Управление системой подготовки

 

Под управлением обычно понимают такое корректирующее воздействие на определенный процесс, которое вызывает в нем соответствующие изменения, подчиненные определенным объективным закономерностям и направленные к лучшему достижению целей при всяких изменениях внешних условий и внутреннего состояния системы.

Главная задача управления – повышение качества тренировочной работы и эффективности мероприятий, обуславливающих раскрытие личности игрока в ходе тренировок и контроля состязаний, целенаправленное изменение физических и психических качеств свойств и явлений в желательную для тренера сторону.

Процесс управления подготовкой спортсмена имеет свои особенности, связанные с тем, что осуществляется управление живым организмом – сложной биологической системой, находящейся в непрерывном развитии под воздействием многих факторов.

Известно, что эти системы отличаются:

- высокой степенью приспособляемости;

- своеобразным сочетанием упорядоченности с частичной неупорядоченностью;

- высокой надежностью функционирования;

- зависимостью целесообразных реакций от прошлого опыта;

- объективным характером взаимодействия с окружающей средой, причем между системой и внешней средой всегда имеются определенные связи.

Процесс подготовки складывается из целого ряда факторов: организационно-методических, социально-экономических, морально-этических, охватывает широкий круг самых различных вопросов. К ним в первую очередь относятся четкая организация работы, строгая ритмичность, неукоснительное выполнение командных и индивидуальных планов, современное техническое оснащение, рациональная система контроля и управленческих коррекций [Ю.И. Портных, 1986; Ю.М. Портнов, 1997; Н.Г. Озолин, 2002].

Цель управления тренировочным процессом, с одной стороны – изменение состояния баскетболиста, доведение его до заранее запланированного уровня, с другой – поддержание состояния спортсмена на высоком уровне тренированности и спортивной формы, не допуская выхода за определенные, заранее смоделированные пределы, избегая существенного снижения подготовленности и явлений перетренированности. Успех в достижении цели зависит от знания тренером основных (победам) и промежуточных (по этапам) состояний игроков. Система управления должна обеспечить реализацию формируемых качеств, навыков, умений игрока в основные и промежуточные периоды и этапы подготовки. Тренер с самого начала годового и четырехлетнего цикла ориентирует игроков на сознательные, целенаправленные действия в соответствии с выбранной концепцией подготовки.

В практике управления тренеру чаще всего приходится принимать следующие виды решения:

- корректирующие отдельные стороны подготовки;

- оптимизирующие тренировочный режим на конкретном этапе;

- перестраивающие программу тренировки в целом;

- уточняющие программу индивидуальной подготовки того или иного игрока.

Каждый вид решений должен основываться на соответствующих научных данных и достаточной информации. Причем здесь важно не только получить усредненные критерии оценки состояния организма баскетболиста в процессе тренировки, но и изучить динамику индивидуальных адаптаций, реакций каждого члена коллектива.

Управленческие решения довольно часто приходится принимать в условиях острого дефицита времени, когда информации мало или, наоборот, чрезмерно много. В ходе тренировочного процесса тренер должен:

- быстро и точно проанализировать состояние игрока в данный момент;

- оценить ситуацию, условия, влияющие на срочность и характер принимаемых решений (способ реакции на информацию);

- уточнить чистые цели тренировки и критерии достижения командой этих целей;

- дать спортсмену конкретную, достаточно информативную рекомендацию, адресованную нужным анализаторам, с учетом эмоционального фона занятия и сбивающих факторов;

- получить ту или иную информацию от спортсмена и дать ему дополнительные советы, указания [Ю.М. Портных, 1986].

Как правило, в официальных соревнованиях немало хорошо подготовленных команд претендуют на призовые места. Но почти всегда эти места занимают команды, тренеры и игроки которых сумели в ходе спортивной борьбы реализовать преимущества, выразившиеся в более точном учете условий соревнований, в выборе более гибкого тактического плана, в дисциплине и организованности действий непосредственно на площадке.

Управление командой – это совместная работа тренера, капитана команды и игроков, имеющая свои закономерности и правила.

Управление командой требует от тренера большого мастерства, интуиции, таланта. Благодаря использованию в практике управления четко сформулированных принципов, правил, индивидуальное мастерство тренера в этом важном деле уступает место зрелому расчету и анализу объективной информации для выбора тех или иных решений.

 

 



Методы и организация исследования

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы:

1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Стенографирование игр.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

 

Анализ литературных источников

Анализ литературных трудов отечественных и зарубежных авторов позволил рассмотреть вопросы теоретико-методических основ подготовки спортивного резерва, общей характеристики бросков баскетболистов
в условиях соревновательной деятельности, а также особенности технико-тактической подготовленности игроков.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: