Маркетинговое исследование возможности увеличения товарооборота

 

С целью выявления резервов увеличения показателей товарооборота «БауЦентр»-Уфа, проведём исследование конкурентов и потенциальных клиентов. В ходе исследования будут решены следующие задачи:

Изучение конкурентной ситуации, сложившейся на момент проведения исследования на Уфимском рынке отделочных материалов. Анализ основных сильных и слабых сторон конкурентов. Выявление среди всех конкурентов наиболее сильных.

Выявление и анализ крупных оптовых потенциальных потребителей, их возможности, предпочтения, желаемые объёмы закупки и условия работы.

Анализ конкурентных позиций, отсутствующих в нашем ассортименте. Выявление потребности (объёмы и желаемые цены) в данных позициях основных крупных оптовых клиентов.

Для начала, рассмотрим всех более-менее крупных организаций, которые составляют конкуренцию на рынке строительных и отделочных материалов, и дадим им краткую характеристику.

1. Торговый дом «Радуга»

Адрес: г.Уфа, ул. Индустриальное шоссе 44а

Краткая характеристика: Шесть магазинов по городу. Один из лидеров продаж строительных и отделочных материалов оптом и в розницу по Уфе. Сейчас готовятся к открытию седьмого магазина площадью 20 000 м2. Конкурируют по всему ассортименту

2. ООО «Марзо»

Адрес: г.Уфа, ул. Армавирская 1б

Краткая характеристика: Одна из первых организаций по продаже строительных материалов в Уфе. Работают со многими фабриками на прямую. Конкурируют по всему ассортименту и являются клиентами «БауЦентр»-Уфа.

3. ООО «Сатурн -Уфа»

Адрес: г.Уфа, ул. Трамвайная 2

Краткая характеристика: Филиал московской компании. Конкурируют по всему ассортименту. Является как конкурентом, так и клиентом. Основной ассортимент, по которому конкурируют, это подвесной потолок, керамогранит сухие смеси и обои.

4. ООО «СуперСтрой», он же «СтройАрсенал»

Адрес: г.Уфа ул. Уфимское шоссе 34

Краткая характеристика: Филиал компании из Екатеринбурга. Является как конкурентом в рознице, так и потенциальным клиентом. Имеет 5 магазинов по Башкирии.

5. ООО «Вариант»

Адрес: г.Уфа, ул. Менделеева 153

Краткая характеристика: Московский филиал. Один магазин в городе, 200 м2, присутствует весь ассортимент, занимаются и оптом и розницей. Основной ассортимент по которому конкурируют это подвесной потолок, ламинат, плинтуса.

6. ООО «Галактика-Сириус»

Адрес: г.Уфа, ул. Гафури 4

Краткая характеристика: Местный магазин, занимаются розничными продажами. Широкий ассортимент. Являются слабыми конкурентами по обоям, линолеуму, ламинату и клиентами по плинтусам

7. ООО «ОлимпУфа»

Адрес: г.Уфа, ул. Трамвайная 2/5

Краткая характеристика: Оптовая компания. Занимаются только напольными покрытиями. Являются дилером компании Tarket, Синтерос, Kronostar. Склады около 2000 м2.

8. ООО «МТС Сантехника»

Адрес: г.Уфа, ул. Губайдуллина 3а

Краткая характеристика: Крупнейшая фирма в Уфе по продажи сантехники. Продает оптом и в розницу. Является как конкурентом так и клиентом.

9. ООО «Комфорт»

Адрес: г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе 4

Краткая характеристика: Местная компания. Занимаются оптом и розницей. Конкурируют по позициям: плинтуса, ламинат, пластик, МДФ, душевые кабины. Три магазина по городу.

10. С.С.С.Р (Союз Сервис Строй Ремонт)

Адрес: г.Уфа, ул. Нехаева 51/1

Краткая характеристика: Местная компания, занимается только дверями оптом и в розницу, очень большой ассортимент.

11. Представительство Волгоградского керамического завода

Адрес: г. Уфа, р-н Дёма

Краткая характеристика: Большие склады и полный ассортимент керамической плитки. Склады около 2000 м2

12. ООО «IMG Мартен Групп»

Адрес: г.Уфа, ул. К.Абрамовой 5

Краткая характеристика: Представительство Московской компании – занимаются только продажей сантехники, как импортной так и отечественного производства.

13. ООО «АЛГА»

Адрес: г.Уфа, ул. Б.Ибрагимова 88

Краткая характеристика: Розничный магазин. Занимаются пластиковыми плинтусами, погонажем.

14. ТД «Континент»

Адрес: г.Уфа, ул. Новочеркаская 16

Краткая характеристика: Местная компания. Занимаются МДФ, ПВХ завозят на прямую с заводов производителей. Большие склады – порядка 5000 м2.

15. ООО «Галерея керамики»

Адрес: г.Уфа, ул. К.Маркса 67

Краткая характеристика: Московский филиал, есть представительства в Самаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Казани, Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде, Ростове, Красноярске, Челябинске. Занимаются керамической плиткой и керамогранитом ведущих импортных производителей.

16. ООО «Сантехсбыт»

Адрес: г.Уфа, ул. Новоженова 86/2

Краткая характеристика: Оптовая организация. Конкурируют по металлическим дверям. Теперь выделим десять основных крупных конкурентов – это ТД «Радуга», ООО «Сатурн -Уфа», ООО «IMG Мартен Групп», ООО «Сантехсбыт», ООО «ТоргсервисУфа», ООО «Вариант», ООО «Комфорт», «Строй Арсенал», ООО «МТС Сантехника» и ООО «Марзо». Проведём анализ сильных и слабых сторон и конкурентных позиций ассортимента. Данные по каждой организации сведём в таблицы 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и 15.

Проанализируем первого конкурента – ООО Торговый дом «Радуга».

Проведём анализ сильных и слабых сторон ТД «Радуга».

Сильные стороны: Очень большая сеть розницы, в каждом районе по магазину. Строится новый магазин 12 тыс. м2. Широкий ассортимент. Большой выбор товара на любой вкус. Бесплатная доставка.

Зарекомендованное и узнаваемое имя на рынке строительных и отделочных материалов.

Гибкая ценовая политика, индивидуальный подход. Система кредитования.

Опытные менеджеры

Слабые стороны:

Мотивационная политика собственного персонала многих не устраивает, поэтому менеджеры уходят в «Сатурн» либо в «Строй Арсенал».

 

Таблица 7

Конкурентные позиции ассортимента ТД «Радуга»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Плитка Керамическая плитка, керамический гранит Нефрит Керамика, Керама – MARAZZI, Лира-Керамика, Пиастрелла, Шахты, Китайский керамогранит, KERAMIKA PARADYZ.
Сухие смеси Клей для керамической плитки, штукатурные смеси, гидроизоляционные составы, праймеры, герметики Atlas, KNAUF, Плитонит
Настенные покрытия Гипсокартон, МДФ, ПВХ, вагонка KNAUF, Невопласт, Союз, вагонка NOVA-PLAST,
Напольные покрытия Линолеум, ковролин, ламинат, Tarket, Sommer, Синтерос, Fatra, Kronopol, Java, Kronostar
Подвесной потолок Потолок, растровые светильники Албес, Джавели Плиты – Орион, EUROPA, Акусто-Рор, "Prima Duna Plus"
Двери, погонаж Двери, коробки, наличники, плинтуса Омега г.Ковров, Зодчий г.Новочебоксарск, ТПласт
Обои Обои под окраску, стеклообои Палитра, Эрисман, Oscar, Tassoglas, Wellton
Краски   Текс, Триоль, ВГТ
Сантехника Санфаянс, душевые кабины. Смоленск, Душевые кабины Китай.

 

Анализ конкурента ООО «Сатурн».

 

Таблица 8

Конкурентные позиции ассортимента ООО «Сатурн»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Сухие смеси, герметики Штукатурки, шпаклевки, клей, цемент, монтажная пена, силиконы, жидкие гвозди Ветонит, KNAUF, SHEETROCK, БОЛАРС, ATLAS,ЮНИС, Плитонит, MAKROFLEX
Настенные покрытия ПВХ, МДФ, обои под окраску, Гипсокартон Союз, Мегапласт, обои Версаль, Палитра, KNAUF
Напольные покрытия Линолеум, ламинат   Tarket, Кронофикс
Плитка Керамическая плитка, керамогранит Уралкерамика, Керабуд
Подвесные потолки Реечный, кассетный, растровые светильники Люмсвет,USG EUROPE, NORTHCLIFFE, Плиты – Аврора, Таурус, Минерал Вул, Нептун, Кнауф-Дизайн, Кнауф-Акустика
Краски, лаки Краски, эмали, лаки, колера, растворители, добавки для растворов и бетонов ТЕКС, Ленинградские краски, Пуфас, Плитонит
Двери Межкомнатные двери Килсгард (Финляндия), Олови (Россия), Веллдорис (Россия)
Сантехника Ванны, санфаянс, смесители Акватон, Визэмаль, Вилла

 

Проанализируем сильные и слабые стороны ООО «Сатурн».

Сильные стороны:

Большие склады с хорошими товарными остатками

Стабильное финансовое положение

Бесплатная доставка

Хорошие кредитные условия

Работают и в розницу и оптом

Несколько магазинов по городу

Хорошая мотивация для сотрудников

Интенсивная реклама

Опытные менеджеры

Слабые стороны:

Наёмные водители на доставке, из-за чего возникают постоянные недостачи

Минимальная наценка на некоторые позиции ассортимента

Анализ конкурента ООО «IMG Мартен Групп».

 

Таблица 9

Конкурентные позиции ассортимента ООО «IMG Мартен Групп»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Водонагреватели (конкурентная заказная позиция) Запорная арматура, контрольно-измерительные приборы, насосы, отопление, трубопровод Конорд, ARISTON, Ferroli, Comap, WILO, VALTEC, HEISSKRAFT, ROVALL, PILSA, RIFAR, Danfoss, Remer, Isocom, ЭВАН
Сантехника Мойки, умывальники, унитазы Гомель, Киров, Тула, Воротынск, Чебоксары

 

Сильные стороны:

Широкий ассортимент. Более 5000 позиций в наличии на складе

Более 10 000 позиций на заказ

Большой склад около 1500 м2

Бесплатная доставка

Широкий ассортимент

Слабые стороны:

Не удачное место расположения

Малоизвестная компания (открылись недавно)

Недостаточная реклама

Следующим крупным конкурентом можно выделить ООО «Сантехсбыт».

Данная организация является сильным конкурентом по стальным дверям «Steel Doors» (производство Китай). Минимальная оптовая цена 3 500 руб., в розницу не продают. «БауЦентр» также может дать отпускные цены 3 500 (с наценкой 10 %), минимальная же оптовая цена составляет 4 200 руб.

Проведём анализ сильных и слабых сторон.

Сильные стороны:

Большие запасы товара

Частые поставки

Слабые стороны:

Часто сменяемая номенклатура «ходовых» позиций

Минимальные наценки

Минимальная реклама

Анализ конкурента ООО «Торгсервис Уфа».

 

Таблица 10

Конкурентные позиции ассортимента ООО «Торгсервис Уфа»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Подвесные потолки Плиты, системы, реечный потолок, кассетный потолок, растровые светильники ОМО(Россия), Люмсвет, ГРИЛЬЯТО, SKY(кассетные потолки)
Cтеновые панели ПВХ Fine Line
Плинтуса Пластиковые плинтуса Fine Line

 

Сильные стороны организации:

1. Крупная компания с московским финансированием

2. Большие склады, около 1800 м2

3. Широкий ассортимент по подвесному потолку и светильникам

4. Лояльная система скидок и кредитования

Слабые стороны:

1. Недостаточная реклама

Основным конкурентом по оптовой продаже сантехнических изделий является ООО «МТС Сантехника». Зарекомендовавшая себя крупная фирма в г. Уфе по продаже сантехники эконом-класса.

 

Таблица 11

Конкурентные позиции ассортимента ООО «МТС Сантехника»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Сантехника Ванны, мойки, умывальники, унитазы, биде, чаша Генуя, смесители BellRado,Сантехпром (Караганда), Emalia(Польша), Roca Metaliberica(Испания) Ксанта (Кыштым Челябинская обл.), Стройполимеркерамика (Воротынск), SANTEK(Чебоксары), Нептун(Ставрополь), Rubineta(Литва)

 

Сильными сторонами данной организации являются:

Расширенный ассортимент в одном направлении

Все в наличие на складах в Уфе

Семь магазинов по городу по 150-200 м2

Оптовые и розничные продажи

Сильная реклама

Большие склады, около 2 500 м2

Бесплатная доставка

Слабые стороны:

Многих оптовиков не устраивает система скидок и кредитования

Несколько складов находящихся в разных частях города

Анализ конкурента ООО «Вариант».

 


Таблица 12

Конкурентные позиции ассортимента ООО «Вариант»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Подвесной потолок, Светильники растровые Плита, система, светильники, лампы Система Промет, плита – Арктика, Лагуна, Ontario(влаг), Арктика –С(влаг) Люмсвет, Технолюкс, Нордклифф, Опал
Напольные покрытия Ламинат 31 до 32 класса линолеум бытовой, полукомерческий Kronostar, Kronotex, Dekofloor, Cинтерос, Tarket,Стерлитамак
Плинтуса пластиковые Плинтуса и комплектующие KORNER, ТПласт
Настенное покрытие Панели МДФ, ПВХ, вагонка, Гипсокартон Союз, Кроностар, Knauf
Обои   Версаль, PROColour
Сухие смеси   Knauf, Волма, Биопласт, Ветонит, Стройка, Плитомикс, Атлас, Шитрок
Керамогранит   Пиастрелла

 

Сильные стороны организации:

Хорошая реклама

Обученные продавцы

Удобное месторасположение магазина

В каждой ассортиментной линейке как минимум три производителя

Слабыми сторонами являются:

Маленькие склады не более 500 м2.

Маленький тесный выставочный зал

Следующим конкурент ООО «Комфорт».

Проанализируем сильные и слабые стороны организации. К сильным сторонам ООО «Комфорт» можно отнести:

1. Хорошая реклама

2. Лояльные условия кредитования

3. Конкурентоспособные цены

4. Хорошее место расположение

Слабые стороны:

Маленький склад, менее 500 м2

Товар не всегда в наличии

Отсутствует доставка

 

Таблица 13

Конкурентные позиции ассортимента ООО «Комфорт»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Потолок Плита потолочная ламинированная цветная, инжекционная Уют, Кин, Формат, VTM
Напольные покрытия Ламинат, подложка Кроностар
Настенные покрытия Панели МДФ,ПВХ, вагонка Мастер и К, Кроностар, Стерлитамак
Пластиковый плинтус Плинтуса и комплектующие Декопласт,Berghowt
Душевые кабины Гидромассаж Китай

Следующий конкурент ООО «Марзо» - является как конкурентом, так и постоянным клиентом «БауЦентра».

Сильные стороны:

1.Одна из самых «старых» и зарекомендовавших себя организаций в Уфе

2. Хорошие связи с крупными строительными организациями Башкирии

3. Бесплатная доставка

Слабые стороны:

1. Оптовые склады далеко за городом, неудобство перемещения

2. «Текучка» кадров

3. Главный акцент делают на строительных организациях, с перепродавцами практически не работают

4. Не развивают розницу

 


Таблица 14

Конкурентные позиции ассортимента ООО «Марзо»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Потолок Плиты, железо, светильники OASIS,COMTECH,Китай
Напольные покрытия Линолеум, ламинат, подложка Синтерос, KRONOSPAN, Tarkett
Керамическая плитка Керамическая плитка, керамогранит Китай, Екатеринбург, Шахты, Орел, Подрезково Харьков, Сокол, Волгоград, Воронеж,
Сухие смеси и клеи Сухие смеси Плитонит, Быстрой, Биопласт, Кнауф
Сантехника,смесители Санфаянс, сантехника, смесители Киров, Китай, Керамика-Волга, Ростов
Настенные покрытия Гипсокартон, Обои Кнауф, Версаль, Пермь, Ульяновск
Двери металические   Китай

 

И последним, из основных конкурентов, рассмотрим «Строй Арсенал».

 

Таблица 15

Конкурентные позиции ассортимента «Строй Арсенала»

Товарные группы Товарные подгруппы Брэнды
Гипсокартон Гипсокартон и комплектующие Knauf
Сухие смеси Сухие смеси, лаки, краски, герметики Knauf, Юнис, Litocol, Биопласт, Плитомикс, Sheetrock, Лакра, Текс, Krass
Настенные покрытия ПВХ, МДФ, обои Садко, СОЮЗ СКИФ, Wellton Эрисман, Палитра.
Потолок Подвесной потолок, реечный потолок, зеркальный потолок Плита – Нептун, Байкал, Оазис Плюс, Дюна Плюс
Плитка керамическая Плитка, бордюры, декоры, керамогранит Шахты, Кварц, Керамин, Смальта,Керамогранит, Керабуд
Напольные покрытия Ламинат 31- 32 класс, линолеум бытовой, полукомерческий Tarket,ABERHOF,RINOX, Синтерос,Tarket
Плинтуса   Садко, Cezar
Двери Двери межкомнатные, коробки, двери железные доводчики,наличники Прагма,JITE Форпост

 

Сильные стороны:

1. Сеть магазинов по России

2. Большие склады, более 2000 м2

3. Розничный магазин самообслуживания площадью около 12 000 м2 – первый магазин в городе Уфе такого масштаба.

Слабые стороны:

1. Большой ассортимент, но не всегда в наличии

2. Плохое обслуживание клиентов на отгрузке

3. Для поставщиков выставлены кабальные условия

4. Персонал плохо подготовлен

Таким образом, проанализировав основных конкурентов можно разделить их на три группы:

Сильные конкуренты.

В данную группу относятся те организации, конкурентная борьба с которыми основывается на постоянном сборе и анализе информации о ценах на конкурирующий товар, об остатках на складе и сроках поставки, о возможности выполнения определённых объёмов закупки. Данную информацию приходится получать такими методами конкурентной разведки как: опрос общих клиентов, опрос общих поставщиков, сбор сведений от других конкурентов, незавершенная пробная покупка, организация попытки сотрудничества под видом потенциального покупателя.

Сюда входят:

ООО «ТоргСервис Уфа» - основной конкурент по подвесному потолку

ООО «Сантехсбыт» - конкурент по металлическим дверям

ООО ТД «Радуга» - конкурирует по пластиковым плинтусам, настенным покрытиям и линолеуму.

Конкуренты – клиенты

В эту группу входят организации, с которыми поддерживается концепция сотрудничества. То есть по некоторым позициям ассортимента они являются нашими клиентами, а по пересекаемым позициям существует устная договорённость по минимальным оптовым ценам, с целью не перебивать клиентов друг у друга.

Сюда входят:

ООО «Сатурн» - сотрудничают по пластиковым плинтусам, сантехническим изделиям, электрике.

ООО «МТС Сантехника» - закупаются у нас сантехникой «Стройполимеркерамика» г. Воротынск и китайскими душевыми кабинами.

ООО «Марзо» - закупают пластиковые плинтуса, керамогранит.

Слабые конкуренты.

К ним можно отнести организации, с которыми не ведётся конкурентной борьбы, поскольку их деятельность не оказывает существенного влияния, так как является в основном розничной или мелкооптовой.

Сюда входят:

ООО «Вариант»

ООО «IMG»

ООО «Комфорт»

«Строй Арсенал»

Как уже говорилось выше, одной из задач отдела сбыта является - исследование рынков сбыта и их расширение, с целью увеличения товарооборота. В таблице 15 приведены результаты исследования четырёх крупных организаций (потенциальных клиентов) – их ассортиментный ряд, поставщики основных групп товаров и неудовлетворённые потребности в товаре на сегодняшний день.

 

Таблица 16

Исследование потенциальных клиентов

Название Описание клиента Ассортиментная линейка Поставщики
1 2 3 4
1. Торговый дом «Радуга» Самостоятельная компания. Занимается оптовыми и розничными продажами. Плитка Нефрит, Керама –MARAZZI, Лира-Керамика Пиастрелла, Шахты, керамогранит Китай, Линолеум Tarket, Sommer Синтерос, Fatra Ковролин – Зартекс, Таркетт ЛНЛ –Плинтуса Боротекс, ТПласт. Настенные покрытия Невопласт, Союз, NOVA-PLAST, ламинат Kronopol, Java, Kronostar,Tarket, душывые кабины Китай. 1. Плитка непосредственно на заводах производителях. 2. Сухие смеси – на заводах производителях. 3. МДФ и ПВХ – на заводе. 4. Линолеум –дилер TARKET и Синтероса 5. Плинтуса Т. Пласт - дилеры 6. Душевые кабинки закупают в Челябинске. 7. Подвесной потолок закупают у Московской оптовой компании.
2.ООО «Cатурн» Московский филиал. Занимается оптовыми и розничными продажами. Плитка: Керама –MARAZZI, Лира-Керамика (Москва), Пиастрелла, Шахты, Китайский керамогранит, KERAMIKA Максит-Ветнит (Финляндия), Сухие смеси: KNAUF, SHEETROCK(США), БОЛАРС(Россия), ATLAS(Польша), ЮНИС (Россия), Плитонит LUXTAPE (США) 1. Плитка – все на заводах производителях. 2.Сухие смеси – на заводах производителях. 3.Гипсокартон – на заводах производителях. 4.Монтажная пена – являются дилерами. 5. Ламинат, линолеум – у дилера в Уфе. 6. Подвесной потолок – поставки из Китая. 7. Коммерческий линолеум – закупают в Москве, перебои с поставками.
3.ООО «Иштар» Строительная организация – строительство и отделка жилых зданий и торговых центров. Потребности очень широкие. Закупаются у «Радуги», «Сатурна»
4.ООО «Марзо»   Плитка Волгоград, Сокол, Воронеж, Шахты, Пиастрела, Керамин, Китай Линолеум Синтерос, KRONOSPAN, Тarkett Сухие смеси Плитонит, Быстрой, Биопласт, Кнауф Все также возят сами. Кроме потолка – берут у Московского поставщика. Есть интерес по коммерческому линолеуму.

 

Выводы и предложения

ТД «Радуга» - возможность заинтересовать ценами на китайские душевые кабины, на керамическую плитку «ЕвроКерамикаВолга» г. Печоры (поставка вагона напрямую с завода им на склад). Их условия: отсрочка платежа 30 дней, строгое выполнение сроков поставки, при заказе крупного объёма, постоянное наличие на складе закупаемого ими товара. Так как организация существует на рынке очень давно и за это время, заработала авторитет и узнаваемое имя, есть смысл понадеяться на её платёжеспособность.

ООО «Сатурн» - уже давно является клиентом «БауЦентра» по пластиковым плинтусам, сантехническим изделиям и электрике, и зарекомендовал себя как серьёзная платежеспособная организация. Единственная ниша, которой мы могли бы воспользоваться – это коммерческий линолеум (потребность 1500-2000 м2 в месяц – это около 650 тыс.руб.), которого у нас в ассортименте ещё нет.

ООО «Иштар» - закупаемый ассортимент очень широк, так как организация занимается строительством и отделкой. «Иштар» является строительной организацией, то есть полная оплата за их работу, производится после сдачи объекта, поэтому со сроками погашения задолженности могут возникнуть проблемы. В месяц выбирает товара на 300 – 500 тыс. руб. Много объектов по городу и районам.

ООО «Марзо» - уже закупаются пластиковыми плинтусами и керамическим гранитом, на условиях отсрочки 15 дней. Работают с «БауЦентром» более 2-х лет. Сначала были проблемы с оплатой в установленные сроки. За последний год их объёмы значительно выросли, сменился директор, сейчас всё оплачивают без значительных просрочек. Есть потребность в подвесном потолке (10 тыс. м2 в месяц – около 1 млн. руб.) и в коммерческом линолеуме (1000 - 1500 м2 в месяц это около 450 тыс.руб.)

Таким образом, можно сделать вывод что, есть шанс привлечь, рассмотренных выше клиентов, путём введения в ассортимент отсутствующей, но востребованной позиции, а именно коммерческого линолеума. Такой шаг позволит организации заполнить выявленную товарную нишу и увеличить товарооборот.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: