Скаутские организации. По статье: К. В. Хомутова. История создания и развития детских и юношеских объединений. Дополнительное образование и воспитание. № 08, 2010, с. 42 – 45

В 1901 году известный американский писатель, художник и натуралист Эрнст Сеттон-Томпсон дал начало детскому приро­доохранительному движению «знатоков» ле­са, перенявшему все яркое и необычное из традиций североамериканских индейцев.

Впоследствии он писал, что здравый смысл новой воспитательной системы за­ключался в ее игровом красочном характе­ре, в самоуправлении, которое предостав­лялось мальчишкам в конкретных делах. А главное, в нем учитывалась слабая струнка мальчишек - любовь к славе. Она учила их жить и думать.

В 1902 году Э. Сеттон-Томпсон опублико­вал серию статей о «знатоках леса», имевших большой успех. Позднее он издал «Берестя­ной свиток» (руководство для индейских пле­мен), где в занимательной форме излагались правила игры. Вскоре была создана общена­циональная организация. Пробным камнем в здании скаутизма было создание в 90-х гг. XIX века в Великобритании «Бригад мальчиков», которые первыми начали соединять строевую подготовку, атлетизм, единую форму.

Скаутизм - старейшее массовое детское и молодежное движение прошлого века. За время существования через него прошло более 200 миллионов человек. В настоящее время скаутские объединения насчитывают 119 национальных организаций в 150 стра­нах мира.

Скаутизм возник как программа для мальчиков 11-18 лет в 1907 году. Основатель скаутизма, военный по профессии, педагог по призванию, британец Р. Баден-Пауэлл ко­ренным образом переработал идею писателя Сеттон-Томпсона в соответствии с военным духом, ввел военную терминологию, воени­зированные игры. Все это стало основой но­вого воспитательного движения, в основе которого лежит идея воспитания ответствен­ности и гражданственности.

Главная цель движения скаутов - «внести вклад в развитие молодых людей, в раскры­тие в полной мере их физического, интел­лектуального, социального и духовного потенциалов как индивидуумов, ответственных граждан и членов своих местных, националь­ных и интернациональных сообществ».

Путь к достижению целей скаутского дви­жения основывается на определенных прин­ципах - это долг перед Богом, долг перед другими людьми, долг перед самим собой.

Закон скаутов определяет основные нрав­ственные качества, которые должны быть присущи каждому из них, а именно: «скаут — надежен, верен, полезен, дружелюбен, бла­городен, добр, послушен, бодр, экономен, смел, чистоплотен, религиозен».

Всемирная Ассоциация девочек-скаутов была создана в 1910 году (ее возглавила жена основателя скаутизма, Олав) и в на­стоящее время состоит из 118 национальных организаций девочек-скаутов во всем мире общей численностью 8 миллионов человек.

Членство в организации доступно для всех, особое внимание обращается на тех де­вочек, которые находятся в сложной жизнен­ной ситуации из-за отсутствия образования, слабости здоровья и экономических трудно­стей. Движение поощряет самоопределение, личную ответственность, саморазвитие, де­мократию; способствует нравственному раз­витию личности; предоставляет девочкам и девушкам возможность овладеть мастер­ством руководителя.

 

Этот список можно продолжить.

В 1992 г. был принят Закон «Об образовании» 1992 г., который ввел понятие «дополнительное образование» и перевел внешкольные учреждения в статус учреждений дополнительного образования детей (ДОД), что потребовало определения миссии, целей и задач новой подсистемы образования, выделения ее специфики, переструктурирования сети внешкольных учреждений, с учетом как наработанного десятилетиями опыта и потенциала внешкольных учреждений, так и изменившихся приоритетов государственной политики, запросов общества, вызовов времени. При этом изменился сам тип проводимой учреждениями работы: она стала образовательной со всеми вытекающими из соответствующего закона последствиями: основой их деятельности стали образовательные программы, по завершении которых каждый учащийся должен продемонстрировать достижение определенного образовательного уровня или результата. Такие задачи ставились и во внешкольной системе, но теперь они вышли на первый план, в основу построения всего процесса.

Вместе с тем, появление дополнительного образования имело особый контекст, который обычно не отражается в публикациях. Логика появления этого понятия, как неоднократно отмечала Г.П.Буданова, диктовалась прежде всего необходимостью приравнять зарплату работников внешкольной сферы к зарплате работников общеобразовательных учреждений. Придание внешкольной работе статуса одного из видов образования эту задачу успешно решило; при этом дополнительное образование встало перед необходимостью соответствовать этой категории: иметь образовательные программы определенной направленности, уровни образования, фиксировать с помощью определенных диагностических методик достижение учащимися этого уровня и др. В основной своей массе это было непонятно работникам внешкольной сферы, которые привыкли работать в понятиях воспитания, развития творчества. Так в типовой программе «Ручное ткачество» цели и задачи программы определялись следующим образом:  «Задача руководителя кружка – познакомить детей с этим удивительным видом декоративно-прикладного искусства, показать богатство и разнообразие ручного ткачества. Целью занятий в кружке является развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности. Важно привить школьникам интерес к народному искусству, уважение к труду, развить трудолюбие и усидчивость»[3]. Из этой цитаты видно, что по сути возникновение дополнительного образования вряд ли принципиально изменил характер проводимой внешкольной работы; скорее в эту сферу вошел новый язык программно-целевого планирования деятельности и ее результатов, педагогам пришлось учиться описывать свою работу в проектном залоге, разрабатывать новую нормативную базу, основой которой стали образовательные программы; объективировать результат собственной педагогической деятельности, типичный именно для дополнительного образования.

Семинары и конференции по дополнительному образованию уже конца 1990-х годов показывают, что работники системы скорее были склонны говорить об «уникальности и неповторимости» каждого учреждения и реализуемого в нем подхода. Понятия направленностей вошли в широкий обиход только в 2000-х годах. Поэтому я бы говорил скорее о постепенном вхождении  представлений об образовательной деятельности в сообщество педагогов-внешкольников; постепенном преобразовании внешкольной системы в соответствии с новой нормативной базой и осознанием специалистами образовательной функции собственной педагогической деятельности.

В первой редакции закона «Об образовании» Законодатель дает нам следующие установки, касающиеся дополнительного образования: «В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные)»[4]. «К образовательным относятся учреждения следующих типов:  … 8) учреждения дополнительного образования детей»[5]. «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: 1) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; 2) в образовательных учреждениях дополнительного образования (…в музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии)»[6]. Закон 2010 года конкретизирует содержание программ дополнительного образования, указывая что «дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие образовательные программы могут иметь научно-техническую, спортивно-техническую, физкультурно-спортивную, художественную (по видам искусств), историко-культурную, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, социально-экономическую, естественнонаучную и иную направленность»[7]

До 2010 года единственным нормативным указанием на содержание деятельности учреждения дополнительного образования была формулировка Типового положения об учреждении дополнительного образования детей: «Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется – учреждение) – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства»[8].

Работники системы, ученые, родители продолжают дискуссии о роли и значении системы дополнительного образования. Что это: пережиток социалистического строя, который не позволяют ликвидировать социальные и иные причины? Или ресурс развития нашего общества, который позволит осуществить опережающую модернизацию экономики? Осмелимся утверждать, что в контексте провозглашаемых руководством страны установок на создание инновационной экономики, роль дополнительного образования детей возрастает. При этом анализ существующей практики приводит к выводу о том, что устоявшиеся в сознании большей части общественности представления о роли, функциях и результатах деятельности бывших внешкольных, а ныне – учреждений дополнительного образования детей преодолеваются с трудом; остаются недостаточно исследованными и изученными социальные, культурные, профессиональные функции, выполняемые учреждениями дополнительного образования детей; нередко отсутствует понимание того, что этот вид образования способен решать стратегические задачи развития общества.

Структуры, призванные реализовывать молодежную политику государства, нередко делают это без учета опыта и использования потенциала системы дополнительного образования, хотя она решает задачи организации свободного времени детей, вопросы молодежной политики средствами образования, используя накопленный потенциал психолого-педагогической науки и кадровые возможности системы. Этим она с одной стороны дополняет, а с другой стороны качественно изменяет систему молодежной политики в государстве в целом. Многочисленные структуры этого направления, работая, например, с детским молодежным движением, основной упор делают на развитие общественных структур, вписывание их в существующую нормативную систему, подчас используют при создании детских общественных организаций манипулятивные психологические технологии. Аналогичная работа в сфере дополнительного образования основывается на научных подходах к созданию и развитию детских коллективов и сообществ; учитывает принципы развития личности ребенка в коллективе, интересы каждого воспитанника.

Знаменательно, что многие наработки, полученные в системе внешкольной работы, с успехом стали использоваться в лицеях и гимназиях, школах полного дня. Формы внеурочной организации работы учащихся вошли в Федеральные государственные стандарты второго поколения. Это показывает роль системы дополнительного образования в апробации новых подходов и форм, из которых наиболее успешные затем начинают широко использоваться в том числе и в школах.

В настоящее время издан ряд монографий, учебников, методических разработок, касающихся проблем дополнительного образования детей. Так, в учебнике Е.Б.Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой «Дополнительное образование детей» (2002 г.) дается всесторонняя системная характеристика системы дополнительного образования детей, обозначена его специфика, условия развития и т. д. В методическом пособии Л.Н.Буйловой, С.В.Кочневой «Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей» (2001 г.) приводятся практические рекомендации по структуре деятельности, составу, функциям служб методического обеспечения учреждений. В монографиях Л.Г.Логиновой «Методология управления качеством дополнительного образования детей» (2005 г.), «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент» (2008 г.) даются основные подходы к определению качества дополнительного образования и путях его повышения. В монографии В.А.Березиной «Дополнительное образование детей в России» (2007 г.) дается рельефная картина современного состояния системы дополнительного образования детей, основных тенденций ее развития, перспектив, приводятся основные нормативные документы, регламентирующие ее работу. Этот список можно продолжить.

В.А.Березина дает следующие определения: «Дополнительное образование детей – мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно…»[9]. Дополнительное образование на современном этапе должно способствовать «…расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости»[10]. Настоящие высказывания соответствуют существующей в настоящее время нормативной базе в области дополнительного образования детей, разработкам ведущих ученых в этой области, и, поскольку автор является работником высших органов управления образованием РФ, отражают государственную политику в области дополнительного образования детей.

Указанные выше публикации широко освещают сложившуюся на настоящий момент методологию дополнительного образования детей, его современную практику, главные проблемы этой сферы. Фиксируется уникальность опыта российской системы дополнительного образования в мировой практике, анализируется ее потенциал. Вместе с тем требуют дальнейшей разработки ряд ключевых вопросов развития системы. Какую уникальную функцию, не реализуемую другими образовательными и социальными институтами, решает дополнительное образование детей? В чем предназначение и миссия дополнительного образования? Как заявить их на уровне государственного заказа сфере образования? Как разработать концепцию и программу деятельности конкретного образовательного учреждения, ориентированного на принципы инновационной деятельности? Иными словами, это вопросы об источниках актуальности дополнительного образования в современном обществе, специфических образовательных и социальных функциях, свойственных дополнительному образованию, путях актуализации методического и практического опыта в современных условиях. И не секрет, что на эти вопросы часто приходится отвечать в оппозиции к другим видам образования – основному общему, начальному и среднему профессиональному, поскольку дополнительное образование должно занять собственную нишу, где бы оно служило не «довеском», позволяющим улучшить количественные и качественные показатели других видов, а реализовывало бы собственную, никому не присущую функцию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: