Методические рекомендации по УМК «Информатика и ИКТ» 2-11 кл.
Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
(федеральный перечень 2010-2011 г.г.)
СОДЕРЖАНИЕ
О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ». 2
Начальная школа. 4
Основная школа. 4
Старшая школа. 5
Учебники издательства БИНОМ по Информатике и ИКТ, включенные в Федеральный перечень на 2010-2011 учебный год. 6
Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике и ИКТ на 2010-2011 уч. год. 7
УМК «Информатика и ИКТ», 2-4 классы, автор Н.В. Матвеева и др. 7
УМК «Информатика и ИКТ», 3 - 4 класс, автор Плаксин М.А. и др. 9
УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор Н.Д. Угринович. 11
УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор И.Г. Семакин и др. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ. 20
Элективные курсы по информатике и ИКТ.. 20
Итоговая аттестация выпускников 9 классов. 21
Итоговая аттестация выпускников 11 классов по информатике и ИКТ.. 21
Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми. 24
Библиотечка учителя. 25
Серия «ИКТ-в работе учителя». 25
Серия «Информатизация образования». 26
|
|
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
http://www.lbz.ru, binom@LBZ.ru
Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
http://www.metodist.lbz.ru, metodist@LBZ.ru
Интернет-газета Издательства БИНОМ
http://www.gazeta.lbz.ru
О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов.
Первоочередными задачами, решаемыми национальным проектом в сфере образования, являются:
▪ масштабная информатизация образования;
▪ государственная поддержка инициативной, талантливой молодежи;
▪ повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками;
▪ поощрение на конкурсной основе лучших учителей и образовательных учреждений.
В настоящее время преподавание информатики и ИКТ в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться на основе принципов, определенных национальным проектом «Образование», Проектом «Наша новая школа», «Концепцией стандарта общего образования» и руководствуясь следующими документами:
· Концепция федеральных государственных стандартов общего образования (второе поколение), 2008 г., http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=261)
· Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г ., (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=21917)
· Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), 2004г. (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=21913, http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/)
· Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень), 2004г. (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=21914)
|
|
· Стандарт начального общего образования по технологии, 2004 г., (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/)
· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, 2004 г. (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/bup.doc)
· Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/)
· Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/ )
· Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/)
· Примерная программа начального общего образования по технологии (труд).
· Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г., Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=70395)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В связи с введением единого государственного экзамена в ХI классах по информатике и ИКТ, преподавание данного учебного предмета должно осуществляться в соответствии с требованиями, содержащимися в названных документах. Для их реализации, учителям необходимо внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы, отвести необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и ознакомления учащихся с новыми технологиями проверки уровня знаний по информатике и ИКТ тестовыми формами аттестации. Целесообразно спланировать и провести репетиционные пробные работы с соблюдением процедуры предстоящей государственной (итоговой) аттестации.
При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техники, санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения и осанки. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, для учеников 7-8 классов 15-20 минут, для старшеклассников 20-30 минут.
|
|
Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается разделять на два предмета.
Начальная школа
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» ведется в рамках предмета «Технология» в 3-4 классах, с целью овладения учащимися первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения, передачи информации, использования компьютера.
Программа изучения предмета, в свою очередь, учитывает программы по основным предметам и становится полезной и ученику, и учителю. Ученику «Информатика и ИКТ» помогает изучать основные дисциплины, учителю - разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний.
Основная школа.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса возможно изучение предмета по УМК Босовой Л.Л. за счет компонента образовательного учреждения (при наличии часов вариативной части школьного учебного плана) как пропедевтика курса информатики в рамках федерального компонента ФБУП в 8-9 классах. При этом курс информатики в 5-7 классах рекомендован к изучению по двум ступеням: введение в информатику и ИКТ 5-6 классы (из часов образовательного учреждения) и практикум по основам информатики в 7 классе. Такое построении позволит без проблем всем школам, использующим УМК – БИНОМ перейти на стандарты 2 поколения с точкой входа в изучение курса в 7 классе.
Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Информатика и ИКТ» представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения, а также путем дополнительных часов за счет использования модулей ИКТ в предмет «Технология».
|
|
Рекомендуется ведение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе.
При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников надо иметь в виду следующее:
· Курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентированные).
· Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы. Продолжительность одного такого курса может быть четверть или полугодие.
· Программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Оптимальная продолжительность одного такого курса – одна четверть.
В настоящее время в рамках экспериментальной работы по апробации предпрофильной подготовки 9-классников разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.
Старшая школа
С целью завершения реализации государственных образовательных стандартов и соответствующих рабочих программ (2008-09 учебный год), рекомендуется образовательным учреждениям в 11 классах выделить 1 час из вариативной части учебного плана.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен в старшей школе двумя уровнями изучения: базовым или профильным.
· Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.
· Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Предусмотренный концепцией модернизации российского образования переход к профильному обучению привёл к появлению элективных курсов (курсов по выбору). В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.
На основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования составлена примерная программа по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих учебных программ, тематического планирования курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, составляя модифицированные и авторские программы по предмету.
Учебники издательства БИНОМ по Информатике и ИКТ, включенные в Федеральный перечень на 2010-2011 учебный год
№ по ФП | Авторы, название учебника | Класс | Гриф |
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
Технология | |||
346 | Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ | 3 | Рекомендован |
347 | Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ | 4 | Рекомендован |
38 | Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ | 3 | Допущен |
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
Информатика и ИКТ | |||
568 | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ | 8 | Рекомендован |
569 | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ | 9 | Рекомендован |
570 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ | 8 | Рекомендован |
571 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ | 9 | Рекомендован |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
Информатика и ИКТ | |||
993 | Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 10-11 | Рекомендован |
994 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 10 | Рекомендован |
995 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 11 | Рекомендован |
996 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) | 10 | Рекомендован |
997 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) | 11 | Рекомендован |
Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике и ИКТ
на 2010-2011 уч. год