Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение

Эпикур (371-270 до н.э.) основал в Афинах философскую школу «Сад Эпикура»). Центральное место в учении Эпикура занимает этика, понимаемая как практическое руководство для достижения счастья, помощь человеку в поиске ответов на вопрос, как следует жить. Человек стремится к удовольствию и избегает страдания. Однако духовные удовольствия предпочтительны перед чувственными, так как духовные удовольствия устойчивы и долговечны, а чувственные нередко влекут за собой тяжкие страдания. Задача философов, по Эпикуру, состоит в том, чтобы помочь человеку освободиться от страха перед смертью и богами, обрести бессмертность духа, ибо смерть не имеет к нам отношения «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Цель счастливой жизни — не плотские удовольствия, а «безмятежность души».

 

Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом

Стоицизм — философское течение, ориентированное на этические проблемы, в частности, на создание идеала мудреца, безразличного ко всему внешнему, стойкого к ударам судьбы, гордого сознанием своей внутренней свободы. Зенон Китийский (333-262 до н.э.) — ученик киников, основатель школы стоиков, беседы с последователями проводились на торговой площади в портике (стоя) в Афинах. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познан­ное представление приводит к душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достиг­нуть не в вечной погоне за благом летучим, а в созна­тельном следовании космическим (бо­жественным) законам. Действие неумолимой судьбы исключает какую-либо свободу, в том числе и свободу человеческой воли. Свобода возможна только для отдельных людей, героев-мудрецов. Отсюда предложенное ими деление на мудрецов и глупцов, духовно свободных и рабов. Стоики не интересовались изучением человека, каков он есть. Они исследовали его возможность стать мудрецом (каким он должен быть). Зенон и Хрисипп считали, что моральное совершенство не зависит от природных склонностей человека, а исключительно от умственных упражнений, его интеллектуальных усилий, позволяющих быть безразличным к жизни и смерти, славе и бесславию, богатству и бедности, болезни и здоровью. В нравственной свободе, освобождении от страстей, являющихся источником пороков и бедствий человека, стоики видели путь к счастью.

Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание от суж­дений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ. По их мнению, мир текуч, изменчив, относителен, непо­стоянен, иллюзорен. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лжи­вы, разум противоречив. Невозможно избежать многих житейских вопросов, не зависящих от человека (голода, жажды, боли), но надо воздерживаться от догматичес­ких суждений – это есть осторожность, ибо познание име­ет вероятностный характер. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, без­мятежность, мудрое молчание.

Неоплатонизм

Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней антично­сти возрождаются идеи Платона и возникает новое течение в философии неоплатонизм.

Виднейшим из неоплатоников был Плотин (204/205-270 н.э.).Плотин развил учение о Едином Благе как высшем бытии и источнике всего. Он предлагал следующую иерархию:Единое Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя. Объяснил процесс реализации Единого Блага, когда оно, переполняясь самим собой, изливаясь, перехо­дит последовательно в Ум, Душу, Материю. Это процесс мнимого изливания, а не вещественного. Речь идет о сущностной связи; сущность на­ходится везде, она реализуется посред­ством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого Блага), нет добра. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому Благу (ониногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного (мистического) переживания и слияния с Единым Благом. Егофилософия дополнялась мистикой восточного происхождения.

Прокл (412-485 н.э.) стал выдающимся комментатором и систематиком учения Платона, сыграв огромную роль в популяризации его учения.

Античная философия, выводы:

• Натурфилософы видели единое многообразие ми­ра в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

• Школа Сократа — Платона развила концеп­цию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволи­ло лучше понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: