Методы коррекции травматического стресса

Все методы психологической помощи можно разделить на четыре категории.

Образовательная категория

Пострадавшие могут иметь собственные ресурсы к восстановлению, которые они находят при помощи книг и статей, через знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Создание информационного поля позволяет пострадавшим осознать, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает им возможность надеяться на то, что при обращении к специалисту их страдания будут поняты, и они получат поддержку и помощь.

Целостное отношение к здоровью. Принцип холизма.

Предполагает относиться к человеку как единому целому. Целостность предполагает необходимость и важность задействовать все резервы человеческого организма и личности: физическая активность, правильное питание, духовное развитие, использование чувства юмора. Внимание ко всем сторонам человеческой личности позволяет активизировать такие способности к восстановлению человека, которые были скрыты даже от него самого. Человек заслуживает того, чтобы к нему относились к единому целому.

Социальная поддержка.

Для выхода человека из состояния посттравматическое стресса, имеет значение социальное окружение. На кого может человек рассчитывать в ситуации психологического расстройства, какие новые проблемы в отношениях в семье и на работе возникли после травматического события - все это следует учитывать при проведении кризисных мероприятий. Сюда следует отнести наличие сети самопомощи, формирование поддержки со стороны общественных организаций.

Собственно психологическая помощь.

Психологическая помощь включает в себя работу с проявлениями горя (группы поддержки взрослым и детям, переживающим горе), снятие фобических реакций посредством работы травматическим образами и многие индивидуальные методы психологической помощи и поддержки. Особое место в системе психологической помощи занимают специально созданные методы. Это, прежде всего Психологический дебрифинг - форма кризисной интервенции, применяемый сразу после кризисного события в групповой форме и психобиографический дебрифинг, который может быть использован при индивидуальной работе с отсроченным сроком травматизации.

Характеристика реакций острого горя. Основные этапы работы с состоянием острого горя.

Острое горе – определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся несколько месяцев и переходящий затем в нормальные реакции горя. Продолжительность и интенсивность переживаний индивидуальна и зависит от многих внешних и внутренних причин.

Картина острого г оря: физическое страдание, поглощенность образом умершего, чувство вины, враждебность, утрата моделей поведения.

Реакции горя: отсрочка реакции, застревание на одном из этапов, повышенная активность без чувства утраты, появление симптомов последнего заболевания умершего, психосоматические заболевания, социальная изоляция, яростная враждебность к отдельным лицам, дальнейшая утрата форм социальной активности, вплоть до невозможности выполнять простейшую деятельность самостоятельно, депрессия.

Основные этапы работы: по Джордону:

1) признание потери

2) проживание чувств (принять и прожить боль)

3) обретение навыков жизни в тех сферах, где умерший был главный

4) создание новых связей

Горе как нормальный и патологический процесс.

З. Фрейд выделяет, таким образом, две возможные реакции на утрату, из которых одна описывается как оправданная и нормальная, а вторая носит характер патологического реагирования. Нормальным считается переживание печали, а патологический процесс обозначается как меланхолия.
При нормальной реакции горя (печали) типичны симптомы глубокой удрученности, потери интереса к окружающему миру, утраты способности любить, подавление любой активности. При этом, эти переживания остаются понятными для большинства людей, со временем они редуцируются, и человек вновь обретает душевное здоровье. Вмешательство врача или психотерапевта может быть даже нецелесообразным.
Гораздо более тяжелые симптомы отмечаются при патологическом го ре. Кроме всех симптомов, характеризующих печаль, здесь могут наблюдаться тяжелые самоупреки, самоуничижение, суицидальные мысли и т. д. Отмечается очень сильная идеализация объекта и фиксация на чувстве вины. При нормальной реакции горя помощь может заключаться в эмоциональной поддержке человека, эмпатическом выслушивании, сопровождении его в «работе, проделываемой печалью», когда реальность выносит приговор, что любимого объекта больше нет, и человек оказывается перед выбором, хочет ли он разделить ту же участь, или же найти новые объекты привязанности, новые смыслы и цели. При патологическом же процессе, осложненном указанными выше предпосылками, работа, помимо этого должна заключаться в высвобождении аффекта обиды, разочарования и ненависти, проживании, осознании и интеграции этих чувств, а также противодействии попыткам отождествления с объектом и поддержании связи с ним таким патологическим путем. Такое отождествление, в конечном счете, основано на использовании достаточно примитивного защитного механизма отрицания, обеспечивает иллюзорное сохранение объекта, что лишает человека свободы для новых привязанностей и переводит страдание в хроническую форму.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: