации. Если в доиндустриальном обществе в экономической деятельности преобладает сельское хозяйство, в индустриальном — промышленность, то в постиндустриальном — сфера услуг, а ведущая роль принадлежит науке, образованию, информатике.

Глобализация и антиглобализация как две противоположные тенденции в современном мире. Полилог освременных традиций и столкновение цивилизаций (С. Хантингтон)

Глобализация – проц. возротания целостности миров. сообщества. Тенденеции: развитие производительных сил, средств массовой коммуникации, процесс осознания общности со всем человечеством (ментальные связи).

Антиглобализация – процесс культур обособления, связанный с осознанием уникальности и культурной исключительности отдельных народов.

Партикуляризм – практика культурной обособленности.

Самуэль Хантингтон. Работа «Столкновение цивилизаций». Соврем мир политика втсупает в новуцю фазу развития – время завершения глобальных конфликтов воснове которых политика, идеология, экономика, это время появления новых конфликтов в основе котрых столкновение цивилизаций. Линии разлома между цивилизациями – линии будущих фронтов. Этапы развитьия человеческой культуры: до 1 мировой войны существовали конфликты политичесчкие, после 1 мир войны – конфликты идеологий, конфликт культур – западных и незападных. Конфликт на почве отличий ценностей цивилизаций.

Причины разлома цивилизаций: различие цив по языку, традициям, религии; мир становится более тесным и взаимосвязанным, но одновременно растет национальное самосознание, что обостряет разногласия между народами; экономическая модернизация размывает традиции идентичности, т.е. отождествление с чем-либо.

Возникает новая форма религиозной идентификации – фундаментализм – тяготение понять истоки веры. На соременном этапе доминирует десекуляризация – отрицание светского, преобладание религиозности.

Культурные различия менее подвержены изменению чем политические и экономические различия. Идеи Хантингтона носят пессимистический характер.

Помимо пессимистических существуют и позитивные. Полилог – множетсвенный диалог, разговор многих. М. Бахтин, Ю. Лотман. Идеи культурного взрыва, культурных границ. На границе фофрмируется новое в культуре. Появляется толерантность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: