Прием подготовки докладов и выступлений

Школьники могут готовить доклады уже в 6-7 классе, если учитель даст им подробную консультацию. Для того, чтобы подготовка доклада не  стала механическим конспектированием статей и пособий, учитель должен поставить перед учеником ряд исследовательских задач, заинтересовать его темой доклада. Для докладов предлагаются проблемные темы. От учеников требуется не только переработать текст статей, но и сопоставить их сделать выводы, выработать собственное мнение на проблему. Например, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина учителем решается две проблемы:

1. Как преодолеть наивно-реалистическое восприятие школьников произведение (в частности, восприятие художественных образов как реальных людей).

2. Как сделать для школьника интересным изучение произведения.

Основное направление работы по произведению: от факта - к образу. В эту работу желательно и можно втянуть весь класс. Обычно требуется два основных вида заданий: комментарии к тексту и маленькие доклады об отдельных моментах творческой истории произведения.

Комментаторы специализируются пор широкому кругу вопросов6 по хронологии (датировка событий крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева, событий жизни Пушкина и истории России в период создания повести); по историческим именам, упоминаемым в «Капитанской дочке» (граф Миних, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Гришка Отрепьев, Петр III, Елизавета Харлова, и.Н. Белобородов и др.); по словарю (пояснения к трудным, устаревшим словам и к словам общепонятным, но многозначным и очень важным в повествовании); по географии (места, изображенные в повести: Симбирск, Казань, Москва, Царское село, оренбургские степ с их городками и крепостями; расположение этих мест на карте, расстояние между ними, средства передвижения и т.д.; по эпиграфам: эпиграфы подлинные и сочиненные автором, их смысл, связь с содержанием); по фольклорным источникам, использованным в повети (песни, сказки, пословицы и поговорки).

Темы для докладов выбираются такие, чтобы раскрыть на наиболее ярких примерах суть работы Пушкина над жизненным материалом: «Внешность Емельяна Пугачева и портрет его в пушкинской повести», «Как Пушкин передал речь Пугачева», «судьба Афанасия Соколова и образ Хлопуши в повести», «Екатерина на портрете В.НЛ. Боровиковского и на страницах «Капитанской дочки», «Воспитание дворянского недоросля в жизни и в пушкинской повести», «Жизненные источники в изображении семьи Мироновых», «Последняя встреча Пугачева с Гриневым».

По каждой теме комментария и доклада хорошо иметь двух работников: легче справиться с делом и исключается возможность срыва.

Источники для комментариев и докладов доступны: тексты «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева», литературный комментарий к повести, изданный массовым тиражом в качестве пособия для учителя, толковый словарь русского языка, Большая советская энциклопедия, Детская энциклопедия.

В процессе подготовки докладов школьники учатся работать с каталогами, справочной литературой, критическими статьями и т.д. подобная работа не только позволяет узнать больше о самом произведении, но и об авторе, о прототипах героев и т.д. Сопоставление реальных людей и мест с художественными образами, акцентирование внимания на художественном переосмыслении Пушкиным реальных лиц и событий развивает школьников, прививает им умение анализировать художественный текст, глубже его понимать и видеть в произведении не только сюжет, но и идею, смысл произведения. кроме того, это органичным образом подводит учащихся к пониманию такого понятия как «художественная правда». Методисты отмечают, что представление о художественной правде иногда не сформировано даже у старшеклассников: «Весьма часто в своих работах старшеклассники оперируют критерием правдивости изображения… Но при этом у них нет четкого представления об особенностях художественной правды».[8]

 

Прием выполнения творческих заданий. Прием устного сочинения

«Школьный курс литературы не только допускает, но, в сущности, требует соединения исследования и творчества».[9] Очень важно, чтобы конкретные приемы работы были органичны и для литературного материала, и для школьников того или иного возраста.

Во время знакомства со сказками, загадками, баснями ученикам можно предложить самим сочинить сказку, или загадку, или басню. Во время знакомства с мировой литературой ученики могут пробовать писать хокку, во время изучения поэтов Серебряного века – создавать стихотворения, составленные по правилам того или иного направления (символизма, акмеизма, футуризма). В некоторых школах существует практика собирания особенно удачных опытов учеников для того, чтобы затем издавать их отдельным сборником.

 Прием устных сочинений служит развитию культуры устной речи школьника, систематизированию знаний, полученных на уроке, выработке личного аргументированного отношения к идее произведения, его героям. Ученикам предлагается определенная тема, содержащая в себе вопрос, на который нельзя ответить однозначно, определенную проблему или ситуацию. К этой теме, проблеме ученики должны быть подведены весь ходом изучения произведения, чтобы у них родилась потребность высказаться.

Например, при изучении «Кавказского пленника»  Л.Н. Толстого закономерно возникает вопрос о судьбе Дины после побега Жилина. Несомненно, горцы догадаются, кто помогал пленнику, а значит, Дине грозит смерть. Сможет ли дина сказать что-нибудь в свое оправдание? Наверное, нет. Ну а школьники? Могут что-нибудь сказать в ее защиту?

И в качестве темы для устного сочинения можно взять слова Жилина «Спасибо, умница». Можно предложить две формы работы: аналитический пересказ с отчетливо выраженным личным отношением и лирический монолог. Школьники могут подготовить настоящую защитительную речь, им можно подсказать воспользоваться обращениями к воображаемым судьям, к отцу девочки, вспомнить другие примеры дружбы, мужества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: