Глава III. Приемы исследовательского метода

 Собирательская исследовательская деятельность

Приемы исследовательского метода необходимо включать в уроки литературы уже с пятого класса. Именно на этой стадии обучения важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. «Иначе литературная теория с этого времени и далее будет накапливаться в виде материала для заучивания и ответов, т.е. в виде мертвого груза, эмоционально отторгаемого сознанием (что, как известно, часто происходит)».[6]

Например, при изучении устного народного творчества рассказывают учащимся и о собирателях фольклора. Учащимся можно поведать о сборниках, куда вошел фольклорный материал, собранный учащимися школ (например, Сказки, песни, частушки, присловья ленинградской области, записанные Владимиром Бахтиным. – Л., 1982.). Рассказ о работе детей-собирателей вызывает подъем энергии, им тоже хочется доказать, что и они смогут сделать то же самое. Тогда можно предложить учащимся небольшое исследование: собрать пословицы, поговорки, сказки, загадки, опросив своих родителей, бабушек, дедушек. Причем учащиеся должны быть поставлены в строгие рамки сбора материала: необходимо указывать от кого, когда, где записаны сведения, сколько лет сказителю, от кого сказитель узнал произведение. Эти правила просты и понятны для пятиклассника. Собранный материал затем обсуждается в классе, анализируется. Перед школьниками ставится задача – определить, отличается ли вариант фольклорного произведения, от приведенного в сборниках, если да, то как. Также могут быть даны дополнительные задания. Если ученики собирали пословицы, то можно проанализировать, каких среди них больше: рифмованных или нет, и почему. Прием сопоставления произведений, используемый в этом случае, подготовит ребят к более сложным заданиям в старших классах. Кроме того, тут используется прием самостоятельного анализа произведения. Работа организуется таким образом, что овладевание терминами, методами анализа и сопоставления произведений происходит естественно, становится внутренней, а не навязанной извне необходимостью ребенка. Естественным же образом учащийся обращается к чтению фольклора.

 

Исследовательская игра. Прием выдвижения учителем проблемы для всего класса

Этот прием в сочетании с исследовательской игрой особенно продуктивен для младших классов средней школы. Он включает в себя обсуждение произведения, начинающееся с того, что учитель ставит перед учениками определенный вопрос, проблему, на которые необходимо ответить в конце работы над произведением. Например, изучение «Кладовой солнца» М.М. Пришвина начинается с проблемного вопроса: почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?

Работа над произведением идет по следующему плану:

1. Работа с понятием «исследование». В чем преимущества такого метода при работе с произведением. Учитель предлагает ученикам проблемный вопрос.

2. Учитель поясняет в чем сложность отыскания ответа на этот вопрос (примитивное решение вопроса: отыскать черты сказки и были в тексте. Но) Р абота над понятиями «сказка», «быль». Можно ли выделить в тексте «сказочные» и «правдоподобные» образы?

3. Обращение внимание на детали – имена и названия людей, животных, мест. Например, почему про Настю сказано, что она была «как золотая курочка на высоких ножках»? Как учителя называли между собой Митрашу? Почему, как вы думаете, его называли «мужичок в мешочке»? Подобные вопросы задаются про собаку Травку, волка, болото, Слепую елань.

4. Разговор о родителях детей, какие сведения о них можно обнаружить в тексте. Учащиеся сами отыскивают детали в тексте и сами интерпретируют их.

5. Разговор о лесной природе, которая описывается в произведении. Можно организовать даже соревнование, кто больше расскажет о природе, описываемой в «Кладовой солнца»: какие растения, животные упоминаются, явления природы.

6. Инсценировка небольших эпизодов, показывающих, например, дружбу брата и сестры, их ссору, спасение Митраши и т.д. учащиеся играют не только людей, но и деревья, птиц, животных, выходя таким образом на понятие олицетворения.  Инсценировку можно вынести на внеурочные занятия, классные часы. Задача учителя – организовать обсуждение эпизодов так, чтобы понять причины поведения людей, роль природы в произведении. Важна консультация учителя и самостоятельная работа над эпизодами дома. Эпизоды могут проигрываться разными составами актеров. Это дает материал для сравнения понимания образов учениками.

Игровая деятельность детей, соединенная с следовательскими задачами увлекает учащихся. «Важнейший результат игр проявился в самих играх – в увлеченной художественной работе, протекавшей как бы на грани реальности и сказки».[7] Но в работе над эпизодами необходимо не выпускать из вида основную задачу учащихся – наработка материала для ответа на главный вопрос о жанровой принадлежности произведения.

7. Итоговая беседа. После работы над произведением школьники отвечают на вопрос о том, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью. Школьники приходят к выводу, что сказка и быль у Пришвина связаны неразрывно, они дополняют друг друга. Быль – это то, что есть, что происходит, а сказка – это мечта людей: о дружбе, о любви, о знании, которое можешь передать людям, о правде. Пришвин написал сказку быль о том и для того, чтобы мечты становились былью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: